Решая, отдавать ли дошкольника на английский, родители часто впадают в крайности. Одни считают, что все это баловство, и нечего тратить деньги на песенки и счет до десяти. Другие уверены, что буквально через год будут видны результаты: малыш сможет говорить по-английски в поездках, смотреть мультики на английском. Истина, как всегда, посередине. В онлайн-школе английского для детей AllRight.com любят начинать заниматься английским с пятилетками. Почему?
Раньше в детском образовании выбирать было особенно не из чего. Всё решили государственные институты: до семи лет — детсад, после — школа. Программа в школе едина и жёстко зарегулирована, а в детском саду тоже не считали, что малыша должны научить чему-то большему, кроме как не есть куличики в песочнице. К счастью, сейчас и у самых маленьких появляется возможность развиваться: даже в муниципальных детсадах внедряют своеобразные факультативы. А в городах крупнее полно частных учреждений с углублённым изучением всего на свете.
Иностранные языки — в топе родительских приоритетов. В России, к сожалению, остаётся низким уровень владения языками — вот данные за 2018 год: 42-е место из 88 стран. Это на 4 места ниже чем в 2017 году! Почему так происходит? Наши школьные программы нацелены на лучшее, но настолько перенасыщены материалом на малое количество часов и большие группы, что достичь поставленных на бумаге целей просто невозможно.
Даже в хорошей школе с углубленным изучением рамки урока не позволяют эффективно обучить ребенка именно владеть языком, а не выполнять задания для контрольной. В результате родители начинают интересоваться дополнительными занятиями иностранным языком для детей.
Когда отдавать ребенка на английский
В теории чем раньше человек начинает изучать иностранный язык, тем лучше и быстрее он его осваивает. Вы наверняка слышали истории о детях-билингвах, которые с младенчества усвоили два языка от своих родителей или бабушек-дедушек. Но скорее всего, если вы читаете эту статью, это не ваш случай. И тогда в поиске ответа на вопрос "когда начать?" легко потеряться.
Педагоги по раннему развитию говорят, что изучение второго языка можно начинать уже с года, и сравнивают ребёнка с губкой, подобно которой малыш впитывает иностранную речь — и таким образом неосознанно обучается. Дело в том, что специфика изучения языков в этом возрасте уникальна из-за становления функций мозга, ускоренных темпов развития, зависимости познавательных способностей детей от их эмоциональной сферы.
Другие утверждают, что изучение иностранного лучше отложить до школьного возраста — 9–10 лет, когда у ребенка уже развиты навыки самоорганизации, и язык в этом возрасте он изучает осмысленно. Это связано с тем, что дети до трех лет способны учиться чему-либо только в непосредственном контакте с родителями. И тогда мы возвращаемся к тому, что если бы кто-то в семье владел языком на достаточном уровне, то, скорее всего, вы бы уже вырастили билингва.
Большинство же лингвистов и специалистов по детской психологии и раннему развитию не дают однозначного ответа на вопрос "когда?". Ведь готовность учить язык складывается из психофизических особенностей ребёнка, лингвистической ситуации на данный момент, кое-что зависит и от страны, детского сада и прочих условий развития малыша.
Промежуточная точка зрения — что оптимальный возраст для начала изучения иностранных языков 4–6 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей. Попробуем разобраться, почему.
В этом возрасте уже сформировалась речь
Французский философ и педагог Жан-Жак Руссо в своем романе "Эмиль, или О воспитании" писал, что ребенку довольно сложно будет овладеть вторым языком, а значит, и новой системой мышления, когда у него еще не сформировались речь и мышление на родном. Автор называет оптимальным возрастом для изучения языков 12-15 лет.
Что на практике совершенно противоречит его собственным словам, ведь речь и система мышления у ребенка формируется куда раньше — уже к трехлетнему возрасту. Например, по словам Выготского, в это время происходит встреча мышления и речи, которая дает начало совершенно новой форме психической жизни.
Полностью сформированной речь становится, самое раннее, в 5 лет. И если логопедических проблем у малыша не было либо их уже решили, то нет преград для внедрения второго языка. К слову сказать, этого же мнения придерживались и такие ученые, как Дж. Брунер, Т. Элиот, Р. Робертс. Они считали, что взрослый намного хуже овладевает иностранным языком, чем ребенок 3-7 лет, у которого способность к запоминанию лучше, а процесс изучения увлекает.
Любознательность в помощь
Не стоит забывать и о когнитивных процессах, которые активно происходят в возрасте 4-6 лет. Именно в это время дети наиболее восприимчивы к получению новой информации, становясь более организованными и способными учиться. У ребенка активно растет словарный запас, формируется мировоззрение и собственное Я. В этот период любая деятельность малыша, направленная на изучение чего-то нового — это, прежде всего, знакомство с окружающим миром.
Все эти психофизиологические особенности хороший преподаватель будет использовать на благо обучению. Дети этого возраста очень любознательны, им постоянно нужно подпитываться новыми впечатлениями, их жажда исследования неутомима.
Детская непосредственность и правильное произношение
С одной стороны, ученики 10-12 лет значительно обходят малышей в темпах обучения. Но это и понятно, ведь десятилетний привык учиться: он посещает школу и регулярно выполняет домашние задания. Однако они проигрывают, когда дело касается произношения. Ученые Джонсон и Ньюпорт в 1989 показали, что способность к освоению произношения на иностранном языке снижается линейно с семилетнего возраста. А другое исследование (Лонг, 1990) показало, что у человвека не будет акцента на иностранном языке, если начать обучение не позднее 6 лет. Если же обучение началось после 12, то акцент будет заметен почти во всех случаях.
Наверное, во многом малышам помогает та самая детская непосредственность: нет языкового барьера и страха перед ошибкой и плохим произношением, с которыми так часто сталкиваются те, кто старше. Если пятилетний быстро и легко копирует преподавателя, то детям 10-12 лет нужно приложить гораздо больше усилий для достижения такого же результата.
Наконец, есть и такое объяснение: способность к произношению иностранных слов связана не с возрастом, а со знанием первого языка. Иными словами, когда родной язык уже хорошо освоен, человек начинает имитировать иностранные звуки через него — первый язык ассимилирует иностранный.
Что значит учиться через игру
Как таковой мотивации в возрасте 4-5 лет у ребёнка ещё нет. Он никогда не сможет ответить на вопрос "Зачем заниматься?". Разве что только: "Мама сказала". Мультики и книжки на английском здесь тоже не работают — этим можно увлечь только лет в 10-12, да и то лучше начинать с песен любимых исполнителей.
Однако в этом возрасте дети отлично обучаются через игру. Если малыша ненавязчиво увлекли, ему будет интересно прибегать на урок снова и снова. Поэтому для 5-летних крайне важен контакт с учителем. Нужен учитель-друг, которого хочется видеть снова и снова.
В принципе, даже многие традиционные упражнения можно подать как игру — достаточно сказать об этом с восторгом в голосе. Например, задание "послушай и повтори за учителем" можно превратить в игру, если у преподавателя достаточно выразительная интонация. Он может менять голос с весёлого на сердитый или грустный — и это уже весело.
Безусловно, что в раннем возрасте важно не переутомить ребенка, тем самым сформировав негативное отношение к процессу обучения. 20–30 минут на урок — это максимум. Причем внутри урока должны быть расслабляющие моменты, физминутки (попрыгать, побегать). Здесь очень помогает метод полного физического реагирования, когда вроде бы и английский учится, и в то же время всё проходит в постоянном движении. Мы строим все уроки для малышей вокруг этой концепции. В более позднем возрасте обучение в игре или метод полного физического реагирования перестают работать так эффективно.
Всё это прививает любовь к языку в ранние годы, так что человек его не забросит, когда вырастет.
Время полюбить английский
Нельзя не сказать, что в это время малыш еще не занят усвоением школьной программы, а значит энергии и сил у него больше, чем у школьника, загруженного с утра до вечера. Однако не стремитесь нагрузить малыша пятью занятиями в неделю — 2-3 раза в неделю будет достаточно.
Помните: пятилетний усвоит за год гораздо меньше, чем десятилетний. И это нормально! Не стоит думать, что если отдать малыша на английский в 5 лет, он через год и грамматику выучит, и две тысячи слов запомнит. В конце концов, даже в родном языке это так быстро не происходит. Главный бонус, который дает раннее обучение — это не больший объём материала, а охота изучать язык дальше и отсутствие страха.
В 4-6 лет у малыша есть все шансы для успешного овладения иностранным языком. Если вы заметите, что у ребенка нет "языковых побед" в этом возрасте, не стоит огорчаться, потому что, изучая что-то новое, ваш малыш всесторонне развивается, тренирует свое воображение. Ваша главная задача — сделать процесс обучения нескучным.
А вы уже задумались, в каком возрасте ваш ребенок начнет изучать английский?