С какого возраста приучать ребенка к самостоятельности? С рождения, считает Эстер Войджицки (Woj), знаменитый американский педагог. Три ее дочери – одни из самых успешных деловых женщин Америки, а сотни учеников школы Пало-Альто благодаря своему учителю приобрели уверенность в себе. Взгляды Эстер на детскую самостоятельность подкреплены опытом – материнским и педагогическим, но часто идут вразрез с представлениями сегодняшних родителей.
Susan Wojcicki, CEO YouTube
Не вмешивайтесь
Вот уже много десятилетий четвероклассники штата Калифорния принимают участие в проекте "Миссионерские поселения Калифорнии". Задание простое: построить макет одного из исторических испанских миссионерских поселений штата, используя прессованный сахар в качестве материала.
Интересный проект, история оживает на глазах у детей? А вот и нет. Многие педагоги отказываются от "Миссионерских поселений Калифорнии", зная: дети им, по сути, не занимаются, а устраивать конкурс для родителей смысла нет.
Мои дочери в четвертом классе сами конструировали макеты. Мне и в голову не приходило помогать им, пока мы не принесли их проекты в школу на выставку. Макет Энн выглядел так, как будто его потрепало землетрясением. Я про себя поставила ей дополнительный балл за историческую реалистичность. Я-то считала, что домашнее задание моих дочерей — это, собственно, их домашнее задание.
У каждой в комнате стоял большой письменный стол, и после обеда они там занимались уроками. Напоминать никогда не приходилось: домашнее задание было частью обычного распорядка дня. Конечно, особо не на что было отвлекаться: ни смартфонов, ни планшетов не имелось. С другой стороны, девочкам нравилось заниматься и не отставать от класса. Неготовность к уроку — их проблема.
Я, конечно, помогала по их просьбе, и нам всем это даже нравилось. Но когда нужно было выполнить проект, меня совершенно не волновали другие родители и их значительное вмешательство в работу. Я говорила дочерям: "Я в вас верю, и вы сами прекрасно со всем справитесь; какую бы работу вы ни сделали, я ее одобрю". В просьбах о небольшой помощи я не отказывала, но если дочери хотели спихнуть на меня все, я не делала ничего.
Из разговора со своей подругой Мэй Маск — диетологом, успешной моделью и матерью Илона Маска — я узнала, что наши взгляды совпадают. Она никогда не проверяла уроки детей. У нее и возможности-то такой не было. Мэй работала в пяти местах, чтобы свести концы с концами. Она даже научила детей подделывать ее подпись на тот случай, когда домашнее задание должен был утвердить кто-то из родителей. "Времени у меня не было совсем, да и потом, это же была их работа, а не моя", — сказала мне Мэй.
Как вырастить самостоятельного ребенка
А детям-то именно это и нужно: не постоянный контроль и гиперопека, а возможность жить своей жизнью. Что должны сделать родители? Как можно раньше начать приучать детей к самостоятельности и ответственности. Другими словами — вести политику невмешательства. Родитель может и должен помочь советом, но надо понимать: дети умеют гораздо больше и в гораздо более юном возрасте, чем можно подумать.
Сестры Wojcicki: Сьюзен, Джанет и Энн, в детстве и в молодости
Когда Сьюзен было полтора года, она "официально" помогала мне. Радионянь тогда еще не существовало, а дом у нас был большой. Вот девочка и работала радионяней. Стоило Джанет заплакать, Сьюзен звала меня: "Мама! Джанет плачет!". Она еще и говорить-то толком не умела, но это было и неважно. Дочь несла ответственность — и очень гордилась собой. Понимала, насколько важную роль она играла в семье.
Еще Сьюзен помогала мне складывать пеленки. Думала, что это такая игра. Точнее, я преподнесла это как игру. Не могу сказать, что у малышки выходили безукоризненно сложенные пеленки, но меня все устраивало. Я просто хотела, чтобы дочь гордилась своей работой. В конце концов, это ж всего лишь пеленки.
На мой взгляд, у каждого ребенка должна быть личная задача в доме. Такой подход позволяет детям набраться самостоятельности и научиться помогать по дому, а это важно как для девочек, так и для мальчиков.
Сестры Wojcicki: Энн, Джанет, Сьюзен, 2018 г.
Потом Сьюзен взяла на себя роль "учителя" Джанет. Давала сестренке игрушки, показывала, как пользоваться погремушками, и следила за тем, чтобы Джанет всегда было чем заняться. Чуть позже, когда мы переехали в Женеву, было забавно наблюдать, как Сьюзен пытается накормить Энн банановым пюре. Большая часть еды оказывалась у младшей на лице, а не во рту, но Сьюзен была рада внести свою лепту, хоть и небольшую, в благополучие семьи.
Мытье посуды было еще одним важным видом работы по дому. Все мои дочери вставали на стульчик у раковины и мыли посуду после ужина. Получалось не всегда хорошо, но зато такая практика привила им чувство ответственности перед семьей.
Внуки теперь тем же самым занимаются. Аве всего четыре годика, но она забирается на стул и помогает своему брату Леону мыть посуду. Дочери и постель заправляли каждое утро. Ха! Заправленная ребенком постель выглядит так, будто в ней кто-то еще спит. Но я никогда не ругалась. Кровать застелена — и ладно.
Когда мы ходили в магазин за продуктами, я могла попросить девочек набрать килограмм яблок и положить в тележку. Сегодня в супермаркетах попадаются маленькие тележки специально для детей. Тогда таких еще не было, и мои дети пользовались большими. Им приходилось взвешивать кило яблок, причем выбирая хорошие фрукты (этому я тоже научила). А еще девочки знали, в какую сумму нам надо уложиться. Если мы вдруг превышали бюджет, дочери помогали мне выбрать товар, который шел обратно на полки.
Anne Wojcicki, co-founder company 23andMe
Я не предлагаю возложить на детей ответственность, с которой они явно не справятся, позволять им играть на опасной улице или ходить в магазин в неблагополучном районе. Еще я бы не оставляла малыша наедине с ребенком постарше (хотя с подростком можно). Как по мне, самостоятельность обеспечивает поддержку в развитии ребенка.
Плоды самостоятельности
В 80-е годы моих дочерей вся наша улица Толман-драйв называла "лимонницами". Они заметили у соседки лимонное дерево, и она любезно согласилась помочь им начать бизнес за счет этого самого дерева. Девочки установили цену (пятьдесят центов за лимон) и ходили по домам со своим товаром. Лимоны покупала даже сама владелица дерева. Битком набив копилки, дочери отправились в любимый магазин со всякой дешевой мелочовкой.
Деловая жилка у нас в крови: моя внучка Мия зарабатывает себе на карманные расходы, продавая лизунов. Да-да, лизунов. Липкую, противную, вязкую жижу. А детям-то она нравится, особенно когда вся светится и переливается радугой. Миа сама научилась изготавливать разные виды лизунов, а в возрасте девяти лет еще и додумалась продавать свои творения.
Мой внук Леон, когда ему было 13 лет, устроился работать в Area 151 — зал игровых автоматов в Лос-Альтосе. Нашел он эту работу по собственной инициативе, а не с подачи родителей. Отпускает жетоны, показывает посетителям, как пользоваться автоматами, а порой перезапускает или даже чинит оборудование. Недавно еще и биткойнами увлекся. Эксперт-самоучка в области криптовалюты — и ведь действительно эксперт.
А откуда берутся у детей все эти идеи? Природное любопытство, в основе которого лежит самостоятельность. Какое задание моим ученикам дается сложнее всего? Придумать тему. Многие не понимают, как это — писать на свободные темы. Не знают, "интересная ли задумка". На самом деле их интересует одно: получат ли они оценку "отлично" за "интересную задумку", а я отвечаю, что готова оценить на высший балл любую тему, интересную самому пишущему: ведь если статью было скучно писать, то ее будет скучно читать.
Наблюдая за тем, как растут мои дочери, я с изумлением лицезрела их превращение в творческих людей, полных энтузиазма и стремления перевернуть мир. Они поставили перед собой задачу: улучшить жизнь всех людей, всех народов, всех экономических прослоек.
Сьюзен увидела в YouTube платформу, которая может все изменить, и убедила руководство Google выкупить эту компанию, а потом трудилась в поте лица, чтобы стать ее гендиректором. Она стремилась сделать видеосервисы доступнее, дать всем людям во всем мире возможность поделиться своей жизнью, работой, мнением, мыслями, информацией о товарах и услугах. Каждый имеет право быть услышанным. Философия YouTube — сделать мир лучше, позволив людям прислушиваться друг к другу, делиться своими переживаниями и наводить мосты.
Janet Wojcicki, professor, University of California
Джанет же поставила перед собой невероятную задачу — искоренить ожирение у взрослых и детей — и для начала нацелилась на производителей газировки. Она путешествует по всему миру, посещает самые бедные и маргинальные уголки планеты, везде рассказывая людям о вреде сахара. Основное внимание уделяет здоровью беременных женщин, младенцев, детей ясельного возраста и чуть постарше. К настоящему времени дочь опубликовала более сотни научных статей медицинской тематики, начиная от влияния ожирения на грудное вскармливание и заканчивая хроническими заболеваниями в поселениях коренных жителей Аляски.
А еще есть Энн, которая со своей компанией 23andMe смогла занять достойное место в мужском мире Уолл-стрит. Ее задача — дать людям полную информацию о состоянии их здоровья, чтобы они могли сделать правильный выбор. Убедить Американскую ассоциацию терапевтов и Управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в необходимости достижения поставленных ею целей было непросто, и все же Энн плотно работала с ними и смогла доказать, насколько полезно каждому пациенту знать о его индивидуальных рисках развития хронических заболеваний: болезни Паркинсона, Альцгеймера, рака молочной железы.
Нашим детям придется столкнуться со множеством проблем. Само выживание будущих поколений потребует способности экспериментировать, рисковать и думать самостоятельно. Откуда взяться таким способностям в условиях гиперопеки? Дайте ребенку свободу, чтобы он мог справиться со сложностями самой непредсказуемой эпохи в истории человечества.