Накануне 1 сентября многие родители первоклассников беспокоятся: как-то сложится жизнь их ребенка в новом детском коллективе? Об этом же думают те, чьи дети меняют школу — например, поступили в 5-й класс гимназии. Можно ли быть уверенным, что ребенок поладит с учительницей, найдет друзей, не станет изгоем? Да — если у него все хорошо с самооценкой. А укреплять ее никогда не поздно. Даже за два дня, оставшиеся до 1 сентября, можно воспользоваться советами Доктора Папы.
Про горку и коньки
Получилось... Васька с Мишкой точно так не могут... От пота и льда штаны прилипают к ногам, а волосы под шапкой как будто намыленные... «Поздравляю, сынок! — папа бежит навстречу, размахивая руками. — Зачем рыдал? Говорил, что никогда не получится?!».
Все же я на него зол немного. Зачем было меня мучить? Я бы и так съехал с этой горки, потом, когда-нибудь... Я только на коньках-то научился стоять прошлой зимой, а тут — эта ледяная горка... Можно было бы съехать вон с того пригорка, пониже, и — домой. Нет, ему надо с самого верху... А вообще здорово: неужели я смог? Завтра Ваське с Мишкой покажу — у них челюсти отвиснут...
— Вообще-то нужно было сначала вон с того пригорка съехать, пониже, а завтра забраться повыше, чтобы постепенно усложнять задачу, — рассуждает папа. — Это я маху дал, прости.
— Да не-ет, — протянул я, — пониже, — это для малышей, а мне-то шесть уже. Зря я ныл, нужно было съехать и все, давно бы уже пирожки дома ели.
Папа как-то хитро прищурился, посмотрел мне в глаза, похлопал по плечу и начал стягивать с меня коньки.
Про бокс
Весь вечер мы с папой красили мою боксерскую майку в красный цвет. Соревнования на приз Центральной школы высшего спортивного мастерства, моя весовая категория — до 34 кг. Тренер говорит, что будут сильные соперники... Под ложечкой сосет, но настроение бодрое.
Тренер говорит, что я готов. Вчера с папой на лапе работали, чувствую, что мой коронный хук слева стал еще жестче... Но сосет все равно, неприятное ощущение...
Солнечное сплетение. Когда пропускаешь удар в это место, иногда несколько секунд не можешь дышать... Надо локти поуже держать...
Вот он, мой соперник, в углу напротив. Ниже меня, значит, будет стараться прыгать и входить в ближний бой... У меня руки длинные, буду на дистанции держать... Вот уже гонг... вперед!
...Шум в ушах, пока нет ощущения, что у меня перевес. Обмен ударами. Тренер машет руками, что-то кричит, но мне ничего не слышно, какой-то гул. Вижу только красную потную пыхтящую физиономию этого парня перед собой. Третий раунд, сил уже нет, еле на ногах стою. И вдруг...
— Концовочка! — где-то внизу ринга слышу отца. Это наш условный сигнал — значит, осталось 15 секунд до конца боя. Нужно перестать беречь силы и выложиться, чтобы произвести впечатление на судей.
Что-то во мне прямо-таки вскипает, и я атакую, осыпая ошеломленного и уставшего соперника непрекращающимися разнообразными сериями, и вот уже мой фирменный длинный хук слева достигает цели... Еще и еще раз... Парень, пошатываясь, отступает в угол ринга. Откуда ни возьмись ко мне возвращаются силы, второе дыхание.
Гонг. Все кончено. Смотрю на отца — он весь светится и держит большой палец вверх. Рефери подходит к судьям, возвращается и после некоторой паузы вздергивает мою руку вверх... Ура! Я чемпион ЦШВСМ!
Вручили кубок, в перчатках не взять — прижал к груди. Все тело ноет, но слабость приятная.
Возвращаюсь в угол ринга, там тренер и папа почему-то смотрят на мои ноги. Гляжу — по ним стекают красные струйки. Кровь, что ли?
— Нет, сынок, — смеется папа. — Это мы вчера мало закрепителя в краску добавили...
Самооценка и уверенность в себе у ребенка-школьника
Как можно быстро и без особенных усилий с вашей стороны помочь ребенку укрепить самооценку и уверенность в себе?
Вот простой способ: в разговорах с ребенком давайте ему почувствовать себя понятым и услышанным. Для этого применяйте техники перефразирования и уточнения, которые часто используются детскими психологами и продвинутыми родителями: «Ты хочешь это?», «Ты имеешь в виду, что...», «Если я тебя правильно понял, ты...», «Интересно, расскажи об этом подробнее», «Что ты имел в виду, когда сказал...».
Ребенок, растущий в окружении, где его слушают и пытаются понять, начинает делать то же самое. А что вы испытываете по отношению к человеку, который старается понять вас и интересуется вашим мнением? То же будут испытывать другие люди по отношению к вашему ребенку. Повлияет ли это на его жизнь? Безусловно. Такая малость — и такой эффект!
Убеждайте ребенка, что все проблемы разрешимы, что с ним все в порядке, что каждый человек время от времени сталкивается с трудностями. И еще очень важно: развлекайтесь и больше смейтесь вместе. Это не так трудно, если немного поразмышлять и правильно организовать время.
Переживания успеха
Помните о так называемой зоне ближайшего развития. Это уровень сложности навыков и достижений, который человек еще не покорил, но считает вполне посильным для себя.
Эта зона у всех разная. Ее можно (и нужно) расширить путем подбора таких заданий, которые ребенку кажутся сложными, но выполнимыми. И не забываем про (это крайне важно!) бурную реакцию на победу и существенные поощрения за старания (а не лишения за неудачу).
Проявления любви
Многие родители, искренне любя детей, либо не считают нужным, либо не умеют проявлять свою любовь. А ведь проявление любви к ребенку способно неожиданным образом изменить то плохое его поведение, которое родителям до сих пор не удавалось изменить непосредственно. Счастливый и уверенный в себе ребенок редко ведет себя плохо. Очевидно, что именно ощущение того, что его любят, и создает чувство счастья, спокойствие и уверенность в себе.
Напомним несколько способов проявления любви.
Улыбка и зрительный контакт. Этот простой канал передачи родительской любви часто используется не по назначению, когда ребенка заставляют смотреть в глаза родителю, раздраженно выражающему свое негодование. Открытая улыбка — самый простой способ сообщить ребенку, что его принимают, несмотря на многое, что родители хотели бы изменить в его поведении, что с ним все в порядке и что он может рассчитывать на родительское сочувствие, помощь и поддержку.
Ласка и контактный комфорт. По мере взросления ребенок получает все меньше родительской ласки, но нуждается в ней не меньше, чем младшие дети. Особенно выражен ее дефицит у мальчиков (в первую очередь со стороны отцов), поскольку в обществе распространено ошибочное мнение, что ласка может избаловать мальчиков и помешать им стать мужественными.
Для каждого возраста родители могут выбирать свои формы общения, обеспечивающие ребенку контактный комфорт, включая дружеское подбадривающее похлопывание по спине, борьбу на полу, взъерошивание волос, сочувствующее пожатие руки и пр.
Похвала и поддержка. Большинство родителей обращают внимание на неприемлемое для них поведение ребенка, а адаптивное поведение считают нормой, не требующей оценки. В результате общение с ребенком сводится к упрекам, угрозам и обвинениям, теряется контакт и возможность влиять на поведение, не прибегая к силе.
В любом ребенке внимательный родитель найдет множество качеств, за которые его можно искренне похвалить. Значение эмоциональной поддержки в ситуациях, когда ребенок старается добиться определенного результата или совершает ошибку, очевидно и трудно переоценить.
Слова любви. Ребенку необходимо время от времени слышать от родителя, что его любят и всегда будут любить, вне зависимости от его поведения или событий, которые будут происходить в его жизни. Ясное выражение родителями своих чувств словами создает атмосферу искренности и служит отличной моделью открытого поведения для ребенка.
Предоставление свободы действий. По мере взросления, особенно в периоды кризисов третьего года жизни и подросткового, ребенок все больше нуждается в пространстве для принятия собственных решений. Расширение степени свободы должно соответствовать растущему объему навыков. Без этого невозможно формирование ответственной, способной самостоятельно строить свою жизнь личности.
Гиперопека, особенно отвергающего типа, построенная на замечаниях и упреках, приводит к инфантилизации, пассивности, снижению самооценки и тревожно-депрессивному эмоциональному фону. Предоставление свободы действий дает ребенку возможность почувствовать уважение к себе и значимость своего мнения, что укрепляет его уверенность в собственных силах. Все это стимулирует ребенка к самостоятельным экспериментам с реальностью и обогащает его жизненный опыт.
Безусловное внимание (в том числе совместное творчество). Безусловным вниманием называется время, подаренное родителями своему ребенку, когда тот сам выбирает, чем заниматься. Его инициативы помогают развить лидерские навыки, а внимание родителей — укрепить внутрисемейные связи и чувство собственной значимости. Особое значение имеет совместное творчество как деятельность, стимулирующая развитие адаптивных ресурсов личности.