Вместе весело... читать!

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (146 оценок)

Скажу сразу, научить ребенка читать в три года в мои планы не входило. Поэтому никакой самоцели у меня не было. А был огромный интерес моего старшего сына к знакам. В полтора года он уже знал все буквы (а точнее, звуки). Мы часто просматривали книги, сын тыкал пальчиком в картинки, а позже заинтересовался и текстом. Игнорировать потребности ребенка, мотивируя тем, что "не дорос ишшо" было бы неправильно, ибо задача родителей заключается как раз в том, чтобы организовывать для ребенка необходимую развивающую среду.

В два года я купила ему "Говорящую азбуку". Она представляла собой плакат с напечатанными в порядке алфавита буквами с картинками с сенсорным управлением. К сожалению, покупка интересной и увлекательной игры проявилась большим стратегическим просчетом. Дело в том, что Азбука произносила не звуки, а буквы. А обучение чтению по буквам обычно чревато большими проблемами на фазе образования слога. Сын начал путаться, использовать в речи и звуки, и буквы. Пришлось внести некоторую ясность. Мы договорились, что у буквы, как и у человека, бывает имя и образованное от имени прозвище, которое уместно в близком общении.

— Ты — Артем, — говорила я, — А я к тебе часто обращаюсь "Тема". Так и буква, например, официально называется "эль", а в тесном кругу своих друзей, других букв, стоящих рядом с ней, зовется "л". Такое объяснение ребенка устроило, и со временем путаница в обозначениях самоликвидировалась.

Сыну было два с половиной, когда он захотел постичь тайну слова. Самое трудное в обучение чтению — научить сливать буквы в склад или в слог. Слог — это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных. Например, ма-ши-на , дом, стол. Складом же считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. То есть любое необходимое для произношения мышечное усилие. Это ма-ши-на, но до-м и с-то-л. Складовой метод еще известен со времен Л.Н.Толстого, а в наши дни на нем базируется широко известная система Зайцева. Поэтому я решила попробовать именно складовой метод обучения чтению.

Я приобрела картонные карточки с буквами и мы начали игру. В домиках жили гласные буквы, они умели петь. К ним в гости по очереди приходили согласные, и когда они собирались вместе в одном домике, получалась замечательная песня: "ля-я-я". Гости быстро менялись. Например, сначала в гости к "а" пришла "л" — "ла-а-а", потом "л" быстро меняется на "п" — "па-а", потом еще быстрее появляется"с" — "са", затем "ка", "ра", "да", "ба" и т.д. При такой быстрой подаче ребенок улавливает — гласная остается прежней, меняется согласный, то есть именно от него зависит начало склада (или слога, в данном случае неважно). Как только произойдет щелчок в сознании ребенка, можно будет считать, что половина дела сделана.



— Ба!

— А теперь? — спрашиваю я и меняю "б" на "т".

— Та! — радостно вопит ребенок.

Этот этап нужно очень хорошо проработать. Ребенок практически на автомате должен выдавать правильный ответ. У нас это заняло около месяца. Затем начинаем осваивать простенькие слова: ма-ма, ра-ма, ра-на, па-па, ла-па, ла-ма, до-м, со-м, со-р, бо-р. Слова лучше подбирать по тому же принципу — от одного звука изменяется само слово. Постепенно усложняем: со-ро-ка, во-ро-на, к-ра-н, к-ра-б. Вводим "мягкий знак": пе-нь, де-нь, ле-нь. И наконец, слова, начинающиеся с гласной: о-се-л, о-ре-л, а-п-те-ка. Для Артема самыми сложными оказались именно такие слова. Долгое время он упорно переставлял звуки местами, читая вместо "аптека" "патека".

Еще одна сложность возникла со словами, типа "машина", "животик", "жираф" и т.п. Сын упорно не хотел произносить [машЫна], он читал [машииина]. Тут нам волей-неволей пришлось обратиться к орфографии и ее правилу "жи, ши пиши с буквой и". Дабы объяснить это на доступном для ребенка уровне, я придумала такую историю. Буква ы была буквочкой вредной, неуживчивой. Не все буквочки могли с ней ладить, а две буквы "ш" и "ж" и вовсе так с ней поссорились, что даже в склад не хотели с ней вставать. Вместо нее они позвали букву "и", так как она больше всех на нее похожа по звучанию. С тех пор все слова с "жи" и "ши" пишутся с буквой "и", хотя и произносятся с [ы].

Когда этап собирания слова по складам пройден, можно начинать писать слово целиком, не расчленяя его. Для начала берем слова попроще, состоящие из двух-трех складов, постепенно вводим более сложные. Самым любимым словом у Артема стало прилагательное — аварийный. Дело в том, что мы часто ездим в маршрутках, и табличка аварийный выход присутствует практически в каждой из них. Вообще, чтение вывесок — это очень увлекательное и полезное дело. Для ребенка становится понятно, зачем люди должны уметь читать, ведь за каждым набором букв скрывается какая-либо информация.

На эту тему могу порекомендовать очень интересную игру. Это игра в поиски клада. Вы прячете что-либо интересное и предлагаете ребенку найти это. Для этого даете ему записку, в которой он может прочитать, например, "стол". Ребенок бежит к столу, а там его ждет следующая записка, например, "комод". Ребенок бежит к комоду и берет еще одну записку и т.д. Таким образом выстраивается цепочка из 5-7 записок. Когда же ребенок отыщет клад (киндер-сюрприз, конфету), радости его не будет предела, ведь это будет самая честная награда за его "труды".

Когда мы благополучно преодолели все трудности, связанные с прочтением слов, наступила очередь словосочетаний и предложений. Но в силу возраста ребенок еще не мог удерживать в памяти всю информацию и успевал забывать то, что уже было прочитано. Торопить события не имело смысла, но сыну все же хотелось читать рассказы. Поэтому мы стали играть в такую игру. Я рассказывала сказку (по известному сюжету или выдумывала на ходу), а отдельные слова записывала. Например: "Жил-был кот (слово написано). И был у него свой дом. А возле дома был сад. В саду было много фруктовых деревьев". И т.д.

Кстати, хотелось бы сказать по поводу начертания букв. Буквы должны быть достаточно крупными (для трех-четырехлетки не менее 1 сантиметра) и четкими (лучше писать черным фломастером на белом листе бумаги). Исходя из этого, можно предположить, что далеко не каждая книга подходит для ребенка такого возраста. Например, тот же классический букварь для малыша набран слишком мелким шрифтом.

Хотелось бы предостеречь родителей еще и от соблазна научить ребенка писать буквы самому. Мелкая моторика в этом возрасте еще не достаточно развита, и ребенок, пытаясь изобразить нечто похожее карандашом, будет выворачивать руку, а это чревато неправильной постановкой руки в школе, формированием плохого почерка. Для обучения написания слов можно использовать кубики, буквы на магнитах, карточки, можно также конструировать буквы из подручных материалов — счетных палочек, фломастеров и т.п.

Через полгода сын стал читать довольно бегло, усовершенствовались некоторые ментальные навыки, кроме того ребенок просто повзрослел. Иными словами, к покорению целых предложений возникла психологическая готовность. И тогда мы начали осваивать текст по-настоящему.

Сейчас Артему 4 года, для него стали доступны тексты из пяти-шести предложений. Но это уже неважно. Главное, ведь не научить ребенка читать (а при практически стопроцентной грамотности населения это не такое это большое достижение). Главное — привить интерес к книге, и, более глобально, взрастить любовь к литературе.

И напоследок любимое наше стихотворение Валентина Берестова:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, почитай еще страницу!"
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
БАДы для мозга, одобренные учеными
Как поддержать здоровье мозга и замедлить его старение
Оставить комментарий к статье "Вместе весело... читать!"

Вы не авторизованы.

Уж не знаю как меня научили читать, знаю что в 5 лет я читала, причем все что попадалось под руку. В 6 лет пошла в школу и меня дико раздражало когда дети читали по слогам, с трудом понимая прочтенные слова. Теперь у меня растет дочка которой сейчас 3,5 лет, она без проблем называет все буквы, узнает легкие слова: мама,деда, и прочие коротенькие слова, которые я ей писала и показывала. Но складывать буквы в незнакомых словах у нее не получается. В итоге до меня дошло, что надо в какой-нибудь игре объяснить ей как между собой складывать буквы в те самые пресловутые слоги. С горем пополам показала ей пару легеньких слогов, она с радостью по слогам сложила слово соп-ли из магнитных букв. На этом наше обучение закончилось. Не знаю, может попозже через месяц два или через год попробую еще раз поиграть с ней слоги-слова, а вообще-то я надеюсь что к тому времени она сама поймет как складывать слова из букв, как когда-то я сама в детстве, не заморачиваяь на слогах.
2008-11-14, наталия
Лариса! Вы большая молодец. Я по свему ребенку знаю как трудно и долго дается процесс обучения чтению. Моей дочери 3,8, интерес к чтению конечно есть, но не хватает терпения и усидчивости. Как только не помнит букву или чего-то не запоминает начинает психовать. В этом деле настойчивость важна и изобретательность. Так что вы большая молодец. Попробую учить ее как вы. Надеюсь получится. Спасибо!
2008-12-02, Катя
Здорово, я свою дочь тоже таким образом научила читать. Сейчас ей почти 5 лет и она читает тексты из разных книг, но еще я прошу ее рассказать о прочитанном, а вот с сыном не получается. В свои три года он может только некоторые слоги читать.
Мамочки, вы не представляете. как легко работать с детьми в первом классе. когда они умеют хотыбы по слогам читать!
2008-09-30
ой как для меня актуальна ваша статья. Сейчас пытаюсь дочку научить читать, но моя ошибка состоит в том, что к 2м годам я ее научила правильно произносить буквы и выучили с ней весь алфавит. А сейчас она не понимает что такое звук и при чтении называет буквы, не может связать их в слог.

2008-09-08, Шейла
Большое спасибо за такие теплые отзывы. Честно говоря, я уже настроилась на летящие в мою стороны помидоры, так как сталкиваюсь с этим довольно часто. Например, в общественном транспорте, когда ребенок начинает читать вслух информационные таблички:)

2008-09-08, Ларo4ка
Сижу выписываю основные тезисы из статьи. Сегодня же после садика попробую по-новому подойти к обучению сына чтению. Опыт ценен еще и тем, что речь идет о мальчике, девочки как-то сообразительней в этом возрасте и легче обучаются. Спасибо за статью.
2008-12-03, Маняшша
классная у вас фантазия! а вообще самая главная мысль - в конце статьи: важно не научить читать, а привить любовь к чтению. Это, всё-таки, сложнее.
2008-09-08, Подсолнух и ёж
Поделитесь:

08.09.2008
Обновлено 29.05.2020
Близкие по теме статьи
Отдых с детьми: 2 дня в Мышкине. Экскурсии, музеи, квест
Отдых с детьми: 2 дня в Мышкине. Экскурсии, музеи, квест
В Мышкин – на осенние каникулы. Программа экскурсий – подробно
Читать вместе - весело! Китайская вечеринка и еще 10 причин полюбить книги
Читать вместе - весело! Китайская вечеринка и еще 10 причин полюбить книги
Книги в многодетной семье: что мы читаем и для чего ходим в библиотеку
Жил-был кот
Жил-был кот
Басня про ленивого кота.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!