В последние годы резко возросло число обращений к психологу с вопросом: "Помогите, ребенок не хочет ходить в школу, не знаем, что делать". И если раньше по такому поводу чаще обращались родители подростков, то сейчас это актуально и для младшей школы. Нежелание ходить в школу, школьная неуспеваемость — это способ ребенка сообщить взрослым, что в его жизни есть сложности и ему требуется помощь. Причиной нежелания ходить в школу могут быть и отношения в классе, и отношения с учителем. Причем ребенку иногда проще рассказать ситуацию постороннему человеку, например, психологу. Причина — страх, что разговор с родителями только ухудшит его ситуацию в школе.
"Ты уже взрослый"
У самых младших школьников — первоклассников — одной из причин нежелания учиться может быть сложность перехода из детского сада в школу. Наверное, вы не раз слышали, как взрослые говорят ребенку: "Теперь ты большой. Все, детство кончилось. Теперь ты будешь учиться, а не играть". Понятно, что детство так резко закончиться не может. И постепенный переход от игры к учебной деятельности важно прожить. Если есть сильный запрет на игру, то кабинет психолога может помочь ребенку адаптироваться к новой школьной ситуации — проиграть с помощью игрушек то, что происходит в школе — в классе, с учителем. Такая игра поможет родителям увидеть, как идет процесс адаптации ребенка и важность игры в этом процессе. А еще — принять тот факт, что детство продолжается и переход во "взрослую жизнь" требует времени.
Таню ко мне на консультацию привела мама в конце второй четверти
Вот здесь мама и проговорилась: так воспитывали и ее саму, и в школе заставляли учиться, стыдили, игру обесценивали. И забыла она себя в 6 лет, как ей хотелось играть, и то забыла, что это — нормально! Таня стала играть в кабинете у психолога, проигрывая свои чувства, тревогу из-за школы и из-за высоких ожиданий со стороны мамы.
Постепенно к работе подключили и маму. Она увидела, что Таня нуждается в ее поддержке как родителя, что все равно Таня — ребенок, хотя и учится уже в школе. Если ребенок играет, он успешнее адаптируется к новой роли. Если играть ему запрещают — то ему требуется большое напряжение, чтобы играть новую, пока непонятную роль взрослого ученика. И силы тратятся не на усвоение материала урока, а на попытку быть этим взрослым. Так как тема эта стала актуальной, школы тоже пытаются решить этот вопрос со своей стороны. Сейчас во многих начальных школах появились кабинеты с игрушками и пространством для игр, помогающие детям адаптироваться к новой роли. И здесь задача психолога — помочь ребенку выразить свои чувства, а родителю — принять и понять важность процесса игры для ребенка.
Перезагрузка от перегрузки
Вторая возможная причина, с которой сталкиваются родители и дети — перегрузки в школах, связанные с усложнением программ, переизбытком заданий и высокими требованиями даже к поступлению в школу. За последние примерно 17 лет в школьной системе многое изменилось, учебные планы в разных школах стали сильно отличаться. Появилось много частных школ, гимназий со специализированными программами. Если для родителей очень важно, чтобы ребенок учился именно в этой школе, например, потому, что она считается лучшей и вызывает уважение значимого для родителей социального окружения, то фраза, с которой они обращаются к психологу, звучит примерно так: "Мы менять школу точно не будем, и не уговаривайте — сделайте что-нибудь с ребенком, чтобы он успевал здесь". В этом случае можно выяснить, почему важна именно эта школа, какие там нагрузки и с чем не справляется ребенок.
Задача психолога — помочь родителям увидеть и принять своего ребенка со всеми его возможностями и ограничениями. Для этого может понадобиться комплексная работа: нейропсихолога, психолога, также могут быть необходимы консультации невролога и психиатра. Все это создаст полную картину происходящего и позволит родителям, уже владея информацией, принимать решение.
Проблемы в семье
Иногда за проблемами в школе на самом деле скрываются семейные неурядицы, о которых семья не готова говорить, равно как и что-либо с ними делать. И тогда ребенок, реагируя на ситуацию, начинает прогуливать школу. Успеваемость снижается. Родители в тревоге обращают внимание на школьную ситуацию, приводят ребенка к психологу. Постепенно, в работе, ребенок начинает что-то рассказывать, или психолог сам видит ситуацию. Когда появится ясность, начинают работать с настоящей причиной — это может быть развод родителей, потеря близкого, рождение следующего ребенка, напряженные отношения в семье... Если успешно идет работа с реальной проблемой, то ситуация в школе волшебным образом улучшается. Потому что здесь школьная неуспеваемость или нежелание ходить в школу — способ ребенка обратить внимание на нелады в семье.
Василий учился в
Василий стал хуже учиться, не мог сконцентрироваться на уроках и дома, пытаясь понять, что дальше ждет его с сестрой, так как в скандалах главной темой манипуляции было то, что каждый родитель говорил, что он детей не отдаст при разводе. Когда в дневнике у мальчика по- явились двойки, родителей стали вызвать в школу, и это их объединило. Они были совершенно единодушны во мнении, что ребенку нужна помощь. Однако два взрослых человека никак не связывали его школьные неуспехи и ситуацию в семье. Когда в процессе психологической работы выяснилась настоящая причина снижения мотивации к учебе, то учеба стала налаживаться, а родители стали реально заниматься решением своих вопросов с семейным психологом. Вот так мальчик Вася бессознательно пытался привлечь внимание родителей к себе и показать, что ему тоже плохо, а попутно объединить родителей в решении вопроса его неуспеваемости.
Поговори с ним
Подростковый возраст называют переходным, и это неслучайно: происходит переход от детства к юности и затем к этапу взросления. А тут еще окончание школы, выбор профессии... Потому-то уровень тревоги на этом этапе и у подростка, и у родителей повышается. И вот до выпуска всего ничего, а великовозрастное чадо в ус не дует и школу прогуливает. Или посещает, но без энтузиазма — просто отбывает часы.
Нежелание учиться — проверенное средство заставить родителей обратить внимание на подростка. Иногда он так выражает свой протест против того, что папа и мама говорят с ним только об учебе, как будто в жизни ничего другого нет.
В психологической группе для подростков
Родителям страшно. Ребенку плохо. Помощь нужна и ему, и взрослым. Им нужно справиться с вполне обоснованными тревогами по поводу экзаменов и будущего своего ребенка. А ему — постепенно отделяться от родителей и брать на себя ответственность за свою учебу. Чтобы наладить диалог и понимание, психологам придется работать с обеими сторонами параллельно и лишь потом устраивать им встречу.
Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть: если ваш ребенок стал хуже учиться или совсем потерял интерес к школе, обратите на это внимание сразу. Постарайтесь понять причины и, если требуется помощь, обращайтесь к специалистам.