Выживание родителя? Скорее, удовольствие. Возможность заново пережить вместе со своим ребёнком увлекательные, познавательные годы детства, зарядившись оптимизмом, задором и желанием дышать полной грудью.
Меня зовут Ольга, я мама троих детей. Между ними оказалась настолько кардинальная разница в возрасте, состоянии здоровья и прочих исходных данных, что вопрос выбора образовательного маршрута для каждого из них решался по-своему.
Одиннадцать лет назад поступала в английскую школу моя старшая дочь. Ребёнок от природы сообразительный, общительный, умеющий наладить контакт с любым адекватным взрослым. Кружков дополнительного образования в дошкольном детстве дочь не посещала, так как её детский сад предоставлял возможность заниматься хореографией и английским. В выходные дни дома я дополнительно готовила дочь к школе, развивая память, внимание, мышление и связную речь, совершенствуя восприятие и элементарные математические представления, пополняя знания об окружающем мире и подготавливая руку к письму. Звучит несколько сложно. На самом деле, имея под рукой любое из пособий по комплексной подготовке к школе и закрепляя изученное в повседневных бытовых ситуациях, вполне реально всего за один год полностью подготовить к школе даже ребёнка, не посещающего детский сад.
Итак, для старшей дочери была выбрана сложная программа с ежедневными занятиями языком. Учительницу я подобрала строгую, но справедливую, с активной жизненной позицией — под стать проявлениям темперамента дочери, чтобы они могли думать и действовать в одном ритме и одном ключе. С первой учительницей было достигнуто полное взаимопонимание, и основой ему явилась демонстрация моей родительской заинтересованности в школьной жизни дочери. Я сразу вошла в родительский комитет и поддерживала тесную связь с учителем.
В учёбе проблем не было — природные умственные способности и достаточно развитая эмоционально-волевая сфера позволили без особых проблем справиться с учебной нагрузкой в школе и потупить на иняз.
Средний сын поступил в школу в этом учебном году. Первоклашка. От этого игриво-нежного слова заряжаешься хорошим настроением. С этим настроением сын и бежит каждое утро в школу с радостью, потому что школа, класс, учительница для него — источник ярких позитивных эмоций. А ведь вся предшествующая маленькая жизнь моего сына не давала поводов для оптимизма. Минимальная мозговая дисфункция с нарушением эмоционально-волевой сферы проявлялась классикой СДВГ и поведенческими нарушениями. Но последовательная медикаментозная и семейная терапия, психолого-педагогическая поддержка в детском саду позволили мальчику компенсироваться к 1 классу, высиживать уроки и усваивать материал. Именно по причине слабого здоровья я сразу исключила для сына вариант школы его старшей сестры. У сына тоже присутствует способность к языкам, но программа специализированной школы для него тяжела, — учебная нагрузка может привести к усугублению неврологических проблем. В этом случае здоровье дороже, а язык при желании можно усовершенствовать посредством курсов в старшем возрасте, когда нервная система сына окрепнет.
Исходя из данного положения вещей, сын пошёл в массовую школу во дворе. Но вот первую учительницу я ему подбирала очень вдумчиво. Выбор пал на немолодую, импозантную, в меру энергичную женщину, воспитывающую собственного внука с СДВГ. Я предположила, что такой педагог должен понять и принять моего сына,- так и получилось. У них любовь и полное взаимопонимание. Откуда я знаю? Я — опять председатель родительского комитета, вторая классная мама. Все радости и горести, победы и проблемы класса знаю из первых уст, и спокойна за адаптацию своего ребёнка,- что бы ни случилось, у меня есть возможность оперативно отреагировать.
Что касается дополнительного образования, сын второй год занимается в секции плавания спортивной школы. Помимо реализации природных данных, плавание нормализует сыну осанку, укрепляет нервную систему и волю, даёт выход излишней двигательной активности. Вы помните, что старшая дочь у меня с садика успешно занималась английским языком, закончила английскую школу и учится на факультете иностранных языков? Буду держать в уме вариант, что и для сына его дополнительное образование может стать профессией.
Младшая моя дочь — приёмная. В семье девочка полтора года, осенью пойдет в первый класс. Ребёнок здоровый, интеллектуально сохранный, смышленый. Все эти полтора года я усиленно готовлю её к школе. В последние месяцы мы уже слегка расслабились, только читаем и ставим руку к письму, общими усилиями с педагогами детского сада полностью догнали программу.
С выбором школы для младшей дочери мы с мужем немного поколебались. Муж считал (на примере старшей), что для девочки предпочтительнее лингвистическое образование. Я в принципе согласна, но английская школа находится в другом конце города, а у меня в мои 40 лет уже недостаточно энергии, чтобы расходовать силы на два учебных заведения одновременно. Да и способности к языкам у младшей пока неопределённые. Поэтому я поступлю так, как мне будет удобно: дочь пойдёт в ту же школу, где учится сын, следующий класс по коридору. Учительницу я выбрала добрую, но решительную в важных жизненных ситуациях, индивидуально подходящую к особым детям. Дочь заранее учу уважительному отношению к учителю, правилам поведения в школе, недопустимости капризов. Часто беру её с собой в школу, познакомила с будущим классным кабинетом и учительницей, чтобы она освоилась в новых стенах и шла на первый урок без тревоги, с желанием и радостью.
В качестве дополнительного образования для младшей дочери была выбрана хореография. Опять же природные задатки плюс возможность подрегулировать осанку. Занимается девочка меньше года, но педагог её очень хвалит, ставит на солирующие роли и обещает заманчивые перспективы. Как знать, может быть, малышку ждёт хореографическое будущее?
В любом случае, желая реализовать способности своих детей максимально и при этом сохранить их психическое и физическое здоровье, я исхожу из четырёх правил:
- школу и программу выбирать соответственно состоянию здоровья ребёнка;
- первого учителя искать сходного с ребёнком темперамента;
- дополнительное образование призвано раскрывать природные задатки ребёнка;
- родители должны стараться принимать активное участие в общественной жизни ребёнка.
И тогда школьная пора наших детей превратится не в выживание, а в возможность вернуться в Детство. В Счастливое Детство, где нежная трепетная ладошка ребёнка — в сильной уверенной руке родителя.