Первое и самое главное - укрепление плечевого пояса. Это для тех детей, которые при письме горбятся, поджимают ноги под себя, подпирают голову, опираются на спинку стула или же опираются грудью на стол.
- Ребенок встает на корточки, на спину ему кладете кусочек пазла (или любую другую нетяжелую вещь). Ребенок несет это из одного конца комнаты в другой.
В чем главная мысль - ребенку со слабым плечевым поясом и спиной обычно сложно долго удерживать спину прямой. Он либо прогнет ее, либо выгнет. Наличие на спине предмета, который надо донести, удержит его от этого.
В таком состоянии можно, например, собирать несложный пазл. Каждый кусочек приносится отдельно. Можно класть на спину частички "Лего", набрать, скажем, 10, и потом построить из них что-нибудь. Начать можно с 4-5 "проходов" за раз.
- Стоим на четвереньках, по очереди поднимая ногу, руку, противоположные ногу и руку. Стараемся удержать равновесие, по счету (сначала, скажем, надо продержаться, считая до трех, потом постепенно можно добавлять).
- Рисунки на стене - ребенку дается лист бумаги и фломастер. Он рисует стоя, приложив лист к стене, придерживает его сам, второй рукой. Делать - сколько не надоест. Рисовать стоит простые вещи. При кажущейся простоте упражнения это не так просто делать долго.
- "Тачка". Ребенок встает на четвереньки, взрослый берет его за лодыжки и ребенок "идет на руках". Можно поставить по комнате кегли, которые ребенок будет сбивать. Сложное упражнение. Если ребенок явно прогибает спину - возьмите его не за лодыжки, а за колени, бедра и т.д. Еще один вариант "неправильного" выполнения - ребенок "складывается пополам", ягодицами вверх.
Укрепление большого и указательного пальца для правильного держания карандаша
Ребенок может или неправильно держать карандаш, или просто слишком слабо, или быстро уставать от письма, писать медленнее других. Кроме укрепления плечевого пояса стоит укреплять и сами пальцы. Правильная позиция пальцев при держании мелкого предмета (соответственно, ручки или карандаша) - большой и указательный палец должны образовывать кольцо.
Неправильные варианты:
- ребенок держит предмет двумя пальцами, большой палец прижат к внешней стороне указательного;
- фаланги пальцев не согнуты, а выпрямлены (обычно, это третья фаланга указательного или вторая фаланга большого, или и то, и другое).
Мои любимые упражнения
- Пластилин - очень хорош. Для начала полезно просто помять пластилин в руках, раскатать по-разному, раскатать, например, колбаску по столу или скатать шар двумя руками.
Ребенок со слабоватым тонусом в руках и плечевом поясе очень быстро начнет пользоваться весом тела для размятия пластилина - будет наваливаться всем телом. Так до сих пор делает моя дочь. Раскатывая шарик между ладонями, она тоже любит зафиксировать локти на столе, иначе быстро устает. В таком случае лучше не делать эти упражнения за столом, а посадить ребенка на табурет перед собой и показывать ему упражнение - катать шарик между ладоней, сделать это перед собой, над головой, сдавить этот шарик между ладонями, скатать между ладоней колбаску и т.д.
Проблема в этом случае такова, что ребенок перестает воспринимать это как игру, он начинает видеть в этом "упражнение". Надо найти пути "обставить" это как игру.
- Второе - "давим змею".
Из пластилина делается длинная колбаска. Кладется на стол или лист бумаги. Ребенок идет по длине "змеи" и сдавливает ее двумя пальцами - большим и указательным. При соединении этих двух пальцев они должны образовывать кольцо.
- Дождик. От куска пластилина отщипываются маленькие кусочки, наклеиваются на лист цветного картона в виде "капель дождя". Сверху рисуется тучка, рисунок готов!
Это особенно хорошо для более младших детей с низким уровнем самооценки в отношении рисования и ручного труда. Это те дети, которые не любят рисовать, клеить, делать поделки, и т.д. Результат выходит наглядный, простой.
Когда ребенок отщипывает пластилин - тоже стоит смотреть, что он делает это указательным и большим пальцем, и вместе они образуют кольцо.
- Пинцет - можно давать ребенку переносить небольшие предметы с помощью пинцета. Например, маленькие шарики из искусственного меха или небольшие бусинки.
Я люблю делать различные картинки с детьми, на лист цветной бумаги намазывается клей, ребенок берет шарики пинцетом и наклеивает их на лист картона. Пинцет берется тоже двумя пальцами - указательным и большим.
- Бусы - если манипуляции с пластилином и пинцетом еще сложноваты (требуется усилие), и ребенок не в состоянии выполнять их правильно (пальцы кольцом) - стоит спуститься на более низкий уровень и попытаться добиться правильного положения пальцев (то самое "кольцо") в нанизывании бусинок на проволоку, игр со спичками (скажем, складывать картинки из спичек и клеить на бумагу, это, кстати, можно делать и пинцетом). У меня удачно идет фасоль - мы делаем картинки из наклеенной на цветной картон фасоли - белой и коричневой, получается очень красиво и оригинально.
Упражнения на развитие мелких манипуляций внутри ладони. Есть два способа держания карандаша при рисовании и письме - динамичный и статичный.
Статичный - при рисовании и письме ребенок держит карандаш, фаланги пальцев неподвижны, основное движение происходит от запястья.
Динамичный - при письме/рисовании запястье неподвижно, двигаются фаланги пальцев. В идеальном варианте двигаются все фаланги, включая самые дальние (ближние к кончикам пальцев). Динамичный способ более "взрослый", должен появиться годам к пяти - пяти с половиной. Лет в шесть он уже желателен. В семь - необходим.
Упражнения для развития мелкой динамики внутри ладони
- Монетки. Дать ребенку в руку 3-4 монеты. Он должен, удерживая все монеты в ладони, выкладывать на стол ПО ОДНОЙ. При неразвитых манипуляциях монеты будут падать, так как ему будет сложно двигать одними пальцами, сжимая другие, и перекладывать монеты внутри ладони, не помогая другой рукой, телом и т.д.
- Фасоль - берется маленькая бутылка из-под колы. В нее набирается фасоль слоями - коричневая-белая. Получается очень красиво. Ребенок берет в руку по 3-4 фасолины, постепенно опускает их по одной в бутылку. Можно добавлять и третий слой - я добавила зерна хумуса (в России называется, по-моему, иранский горох или турецкий горох). Можно и просто горох, но лучше крупный. Ребенка поощрять опускать по одной, и чтобы фасоль не просыпалась.
- "Прогулки" по карандашу. Ребенок берет в руку карандаш (желательно длинный), берет его обычно, но за самый кончик, и старается одной рукой без помощи другой и, не кладя карандаш на стол, "дойти" до противоположного конца и обратно.
В общем, с любыми мелкими предметами можно играть по этому же принципу - несколько предметов на столе, ребенок собирает их по одному в ладонь, потом по одному же раскладывает. Начинать стоит с 3, иногда даже 2 предметов. Больше шести уже давать не стоит. Подойдут монеты, пуговицы, крупная фасоль, бусинки (не мелкий бисер).
Мы с дочкой занимаемся этим уже с месяц. Ежедневно по 5 минут по каждой "теме". Результаты уже есть - почерк заметно выправляется, в классе стала писать быстрее, больше успевает.
Александра (Ima), falafel75@yandex.ru.