"Манулята" — так называется детский клуб Московского зоопарка, где занимаются маленькие биологи: с шести-семи лет ребята осваивают азы исследовательской работы, познавая удивительный мир флоры и фауны.
Страсть поиска
Давно ли вы были с детьми в Московском зоопарке? Недавно? Тогда позвольте задать вопрос: "Что за зверь на его эмблеме? Кот, рысь, пантера?" Пушистый, с круглыми расставленными ушами... Эту каменную кошку зовут манул. Кстати, "каменная" не только в смысле, что скульптор изваял ее из камня: так называют этого редкого хищника, обитающего на Алтае, в Бурятии среди каменистых взгорий. Манул чуть больше домашнего кота, но по свирепости и отваге мало кто с ним сравнится: в одиночку собаке с ним не справиться, а охотник ни за что не нагнется к пушистому дикому Ваське.
Это животное — в Красной книге России, а вообще в мире не так уж много зоопарков имеют его в своих коллекциях. Почему каменная кошка стала эмблемой зоопарка в Москве? Да потому что только здесь ученым удалось добиться того, что животные впервые дали потомство в неволе. Словом, манул стал для зоологов символом высокого профессионализма.
"Манулятам" — продолжать традиции. Кстати, из этой секции, подрастая, многие переходят в КЮБ - знаменитый Клуб юных биологов Московского зоопарка. Ребята выезжают в экспедиции в заповедники России, ведут научные наблюдения в полевых условиях. Между прочим, многие наши известные биологи — бывшие выпускники КЮБа. Последовательно развивать интерес к исследовательской работе — задача нелегкая. С талантом еще сложнее... Большинство из нас предает свои детские мечты, находя бесчисленные оправдания: "Так сложились обстоятельства", "Жизнь заставила" и т. д. и т. п. И только счастливым избранникам судьбы дано познать творческий азарт, который и наполняет жизнь особым смыслом и вкусом. "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи", — признавалась Анна Ахматова, но это справедливо не только для поэзии. Мелкие, казалось бы, заурядные события, как сухие семена, попав на благодатную почву, дают совершенно дивные плоды.
Доклад — это не скучно!
Соня постоянно просила у родителей завести ей щеночка или котеночка, ну на худой конец — хоть хомячка. Обычная просьба ребенка. И мама с папой ничего бы против не имели, только вот у дочки аллергия. Чтобы отвлечь девочку, бабушка привела ее в "Манулята". Через год она — еще маленький, но уже настоящий биолог, который очень многое знает о живой природе и ее обитателях и неустанно "копает" информацию, выстраивает свои концепции. Впрочем, не одна она... Сегодня на занятии Гоша делает доклад о слонах — индийских и африканских. Казалось бы, какая разница: слон — он и в Африке слон. Оказывается, огромная. Индийский ниже, легче. И вообще, отличий — масса, самое заметное — уши. У "африканца" они напоминают гигантское опахало, а у "индийца" — треугольник. У последнего на хоботе один отросток, а у "африканца" — два, и он захватывает "добычу" словно двумя пальцами. А самое интересное — как раз общее: под кожей стопы у слонов находится пружинящая желеобразная масса, эти своеобразные подушки амортизируют вес огромного животного, поэтому гиганты так легко двигаются. И, кстати, им не страшны болота: увязнуть такое устройство ноги не дает.
В общем, доклад удался, но у дотошной аудитории есть вопросы и дополнения. Руку тянет Лиза: "А сколько времени слониха вынашивает слоненка?" Соню интересуют другие моменты: в природе у слона когти стесываются, а как приходится за ними ухаживать в зоопарке? Отвечает преподаватель Елена: "Слонам в неволе делают педикюр". Умные животные прекрасно понимают важность процедуры и по команде "Ап!" поднимают ногу и ставят на специальную тумбу. А Никита сегодня рассказывает о своих изысканиях по киви. Нет-нет, речь не о фрукте, а о птице киви. Кстати, имя свое она получила из-за того, что ее клюв напоминает тропический плод. А еще — это единственный представитель среди пернатых, обладающий обонянием.
Влюбленный хамелеон
Дети есть дети. Даже самым увлеченным нужна разрядка: одной теорией насытить их невозможно. Доклады выслушаны, и ребята получают отвлекающее задание: раскрасить шаблон с изображением хамелеона. Оказывается, это животное меняет свой цвет не только ради защиты или самообороны — так он выражает свой характер, настроение, потребности. "Ну, кто какого возьмет? Любопытный, ленивый, усталый, голодный... Лена, а ты изобразишь нам нерешительного?" — "Нет, я хочу показать влюбленного..." Через несколько минут задание выполнено, хамелеоны вышли совершенно разными. В воскресенье в зоопарке праздник, и ребята будут изображать животных при помощи мимики. Не в первый раз, между прочим, проходят такие конкурсы — кто лучше покажет повадки и поведение братьев меньших. По сути, это конкурс для веселых и находчивых: его цель — не демонстрация полученных знаний, а умение шутить, создавать настроение у товарищей. Совершенно не лишнее дело: подрастут ребята, будут выезжать в экспедиции, надо учиться быть душой компании.
От забав — к делам серьезным. Сегодня новая тема занятия: Мадагаскар. Ребята много узнают о фауне, флоре, климате острова, услышат древние легенды, обсудят, в чем их суть. Поговорят о мальгашах — так называют коренных жителей острова. И вот уже занятие перерастает в интервью: то юннаты задают вопросы преподавателю, то она им. А в конце все получают мадагаскарские рисунки — это своего рода "шпаргалка", которая дома поможет вспомнить детали занятия.
"Очень советую посмотреть сайт Мадагаскара", — говорит Елена своим питомцам на прощанье. Заглянут непременно, можно не сомневаться. И не только на сайт. И в детскую энциклопедию, и во взрослые, и маму с папой напрягут — впрочем, родители уже привыкли к любознательности собственных детей, и кажется, для них отыскивать и собирать информацию — тоже удовольствие.