Иногда решение учебных проблем проворачивают через выбор другого/нового учебного заведения или вообще иного формата образования. Просто родители задаются вопросом: "Может, дело в школе? В учителях? Если все поменять, то мотивация появится?" Возможно, но не гарантировано.
Причины перехода в другую школу
Да, одна из причин, по которым возникают сложности в учебе, — проблемный педагогический состав. Есть исследования, которые говорят, что подросткам легче учиться в зависимости от того, какой человек им преподает (не профессионал, а именно человек). Дети охотно идут к ярким, интересным, классным, привлекательным личностям. Конфликт с конкретным учителем может экстраполироваться на учебу и школу целиком.
Может, дело не в учителе, а не повезло с классом, не сложились отношения. Или контингент в целом не замотивирован учиться, или он чрезмерно сильный, амбициозный, трудно ему соответствовать.
Те факторы, которые я перечислил, вызывают массу напряжения у подростков, и оно мешает им чего-то хотеть и стараться. Если мы уезжаем в другую школу, покидаем "душных" буллящих учителей, противных одноклассников, с которыми не сложилось, и неподъемную программу, которую не тянем, то появляется шанс на успех.
Что ждет в новой школе?
Период адаптации, который может занимать пару недель или пару месяцев, выстраивание отношений — в целом лотерея, повезет или нет.
Как можно подготовиться? Заранее познакомиться со школой и учителями, с подходом, который там принят. Есть школы гуманистические, ориентированные на личность, индивидуальность, на коммуникацию и в меньшей степени на программу. Если проблема была в нехватке внимания, там она может решиться. Или же, например, средненькие педагоги вяло и скучно подавали материал, а талантливый ребенок быстро от этого покрывался плесенью и начинал бездельничать — может сработать более сильная школа.
В период перехода я рекомендую вовлечь подростка, то есть не делать все директивным решением, а советоваться, обсуждать и договариваться. Важно, чтобы в смене школы было и его желание тоже. Если в школе есть какие-то внеклассные мероприятия — это отличный вариант для развития отношений с одноклассниками.
Совершенно не обязательно при смене школы или формата образования вы автоматически получите все преимущества. Это совместный труд детей и родителей.
Главное — как и почему вы принимаете такое решение.
Из причины — цель
Параметр первостепенной важности — цель вашего перехода. Очень часто родители мыслят не в категории цели, а в категории причин. "Мы ушли из школы, потому что…"
Важен также ваш ребенок: его возраст, личностные особенности, умения, навыки, мотивы.
И не менее важная часть — вы, родители, и ваши родительские ресурсы. Это время, мотивация, организационные способности и какие-то компетенции, которые могут помочь.
Цитируя родителей, принимающих решение уйти из школы в другую школу или на семейное образование, можно видеть такие причины.
- Ребенок не справляется с учебой: или не тянет программу, или в обстановке класса ему сложно сосредоточиться, или есть какие-то особенности, например рассеянное внимание, гиперактивность, из-за которых он, собственно, отстает.
Из-за неуспеваемости портится отношение учителей, страдает самооценка ребенка, или он напрочь забивает на учебу, у него полностью пропадает учебная мотивация — порой уходят от очной формы обучения просто для того, чтобы окончить школу и никто не уехал в сумасшедший дом.
- Конфликт с учителями
Педагоги — прекрасные люди, у них очень сложная работа, но среди них такое же количество нервных и неадекватных, как и среди всех остальных людей. Есть даже нормальные учителя, просто, например, возрастные, которые уже не справляются с поддержанием дисциплины никаким другим способом, кроме крика. Есть совсем молодые, у которых не хватает навыков. Есть несущие в школу свои личные проблемы. Есть те, для кого в порядке нормы заводить любимчиков. Есть те, с кем подросток столкнулся в непримиримой конкуренции, причем оба ведут себя в данном случае как дети.
- Травля, когда совсем не сложились отношения с одноклассниками, они оскорбляют, провоцируют и так далее.
Не все такие ситуации можно преодолеть. Я знаю, что во многих семьях есть позиция "ребенок должен научиться справляться, ведь в жизни потом у него всякого треша будет предостаточно".
- Не смог наладить общение, нет друзей.
Вроде бы ни травли, ни конфликтов, зато есть острая нехватка нормального взаимодействия и в классе не получается найти друзей. Так часто бывает, когда ребенок приходит в уже сложившийся класс, если он новичок и за год так и не смог встроиться в какие-то компании, социальные группы или произошла какая-то ситуация. Например, он во что-то влип, из-за этого у него испортилось реноме или имидж. Школа хорошая, травлю задавили в зародыше, но его никто не любит и не дружит с ним. Или от подростков часто слышно: "Вокруг одни идиоты", — есть ситуации, когда ребенок просто взрослее сверстников, ему интересно совсем другое, мозг уже взрослый.
- В школе учат не так и не тому.
Родители сейчас стали смелее и сами могут признать, что школьная программа расходится с реальностью прямо по швам. Мы до сих пор делим кобылу на овес или считаем чугунные утюги. Либо учительница говорит: "Прочитайте параграф", — и весь класс на уроке сидит и просто читает учебник. Понятно, что при нынешнем развитии технологий и информационной насыщенности это просто бездарная потеря времени.
- Ребенок устает, болеет, отказывается ходить в школу — частый симптом, подсказывающий, что пора принимать решение.
Не только в садике дети два дня ходят — две недели болеют, у школьников тоже такое бывает. Перед школой начинает ныть голова, живот, после школы ребенок ложится пластом. В какой-то момент, уже обладая достаточным ресурсом, он может сказать: "Нет, я больше в школу не пойду".
- Слишком занят чем-то еще (спорт, музыка).
Если ребенок профессионально занимается спортом, музыкой или чем бы то ни было, помимо школы, — плотно, увлеченно, пять раз в неделю, — то получается дурная ситуация: шесть часов дитя проводит в школе, потом еще три часа на тренировке, а на уроки времени не остается. Ответственный подросток иногда еще их делает, но не высыпается, идет в школу квелый, результаты плохие. Иногда родители вместе с ребенком или отдельно принимают решение, что спорт или дополнительная занятость важнее.
- Бывает, что образ жизни родителей не стыкуется с традиционной школой — если вы часто путешествуете, например.
Я вот планирую поездки несколько раз в год. Также высококлассные специалисты могут поработать год в одной стране, год — в другой, и, возможно, дистанционное или семейное образование окажется более эффективным.
- Родители устали от школы — ходить на родительские собрания, отвечать на звонки учителя, приходить на вызовы, в родительском чате общаться и спрашивать, какое домашнее задание. Помогать ребенку собирать гербарий в память о Великой Октябрьской революции и прочее, что очень и очень утомляет.
Чтобы избежать разочарования, чтобы ваш переход был осознанный, взвешенный и эффективный, хорошо бы вы уходили не из школы, а шли к чему-то: по идее, новое учебное заведение или домашнее образование должно помогать вам и вашему ребенку достигнуть какой-то цели, решить какую-то задачу.
Уйти из школы потому, что там плохо, безусловно, тоже решение, но при такой формулировке есть риски столкнуться с невиданными сложностями.
Если вы хорошенько подумаете и проанализируете ситуацию, сформулируйте цели: зачем вам, например, переводить сына в частную гимназию или в "Фоксфорд"?
Допустим, хочется больше свободы и больше здоровья для ребенка — тогда это и будет целью, а инструментом выступит дистанционное обучение или перевод в гимназию. Еще целями могут быть:
1. Повышение качества образования
Обратите внимание: от того, как сформулирована цель, будет зависеть то, как вы организуете новый формат образования. При такой цели вы будете включены в образовательный менеджмент и, скорее всего, станете нанимать репетиторов, анализировать и оценивать разные педагогические программы, тщательно выбирать онлайн-школу, прилагать усилия к тому, чтобы объем и качество знаний, которые ребенок получает на новом месте, соответствовали каким-то вашим критериям.
2. Сохранение психологического здоровья ребенка, желание помочь ему достичь психологически стабильного состояния
Если эта цель — приоритет, вам будет более-менее плевать на качество и объем знаний. Достаточно, чтобы ребенок не убивался над учебой и вовремя сдавал аттестацию, а вам не полоскали мозг. Зато вы будете прилагать усилия к тому, чтобы занять его свободное время чем-то полезным, приятным, интересным.
3. Сохранение отношений
Важная цель, ведь, возможно, вы уже замечали, что мало общаетесь с детьми, потому что видите их только рано утром и поздно вечером. Утром вы их долбите, чтобы они собрались и вовремя вышли в школу, а вечером задаете наводящие вопросы про то, как дела в школе и сделаны ли уроки. Вся коммуникация строится вокруг школы. А если у ребенка что-то не складывается, эта коммуникация становится напряженной и ведет к нарушению отношений.
Если вам раз за разом приходится заставлять свое чадо делать уроки, то, поверьте, конфликтов будет много. И тогда с целью сохранить отношения вы будете выбирать формат семейного образования или простую школу возле дома с минимальным уровнем требований. И заниматься уже не столько качеством материалов, сколько организацией процесса, при котором у вас не будет такого количества конфликтов.
Начнете обучать ребенка планировать свою деятельность, нести ответственность за что-то, ставить разумные, достижимые цели, но закроете глаза на результаты его обучения.
4. Дать возможность заниматься важным
Вы будете планировать и организовывать новое обучение, отталкиваясь от того, успевает ли ребенок сделать важное: ходит ли он на все тренировки по хоккею, высыпается и ест ли достаточно, а остальное — по минимуму. Только "важность" хорошо бы согласовывать: для кого именно это важно? Для самого ребенка или для вас?
5. Оптимизировать затраты сил при сохранении качества
Это метацель для родителей, которым не так важно вырастить Эйнштейна, — задача стоит просто справиться со школой, потратив как можно меньше времени. Пусть будет обычная общеобразовательная, где у него есть друзья, а в аттестате не появляются тройки, вот и славно.
6. Получить возможность путешествовать
Скорее всего, здесь вы выбираете онлайн-школу, у вас нет репетиторов и, возможно, частично берете на себя функции по организации процесса, чтобы в любой точке мира получить аттестацию.
7. Реализовать свои педагогические амбиции
Есть родители, которые на самом деле хотят взять в свои руки учебу, контролировать этот процесс, реализовать свои амбиции — или педагогические, или менеджерские, — и это тоже цель. Единственное, я призываю очень четко разделять свою роль как педагога и свою роль как родителя. Даже переодеваться для урока и для домашнего общения, чтобы ваши взаимоотношения в рамках учебы не влияли на ваши отношения как родителя и ребенка.
Не могут быть все цели одинаково важны. Выбирайте, пожалуйста, ключевую цель и цель второго порядка. Невозможно бежать во все стороны одновременно — доказали Лебедь, Рак и Щука.
Допустим, у вас нормальная школа, у ребенка складываются отношения, ему там хорошо, а вы сформулировали цель: "минимальные затраты при том же качестве образования плюс психологическое здоровье", — просто перестаете брать трубку, когда звонит учитель, вот оно, решение.
Ответ. Давайте сформулируем цели. Почему и зачем он хочет эту форму обучения? Также вам понадобятся критерии: как вы поймете, что это эффективно, что его и ваши цели достигаются, — и как поймете, что неэффективно? Что вы сделаете в случае недостижения цели? Напоследок — обговорить критерии завершения эксперимента.