До его рождения вы подготовили, обставили и украсили его комнату, чтобы ваш маленький баловень чувствовал себя в ней уютно. Это образцовая комната, красивая и… безупречная: нигде не валяются игрушки и одежда, нигде ни пылинки, ни крошек от печенья на ковре. В некотором роде она оставалась в вашем ведении — расположение и порядок вещей в ней соответствовал вашим представлениям и потребностям. Но вот малыш подрастет, совершает открытия, начинает исследовать обстановку. Отныне комната принадлежит ему, а родителям надлежит уважать это выделенное пространство.
Зачем детям уединение?
Личное пространство воспринимается человеком как часть собственного "я". Поэтому на вторжение в него и взрослые, и дети реагируют как на агрессию против "я". Кроме того, это место, где можно побыть исключительно наедине с собой, ведь даже самым близким вход сюда без разрешения хозяина запрещен. Крайне важно, чтобы родители с уважением и тактом относились не только к частному пространству своего ребенка, но и к личному времени, во время которого он хочет побыть один, к той сокровенной части его души, куда ему не хочется никого пускать. Тем самым они помогают ему стать самостоятельным, сохраняют его индивидуальность и закладывают фундамент будущих доверительных отношений со своим малышом. Своя территория — это еще и возможность почувствовать себя уверенно, ведь это своеобразное королевство, в котором можно полновластно править. Здесь есть место для увлечений крохи, мелочей типа бусинок и стеклышек, которые кажутся ненужным хламом родителям, но могут быть настоящим сокровищем для малыша. Здесь можно заниматься тем, что нравится...
Все это и дает ребенку ощущение психологического комфорта на своей территории.
Таким образом, у всех детей есть потребность в уединении, но эта потребность выражается по-разному и появляется в разное время: например, один ребенок лишь в семь лет начинает закрывать за собой дверь туалета, а другой уже в пятилетнем возрасте избегает переодеваться у всех на виду. Но, несмотря на различия, есть и общие тенденции. Вот чего можно ожидать в каждом возрасте.
Младенцы.
Зачем им это нужно?
Для младенца время, проведенное в одиночестве, — это время бездействия и возможность отдохнуть от общения. В период такой передышки малыш учится занимать себя сам. Так, в семье трехлетней Маши рассказывают исторщо о том, как, будучи еще совсем маленькой, она любила смотреть из окна на огромный старый дуб, на котором птицы свили гнездо. При этом есть дети, которые могут агукать, играть со своими пальчиками или с погремушками до 20 минут подряд, но есть и те, кому достаточно нескольких минут в день.
Как об этом узнать? В самом разгаре игры ребенок может начать отводить глаза, отворачиваться или суетиться. Таким образом он дает вам знать, что переутомился и нуждается в некотором времени на восстановление сил и внимания.
Дети раннего возраста (1-3 года).
Зачем им это нужно?
Обожаемый малыш, который не сводил с вас глаз и начинал горько плакать, как только вы выходили из комнаты, вдруг заявляет вам: "Я хочу побыть один!" Для родителей это может стать настоящим шоком. Тем не менее, примерно с полутора лет всем детям действительно необходимо проводить какое-то время в одиночестве. На втором году жизни дети начинают осознавать свою независимость, отдельность от других. Поэтому малышу нужно дать возможность попрактиковать свою самостоятельность. Однако не забывайте, что мир кажется ребенку очень большим — он может просить вас уйти, но не слишком далеко. Он прикрывает дверь, но не захлопывает ее до конца.
Как об этом узнать? Конечно, дети этого возраста еще не могут точно сформулировать свое желание побыть в одиночестве, поэтому не удивляйтесь, если ребенок начнет просто отталкивать вас или ни с того ни с сего расплачется. Тема уединения возникает в этом возрасте также в связи с приучением ребенка к горшку. Часто дети стараются спрятаться, чтобы сходить в туалет. Ребенок учится владеть своим телом, и в это время ему нужно побыть одному.
Младшие дошкольники (3-5 лет).
Зачем им это нужно?
Дети постепенно становятся более самостоятельными и начинают обучаться полезным навыкам — самостоятельно одеваться, наливать себе сок, пользоваться ножницами. Они хотят скорее вырасти и почувствовать себя взрослыми, а это очень сложно, когда вокруг тебя хлопочут мама с папой и ежеминутно предлагают свою помощь. Чтобы потренироваться в освоении бытовых действий, ребенок пытается выйти из-под тотального контроля взрослых.
Кроме того, дошкольники начинают разыгрывать различные ситуации и примерять на себя роли. Некоторые малыши очень смущаются, если знают, что вы наблюдаете за их игрой.
Как об этом узнать?
Не удивляйтесь, если ребенок пытается выпроводить вас из своей комнаты. Например, четырехлетняя Даша стала играть со своими плюшевыми игрушками в платяном шкафу, ведя с ними долгие разговоры. Если мама заглядывает к ней, она тут же говорит: "Мама, уходи" — и не начинает игру, пока снова не останется одна. Не стоит обижаться на такое поведение, ведь в нем нет ничего личного, и нужно лишь использовать возможность обучить ребенка, как вежливо просить, чтобы взрослые оставили его одного. Дети в этом возрасте обожают секреты — им приятно осознавать, что они знают что-то, чего не знает никто другой. Маленький Миша каждый вечер перед сном прячет свою любимую машинку, а утром, проснувшись, в первую очередь вынимает ее из тайника.
Идеальный (бес)порядок
Обычно именно младших дошкольников родители начинают приучать к чистоте и порядку. Уборка в своей комнате часто становится камнем преткновения. Вы удивляетесь, как может ваш ангелочек чувствовать себя уверенно в том, что год за годом представляется вам как поле боя? Вы бы хотели, чтобы он навел порядок, а он не понимает зачем. Просто то, что мы называем беспорядком, соответствует для него определенному порядку, безусловно, весьма личному, но все же порядку. Это своего рода психическая география, которая обеспечивает ему важнейшее чувство безопасности. У него свои шифры, свои метки, которые он сам определил и расположил. Когда в остальной части дома ребенок подчиняется множеству предписаний и запретов, наложенных родителями (запретов необходимых, поскольку они обучают его правилам жизни в обществе), в своей комнате он должен иметь возможность вернуться в пространство, которому он хозяин. Но как же тогда не зарасти грязью и мусором? Договоритесь о том, что вещи не должны быть свалены непрерывно растущей горой, но не вмешивайтесь в то, в каком порядке они будут разложены. Кроме того, нужно понять, что наводить чистоту и наводить порядок — не одно и то же. Обычно родителям дозволяется проникать на приватную детскую территорию в целях наведения чистоты. Отправляться на охоту за раздавленным печеньем и размазанными конфетами — да, это необходимо. При этом дети более старшего возраста могут сами орудовать щетками и швабрами. Вместо давления используйте стратегию сотрудничества. Предложите ребенку на время стать служащим полиции чистоты и определить в квартире, в том числе, конечно, и в своей комнате, зоны, которые требуют срочной уборки. Приступая к борьбе с грязью, включите веселую музыку, устройте соревнование, скажем, на самое качественное и быстрое мытье полов — в общем, сделайте это занятие нескучным. Что еще можно сделать? Придумайте доброго персонажа или воспользуйтесь вариантами из сказок: например, вполне подойдет Оле-Лукойе, который очень любит читать книги по ночам, рисовать, лепить и расстраивается, когда не может найти нужные ему вещи на "своих" местах. Однако решить, где же в комнате будет находиться то самое "свое" место у карандашей и книжек, должен сам ребенок. В игровой форме предложите малышу построить гараж для его автопарка или склейте вместе кукольный дом. Пусть он выберет подходящее для него место. Вечерами напоминайте о том, что куклам и плюшевым мишкам неуютно ночевать на улице, а машинкам пора на покой в гараж. В любом случае не стоит делать уборку в комнате ребенка в его отсутствие — это может повышать у него тревогу, он чувствует себя выбитым из колеи, беспокойным. Кстати, для того чтобы избежать тревоги, чтобы малыш чувствовал уверенность в постоянстве вещей и его власти над ними, в комнате должна быть мебель "по его мерке": легкие стулья, стол без острых углов, этажерки по росту и, конечно, низкая, удобная кровать — чтобы он мог подняться, когда на заре его охватит желание предаться какой-нибудь игре, не будучи вынужденным звать на помощь.
В сложных случаях, когда уборка стала яблоком раздора, детям постарше можно дать возможность самим оценить по достоинству жизнь в грязи. После одной-двух ночей, проведенных под липким, вымазанным вареньем одеялом, ребенок начнет протестовать.
Старшие дошкольники (5-7 лет).
Зачем им это нужно?
К пяти годам дети гораздо более уверенно чувствуют себя в обществе, и один из способов научиться дружбе — общаться со своими сверстниками, по возможности, без участия взрослых. Конечно, даже школьников нельзя оставлять без присмотра на долгое время. Родителям важно научиться быть рядом, но вмешиваться только в том случае, если под угрозой безопасность ребенка.
Как об этом узнать? Наверняка ваш ребенок захочет спрятаться от вас где-нибудь со своим другом. Так, мама семилетнего Вити и пятилетнего Никиты рассказала, что папа мальчиков построил им домик на дереве, с веревочной лестницей, которую можно поднять наверх и не пускать незваных гостей. По субботам в этот домик забираются 4-5 мальчишек и устраивают там какую-нибудь игру, пока мама читает внизу. Мама всего в нескольких метрах, но, поскольку она не может к ним подняться, им кажется, что они совершенно одни.
Мир мечты, помогающий расти
Этот возрастной период характеризуется как возраст бурного развития воображения, активного формирования внутреннего мира. Так, когда в солнечном луче, проникающем через шторы, плавают пылинки, ребенок видит в них звезды, а взрослый представляет себе акарид пылевых клещей. Ваше чадо строит себе палатку, ложится спать на полу в спальнике, тогда как у него в распоряжении хорошенькая кроватка? Для вас это смешно и бессмысленно, для него игра, которая вовсе не является баловством. Благодаря ей он строит себе психологический кокон, в котором нуждается; осваивает новые, еще незнакомые ощущения. Все дети когда-то строили шалаши. И своя комната — это лучший из шалашей. Чтобы расти, человеку нужно иметь секреты, личную жизнь, защищенную от взгляда остальных. Вот откуда на дверях детских красноречивые таблички: "Всем, кроме меня, вход воспрещен!", "Стучать, прежде чем войти!" и другие надписи или рисунки, угрожающие бестактным пришельцам. Что ж, малыш подрос, и взрослым придется меньше контролировать и больше договариваться. Именно мудрость взрослого позволит удержать равновесие между детской свободой и тем, что ребенок должен помнить, что вы его родители и что у его частной жизни есть границы.
С развитием фантазии связано и желание разрисовывать стены, наклеивать переводные картинки — в общем, переделывать и украшать. Почему бы и нет? Увы, родители часто убивают стремление ребенка к творчеству. Не ограничивайте малыша в желании оформлять комнату по своему вкусу. Даже если этот вкус пока небезупречен. Кроме того, нам трудно согласиться с тем, что малыш испортит то, что мы создавали для него с любовью. Чтобы принять то, что мы считаем неуважением, вспомним слова известного врача-педиатра, детского психолога Франсуазы Дольто: "Ребенок должен портить. Если его слишком рано начинают учить уважать вещи, купленные задорого, то это помешает ему быть живым". Ценность вещей он поймет постепенно, по мере того как будет учиться по-хозяйски распоряжаться своими. Но вы можете рассказать ребенку о том, как сочетаются друг с другом цвета, показать картинки в журналах и книгах, где комнаты обставлены со вкусом, посоветовать, как сделать в комнате больше места для игр. Но последнее слово в оформлении пространства должно остаться за ребенком.
Приватная территория для каждого!
Когда в семье двое подросших детей, комната может стать местом ожесточенных сражений. Если комната достаточно большая, разделите ее надвое с помощью ширмы. Это позволит им быть вместе, когда им этого хочется, и в то же время иметь свой отдельный уголок, скрытый от взглядов, для хранения сокровищ, которые они не хотят делить на двоих. Дизайнеры часто используют прием зонирования пространства в небольших помещениях. Определите, где вы обедаете, где работаете, где спите, какой уголок комнаты принадлежит маме, а какой ребенку. Малыш должен твердо знать, что это папин стол и его нельзя раскрашивать в цвета радуги, а это бабушкино кресло-качалка и его придется освободить от машинок по первому требованию. Договоритесь, что ребенок волен устанавливать свои порядки у себя в комнате, но не будет разбрасывать игрушки по всей квартире и рассаживать кукол за столом во время приема гостей. Такое соглашение научит и вас, и ребенка бережно относиться к внутреннему миру друг друга.