Чиновники нашли причину плохих дорог в Петербурге. По их мнению, во всем виноваты шипы. Похоже, что в ближайшее время в северной столице запретят "обувать" автомобили в шипованную резину.
По словам председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры города Бориса Мурашова, в последнее время городские чиновники озаботились проблемой долговечности асфальтового покрытия. Однако почему-то вместо того, чтобы критично взглянуть на свою работу, решили заняться повышением качества дорог за счет автомобилистов.
Кстати, тема борьбы с шипами для Бориса Мурашова — не новая. Еще несколько лет назад, когда он работал в дирекции транспортного строительства кольцевой дороги, Мурашов прославился тем, что как раз выступил ярым противником шипованной резины. Мурашов уверен, что шипы — главный враг асфальта. И именно шипы, например, виноваты в высокой колейности на кольцевой.
"В Финляндии и Швеции, например, даже подсчитали, что один автомобиль, едущий со скоростью 100 км/час, через 100 км пути „съедает“ 11 кг асфальтобетонного покрытия. В итоге Европа решила отказаться от использования тяжелых шипов, вызывающих быстрое стирание верхнего слоя дорожного покрытия", — рассказывает Мурашов. По его данным, после того как европейские автомобилисты отказались от использования жестких шипов, качество их дорог сразу же улучшилось — стирание верхнего слоя асфальта снизилось почти в 5 раз.
Особенное недовольства Бориса Мурашова вызывает тот факт, что если скандинавские страны отказались от использования тяжелых шипов, то на российский рынок шипованную резину продолжают поставлять.
"Производители пользуются тем, что у нас нет нормативов и требований к использованию шипованных колес, которые существуют в Европе, и продолжают „впяливать“ нам самые тяжелые шипы. Мы подсчитали, что только из-за этого на колесах авто каждый год из города выносится примерно 300 тысяч тонн асфальтобетона", — говорит Борис Мурашов. По мнению чиновника, чтобы иметь такие же хорошие дороги, как в Европе, необходимо вводить соответствующие стандарты по шипованной резине и привыкать к европейскому стилю вождения.
Идея Бориса Мурашова уже нашла поддержку в городском правительстве. Так, по мнению вице-губернатора Юрия Молчанова, современная нешипованная зимняя резина в эксплуатации ничуть не хуже, чем шипованная. "Я специально опросил автодилеров, и многие из них посоветовали ездить как раз на такой резине. К тому же так называемая „липучка“ дает те же коэффициенты сцепления, что и шипы", — заметил он.
Между тем, опрошенные "Росбалтом" производители шин не согласились со Смольным. Так, в пресс-службе одной из шинных компаний сообщили, что основное для безопасности дорожного движения — это все-таки использование шин по сезону. Шипованные шины более безопасны для специфических условий зимней дороги: на мокром льду и утрамбованном снегу они предпочтительнее обычной зимней резины.
Эксперты компании также предупредили, что при использовании шин без "гвоздей" опасность может подстерегать автомобилистов, например, на перекрестках и в других подобных местах, где дорога покрыта мокрым льдом или плотно утрамбованным снегом. А если автомобиль используется не только для езды по городу, но также для выездов за его пределы, то автовладельцам настоятельно рекомендуют использовать шипы. К тому же специалисты советуют не оглядываться на западный опыт, так как в европейских странах зимой дороги чистят. А по петербургским дорогам по снегу и льду без шипов не проедешь.
Председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов заявил, что запретить использование шипованной резины в отдельно взятом регионе — Петербурге — будет просто нереально. По его словам, во-первых, это противоречит правилам дорожного движения. К тому же, для того, чтобы их изменить, придется менять и федеральное законодательство. Кроме того, по мнению Холодова, запрет на шипы не улучшит качество дорог.
"Качество наших дорог — это даже не вчерашний день, а позавчерашний. Посмотрите, каково качество дорожного покрытия, которое положено в крайнем левом ряду на кольцевой, оно не выдерживает никакой критики. И в данном случае шипы ни при чем. Давно известно — асфальт в России кладут по устаревшим ГОСТам, тогда не было ни шипов на автомобильных колесах, ни такой транспортной нагрузки. А поменять стандарты — дело хлопотное и долгое", — заявил он.
Однако, похоже, городские чиновники в борьбе с шипами на этот раз намерены идти до конца. Как рассказал Борис Мурашов, он прекрасно понимает, что быстрой и молниеносной борьба с шипами быть не может, а потому планирует сделать так, чтобы автомобилисты сами отказались от использования шипов. Так, например, уже в этом году в порядке эксперимента в городе будут строиться дороги, которые Борис Мурашов назвал "смерть шипам". Одной из особенностей верхнего слоя такого асфальтобетона является особый камень, который был специально подобран для того, чтобы портить шипованную резину. Пока о том, что это будет за камень, и как он будет бороться с шипами, чиновники комитета по транспортно-транзитной политике держат в секрете. Однако можно догадаться о принципе работы такой ловушки для шипов — либо их о камень обломаешь, либо сотрешь в пыль.
В этом году в городе будет построено первых 200 тысяч квадратных метров таких дорог. Если эксперимент окажется успешным, то уже на следующий год число таких автотрасс будет расти.
"Мы запланировали, что в будущем новый асфальтобетон под названием „смерть шипам“ будет применяться в Петербурге уже повсеместно", — заявил Борис Мурашов.