Ужасы взрослого лексикона, или Про напрасное красноречие

Умеем ли мы говорить с детьми?

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 4,3 из 5 (82 оценки)

Как мы, взрослые, разговариваем с детьми? Какие слова и фразы используем? Порой наша речь смешна, порой обидна и не всегда понятна детям. Уважаемые взрослые, давайте последим за собственной речью, и будем говорить так, чтобы дети нас понимали.

Ужасы взрослого лексикона, или Про напрасное красноречие

Помню, что я, будучи ученицей младших классов, не всегда понимала, о чём говорили учителя. Например, одна учительница нам часто повторяла: "Ваше поведение было неудобоваримым!" Выслушав в очередной раз эту фразу (а повторяла она её очень часто!), я, будучи первоклассницей, обычно размышляла над её содержанием: "Неудобоваримо — это плохо или хорошо?" И мне почему-то представлялась эта наша учительница в фартуке и с поварешкой в руке, колдующей что-то над кастрюлями или у себя дома на кухне, или в школьном кабинете домоводства.

Другая учительница, видимо (как мне уже стало понятно много позже) , имея в виду некоторую грубость и излишнюю заносчивость того или иного ученика (то, что дети называют "воображуля"), часто говорила так: "Он (ученик) прямо-таки возвёл себя на пьедестал, вознёс свою драгоценную личность до небес так, что к нему и на козе не подъедешь". Наверное, я была не слишком сметливой первоклассницей, т.к. мой мозг никак не мог расшифровать смысл этого речевого сообщения учительницы. Слово "возвёл" я понимала, как "этот мальчик вёл себя каким-то особым образом". Слово "вознёс" подсказывало мне, что он при этом что-то куда-то "нёс". А, может быть, и "унёс" совсем. Но причём тут несчастная коза, на которой наша учительница почему-то должна была куда-то ехать и, по всей видимости, так и не доехала, судя по её недовольному тону и громкости высказывания, я решительно не понимала. Ещё мне тут виделась "коза рогатая", которая периодически приходила "за малыми ребятами", чтобы жестоко их забодать. В общем, тот мальчик и домашнее животное с рожками мне как-то особенно запомнились.

Другой пример из той же серии "козьих" или, я бы даже сказала, "козлиных" высказываний взрослых был такой. Одна наша учительница часто повторяла слова: "Сделал козью морду!" Если, например, ученик не выполнил того, что было задано на дом, или не смог повторить то, что только что объясняла учительница в классе, или каким-то образом её подвёл и расстроил, "добрая учительница" тут же вставляла в свою эмоциональную речь любимое образное выражение: "Я ему (ученику) это битый час объясняла, а он мне на следующем уроке козью морду сделал!" Или: "Я её (ученицу) об этом попросила, а она мне в ответ козью морду сделала!" Я внимательно наблюдала за своими одноклассниками, но ни разу не заметила, чтобы кто-то из них строил той оскорблённой учительнице рожицы. "Может быть, они такое вытворяли с ней наедине, чтобы никто другой этого не видел?!" — рассуждала я. Но долгое время для меня оставалось тайной, как и когда мои одноклассники корчили рожи, в частности, "козьи морды", нашей учительнице, изображая у неё на глазах молодых козликов и козочек.

А другая учительница постоянно повторяла такую фразу: "А ты ему / ей (имелось в виду ученику / ученице) хоть кол на голове теши!" Сейчас-то я знаю значение глагола "тесать". Но в младших классах я его не знала. И, наверное, поэтому глагол "теши" в быстрой речи учительницы мне слышался как "чеши", начальная форма — "чесать". У слова "кол" я тогда знала лишь одно значение — "самая низкая и позорная школьная оценка", другими словами — "единица". А ещё из моего школьного опыта я знала, что в конце особо важных заключительных уроков по той или иной теме учительница перед звонком раздавала нам, ученикам, особенно хорошо работавшим в классе и отвечавшим всё правильно, большие "пятёрки" и "четвёрки" красного цвета, вырезанные из плотного картона и размером с ладонь. И когда я слышала таинственную фразу учительницы про "кол", который она, видимо, собиралась дать неуспешному ученику, моё воображение рисовало большую картонную "единицу" чёрного цвета, которая должна была непременно оказаться на голове моего нерадивого одноклассника. Только я никак не могла понять, что именно собирается делать учительница с картонным "колом" чёрного цвета на голове ученика — либо почёсывать сам "кол", либо расчёсывать-начёсывать-причёсывать этим картонным символом неуспешности учения голову бедного ребёнка, что, наверное, является страшным наказанием и позором.



А другая учительница на своих уроках часто повторяла: "Это — фантасмагория какая-то!" Я тогда не знала этого сложного длинного слова. Я думала, что "Фантасмагория" — это имя собственное. Так зовут женщину. И эта женщина — сестра Фантомаса. И, наверное, она откуда-то с гор. Ведь Фантомас в знаменитом кино в горах прятался. Но почему учительница всё время упоминала сестру известного киноперсонажа, и что общего она имеет с нашими уроками, я никак не могла понять.

Следующим выражением взрослых, которого я не только не понимала, но и которое меня изрядно пугало, была безобидная для взрослых фраза: "Дурная голова рукам (ногам) покоя не даёт". В детстве мне, видимо, очень много читали разных сказок и историй. Вероятно, среди них было что-то и об отдельной голове, которая вела совершенно самостоятельную от тела жизнь. Помните "Голову профессора Доуэля" Александра Беляева и говорящую голову из сказок Пушкина? Почему-то каждый раз, когда я слышала выражение "Дурная голова рукам (ногам) покоя не даёт", я никак это не связывала с собственной головушкой. Нет, мне представлялась некая отдельная от туловища человеческая голова, закреплённая каким-то образом на холме канатами, колышками, ремнями и верёвками. И голова эта дурная зорко следит со своего холма за маленькими детишками, не давая им тем самым ни минуты покоя. Иногда мне такие "дурные головы" даже снились во сне.

Были и другие фразы взрослых, которые я в детстве не понимала. Вот некоторые из них.

  • "Нерадивый ученик" — т.е. это ученик, который ещё не родился. Но как же так — вот ведь он здесь, рядом со мной, сидит.
  • "Безапелляционное заявление". Слово "аппеляция" в моей детской головке путалось со словом "операция", означающим что-то страшное, медицинское, непременно с кровью и врачами вокруг. И тут вдруг больной, испугавшись всего этого, сбегает из больницы, т.к. он не хочет операцию, он боится её и заявляется домой без всякой операции. Я думала, что "безапелляционное заявление" (мне слышалось "безоперационное заявление") — это плохо, т.к. врачи все равно потом придут или приедут на скорой помощи за сбежавшим из больницы пациентом, и он снова окажется на операционном столе.
  • "Кто бы говорил!" Эту фразу я воспринимала как предложение, состоящее из двух компонентов: подлежащее "Ктобы", что, вероятно, было именем человека, и сказуемое "говорил". Я долго не могла понять, кто на самом деле этот таинственный "Ктобы", который почему-то всё время что-то говорил, но лично я его никогда не слышала и этого товарища "Ктобы" ни разу не видела.
  • "Из рога изобилия". Я это понимала, что кто-то изрыгает из своего рта какое-то "билие". Тошнит, наверное, человека. И рвёт его сильно. И рвотная масса выходит из его рта сплошным нескончаемым потоком. Я почему-то представляла себе именно дяденьку. Странно, как будто тётеньку тошнить не может.

Ужасы взрослого лексикона, или Про напрасное красноречиеПочти философская рассуждалка: Если у нас, взрослых, в разговоре с ребёнком не хватает терпения, умных аргументов и логичных объяснений, то мы компенсируем нехватку эту громкостью своего голоса, грозностью тона, а ещё грубостью слов и даже ругательствами, что является невротическим общением в чистом виде.

Вот так взрослые порой разговаривают с детьми, и так дети их, этих красноречивых взрослых, понимают. Но эти взрослые упорно продолжают и продолжают повторять детям свои и чужие перлы, упиваясь собственным, как им кажется, красноречием. Они ведь уверены в том, что повторенье — мать учения. Но ведь умное повторение — мать учения, а не бездумное и безумное повторение. И вообще нечего бедным детям сто раз на дню повторять про "дурную голову" и "чесальный кол"! А то вместо красноречия получается черноречие, а вместо нормального общения — общение невротическое. Подумайте об этом на досуге, уважаемые взрослые!

Просто пожелание: В родителях всё должно быть прекрасно: и душа, и дело, и слова, и мысли! Следите за душой, делами, словами и мыслями, уважаемые взрослые!

Ещё одно пожелание: Уважаемые взрослые! Пусть в вашей речи всегда присутствует белоречие. И, по возможности, совершенно отсутствует черноречие!

Продолжение следует...

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Ужасы взрослого лексикона, или Про напрасное красноречие"

Вы не авторизованы.

можно, конечно, разговаривать с детьми исключительно простыми предложениями и простыми словами, для объяснения простых ситуаций достаточно обходиться парой-тройкой сотен простых и понятных ребенку слов (а Людоедка Эллочка обходилать тридцатью). но тогда и лексикон вашего ребенка вряд ли превысит эту самую пару-тройку сотен слов. а лексикон Пушкина составлял 60 тыс. слов, вряд ли вы в детстве понимали каждое из слов в сказках Пушкина? что ж теперь ребенку сказки Пушкина не читать? да нет же, наоборот, читать как можно больше, только тогда постепенно смысл редких слов начнет проясняться.
далее, автор статьи подробно описала поток ее филологической мысли, когда она слышала непонятные слова и выражения. так это же прекрасно!, слыша незнакомые слова, ребенок размышляет над ними, он учится думать.

вопрос для меня особенно актуален, потому что мы живем за границей, и имеем дефицит русскоязычного общения и русских книг. и я слышала речь русских детей, выросших не в России, их речь бедна, и ограничивается лексиконом папы и мамы. я хочу, чтобы мой ребенок говорил красивым богатым языком, для этого он должен слышать как можно большее количество слов и выражений. безусловно, книги-подспорье. когда я читаю ребенку книгу, я останавливаюсь по 5 раз за страницу, чтобы выяснить все ли понял ребенок. таким образом ребенок слышит незнакомые слова, а затем их "перевод". и мне жаль, что у моего ребенка нет учителей, которые бы говорили:"Он (ученик) прямо-таки возвёл себя на пьедестал, вознёс свою драгоценную личность до небес так, что к нему и на козе не подъедешь". потому что мы в семье так не говорим, и мой ребенок, возможно, никогда не поймет этих слов.

в общем тема, поднятая в статье безусловно интересна и актуальна, но выводы автора-сомнительны.
2012-04-10, nastyk
А по-моему, автор прекрасно передаёт восприятие ребёнком взрослой речи, это - во-первых. Во-вторых, мы и правда мало следим за собственной речью, разговаривая с детьми. Разве можно общаться с ребёнком, используя выражения "дурная голова", "козья морда" и им подобные, а главное, пугая, унижая и оскобляя маленького человечка?! А в -третьих,чему, интересно знать, можно научить ребёнка через унижение его человеческого достоинства и оскорбление его личности, даже если при этом используются яркие фразеологические обороты и "интересные", нестандартные слова?! На мой взгляд, статья про "ужасы взрослого лексикона" как раз об этом.
2012-04-15, Olgajat
Действительно, странная первоклассница описана в статье. Мало того, что нечитающая, выросшая у не читавших ей родителей, так еще и не умеющая спрашивать о том, что ей непонятно.
Но вообще все в духе времени - давать детям поменьше и попроще, зачем им учиться-то?... :((( Зачем им "великий и могучий русский язык" с пословицами, поговорками и т.д. и т.п.? Пусть так и остаются на уровне... описанном в статье, когда родного языка не понимаешь и спросить не у кого и, главное, желания не возникает. Печально все это :((((
2012-04-10, УникаЛьнаЯ
Выводы автора на уровне ее образования. Она не понимала и не спрашивала о том, что не понимала, очень показательно. Родители ее богатством русского языка сами не владели и ее не научили. Книжек, кроме колобка, видимо, тоже до школы не читала? И что теперь всем такими быть? Я все вышеуказанные фразы понимала, если что-то не понимала, не стеснялась спрашивать у родителей, например. Сын мой тоже понимает. Не вижу проблемы.
2012-04-11, Настя с Гошей
Мне кажется, каждый ребенок в детстве чего-то не понимает. Я тоже считала, что передача "Клуб кинопутешествий" на самом деле называется "Клубкино путешествие" и Клубкин - это такой путешественник. Выросла, узнала как правильно, теперь вспоминаю с улыбкой и детям рассказываю. А еще, если что-то непонятно, можно спросить у родителей :)
2012-04-12, Grand Sova
Согласна о сомнительности выводов. Как же ребенок научится писать красивые сочинения, вплетая в них деепричастные обороты, используя богатство русского лексикона? Просто надо ребенку объяснять смысл, а не избегать. Вы думаете взрослому легче будет понять изопов язык, если он с ним не встречался
2012-04-10, madgy
Жуть.
Зачем вообще учиться в школе, там постоянно что-то нпонятное говорят?
А то, что отдельные слова дети понимают неправильно - так это всегда было, еще Вересаев писал про "по небу, по луночи ангел летел..." Ну так что же теперь, и стихи не читать?
2012-04-10, маугленок
Поделитесь:

10.04.2012
Обновлено 17.05.2012
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Если родители испортили вам жизнь: 2 совета для взрослых
Если родители испортили вам жизнь: 2 совета для взрослых
Ошибки родителей: как не передавать их из поколения в поколение
Онлайн-уроки для детей и взрослых: кому удобно учиться дистанционно и когда онлайн-обучение эффективно
Онлайн-уроки для детей и взрослых: кому удобно учиться дистанционно и когда онлайн-обучение эффективно
Как искать репетитора для дистанционного обучения? Готовы ли вы к онлайн-обучению? Мнения экспертов-педагогов.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!