Ухожу! Поможет ли смена школы и чему именно?

Переход в другую школу: причины и цель

Полезность: 5 из 5 Интересность: 5 из 5 (1 оценка)

Иногда решение учебных проблем проворачивают через выбор другого/нового учебного заведения или вообще иного формата образования. Просто родители задаются вопросом: "Может, дело в школе? В учителях? Если все поменять, то мотивация появится?" Возможно, но не гарантировано.

Причины перехода в другую школу

Причины перехода в другую школу

Да, одна из причин, по которым возникают сложности в учебе, — проблемный педагогический состав. Есть исследования, которые говорят, что подросткам легче учиться в зависимости от того, какой человек им преподает (не профессионал, а именно человек). Дети охотно идут к ярким, интересным, классным, привлекательным личностям. Конфликт с конкретным учителем может экстраполироваться на учебу и школу целиком.

Может, дело не в учителе, а не повезло с классом, не сложились отношения. Или контингент в целом не замотивирован учиться, или он чрезмерно сильный, амбициозный, трудно ему соответствовать.

Те факторы, которые я перечислил, вызывают массу напряжения у подростков, и оно мешает им чего-то хотеть и стараться. Если мы уезжаем в другую школу, покидаем "душных" буллящих учителей, противных одноклассников, с которыми не сложилось, и неподъемную программу, которую не тянем, то появляется шанс на успех.

Что ждет в новой школе?

Период адаптации, который может занимать пару недель или пару месяцев, выстраивание отношений — в целом лотерея, повезет или нет.

Как можно подготовиться? Заранее познакомиться со школой и учителями, с подходом, который там принят. Есть школы гуманистические, ориентированные на личность, индивидуальность, на коммуникацию и в меньшей степени на программу. Если проблема была в нехватке внимания, там она может решиться. Или же, например, средненькие педагоги вяло и скучно подавали материал, а талантливый ребенок быстро от этого покрывался плесенью и начинал бездельничать — может сработать более сильная школа.



В период перехода я рекомендую вовлечь подростка, то есть не делать все директивным решением, а советоваться, обсуждать и договариваться. Важно, чтобы в смене школы было и его желание тоже. Если в школе есть какие-то внеклассные мероприятия — это отличный вариант для развития отношений с одноклассниками.

Совершенно не обязательно при смене школы или формата образования вы автоматически получите все преимущества. Это совместный труд детей и родителей.

Главное — как и почему вы принимаете такое решение.

Из причины — цель

Параметр первостепенной важности — цель вашего перехода. Очень часто родители мыслят не в категории цели, а в категории причин. "Мы ушли из школы, потому что…"

Важен также ваш ребенок: его возраст, личностные особенности, умения, навыки, мотивы.

И не менее важная часть — вы, родители, и ваши родительские ресурсы. Это время, мотивация, организационные способности и какие-то компетенции, которые могут помочь.

Цитируя родителей, принимающих решение уйти из школы в другую школу или на семейное образование, можно видеть такие причины.

  • Ребенок не справляется с учебой: или не тянет программу, или в обстановке класса ему сложно сосредоточиться, или есть какие-то особенности, например рассеянное внимание, гиперактивность, из-за которых он, собственно, отстает.

Из-за неуспеваемости портится отношение учителей, страдает самооценка ребенка, или он напрочь забивает на учебу, у него полностью пропадает учебная мотивация — порой уходят от очной формы обучения просто для того, чтобы окончить школу и никто не уехал в сумасшедший дом.

  • Конфликт с учителями

Педагоги — прекрасные люди, у них очень сложная работа, но среди них такое же количество нервных и неадекватных, как и среди всех остальных людей. Есть даже нормальные учителя, просто, например, возрастные, которые уже не справляются с поддержанием дисциплины никаким другим способом, кроме крика. Есть совсем молодые, у которых не хватает навыков. Есть несущие в школу свои личные проблемы. Есть те, для кого в порядке нормы заводить любимчиков. Есть те, с кем подросток столкнулся в непримиримой конкуренции, причем оба ведут себя в данном случае как дети.

  • Травля, когда совсем не сложились отношения с одноклассниками, они оскорбляют, провоцируют и так далее.

Не все такие ситуации можно преодолеть. Я знаю, что во многих семьях есть позиция "ребенок должен научиться справляться, ведь в жизни потом у него всякого треша будет предостаточно".

Честно говоря, не всегда ребенок должен научиться справляться, потому что травма в процессе того, как он справляется, может оказаться значительно больше, чем бонус от того, что он смог.
  • Не смог наладить общение, нет друзей.

Вроде бы ни травли, ни конфликтов, зато есть острая нехватка нормального взаимодействия и в классе не получается найти друзей. Так часто бывает, когда ребенок приходит в уже сложившийся класс, если он новичок и за год так и не смог встроиться в какие-то компании, социальные группы или произошла какая-то ситуация. Например, он во что-то влип, из-за этого у него испортилось реноме или имидж. Школа хорошая, травлю задавили в зародыше, но его никто не любит и не дружит с ним. Или от подростков часто слышно: "Вокруг одни идиоты", — есть ситуации, когда ребенок просто взрослее сверстников, ему интересно совсем другое, мозг уже взрослый.

  • В школе учат не так и не тому.

Родители сейчас стали смелее и сами могут признать, что школьная программа расходится с реальностью прямо по швам. Мы до сих пор делим кобылу на овес или считаем чугунные утюги. Либо учительница говорит: "Прочитайте параграф", — и весь класс на уроке сидит и просто читает учебник. Понятно, что при нынешнем развитии технологий и информационной насыщенности это просто бездарная потеря времени.

  • Ребенок устает, болеет, отказывается ходить в школу — частый симптом, подсказывающий, что пора принимать решение.

Не только в садике дети два дня ходят — две недели болеют, у школьников тоже такое бывает. Перед школой начинает ныть голова, живот, после школы ребенок ложится пластом. В какой-то момент, уже обладая достаточным ресурсом, он может сказать: "Нет, я больше в школу не пойду".

  • Слишком занят чем-то еще (спорт, музыка).

Если ребенок профессионально занимается спортом, музыкой или чем бы то ни было, помимо школы, — плотно, увлеченно, пять раз в неделю, — то получается дурная ситуация: шесть часов дитя проводит в школе, потом еще три часа на тренировке, а на уроки времени не остается. Ответственный подросток иногда еще их делает, но не высыпается, идет в школу квелый, результаты плохие. Иногда родители вместе с ребенком или отдельно принимают решение, что спорт или дополнительная занятость важнее.

  • Бывает, что образ жизни родителей не стыкуется с традиционной школой — если вы часто путешествуете, например.

Я вот планирую поездки несколько раз в год. Также высококлассные специалисты могут поработать год в одной стране, год — в другой, и, возможно, дистанционное или семейное образование окажется более эффективным.

  • Родители устали от школы — ходить на родительские собрания, отвечать на звонки учителя, приходить на вызовы, в родительском чате общаться и спрашивать, какое домашнее задание. Помогать ребенку собирать гербарий в память о Великой Октябрьской революции и прочее, что очень и очень утомляет.

Чтобы избежать разочарования, чтобы ваш переход был осознанный, взвешенный и эффективный, хорошо бы вы уходили не из школы, а шли к чему-то: по идее, новое учебное заведение или домашнее образование должно помогать вам и вашему ребенку достигнуть какой-то цели, решить какую-то задачу.

Родители о школе. Мы развели понятия "школа" и "образование". Получение образования — обязательно, а вот школа всего лишь один из вариантов. Ушли на семейное образование, учится онлайн. Посещала не все уроки, не делала д/з, что меня тревожило. Однако ОГЭ сдала прекрасно. Нет негатива к учебе, негатив был к школе как к месту и системе.

Уйти из школы потому, что там плохо, безусловно, тоже решение, но при такой формулировке есть риски столкнуться с невиданными сложностями.

Если вы хорошенько подумаете и проанализируете ситуацию, сформулируйте цели: зачем вам, например, переводить сына в частную гимназию или в "Фоксфорд"?

Допустим, хочется больше свободы и больше здоровья для ребенка — тогда это и будет целью, а инструментом выступит дистанционное обучение или перевод в гимназию. Еще целями могут быть:

1. Повышение качества образования

Обратите внимание: от того, как сформулирована цель, будет зависеть то, как вы организуете новый формат образования. При такой цели вы будете включены в образовательный менеджмент и, скорее всего, станете нанимать репетиторов, анализировать и оценивать разные педагогические программы, тщательно выбирать онлайн-школу, прилагать усилия к тому, чтобы объем и качество знаний, которые ребенок получает на новом месте, соответствовали каким-то вашим критериям.

2. Сохранение психологического здоровья ребенка, желание помочь ему достичь психологически стабильного состояния

Если эта цель — приоритет, вам будет более-менее плевать на качество и объем знаний. Достаточно, чтобы ребенок не убивался над учебой и вовремя сдавал аттестацию, а вам не полоскали мозг. Зато вы будете прилагать усилия к тому, чтобы занять его свободное время чем-то полезным, приятным, интересным.

3. Сохранение отношений

Важная цель, ведь, возможно, вы уже замечали, что мало общаетесь с детьми, потому что видите их только рано утром и поздно вечером. Утром вы их долбите, чтобы они собрались и вовремя вышли в школу, а вечером задаете наводящие вопросы про то, как дела в школе и сделаны ли уроки. Вся коммуникация строится вокруг школы. А если у ребенка что-то не складывается, эта коммуникация становится напряженной и ведет к нарушению отношений.

Если вам раз за разом приходится заставлять свое чадо делать уроки, то, поверьте, конфликтов будет много. И тогда с целью сохранить отношения вы будете выбирать формат семейного образования или простую школу возле дома с минимальным уровнем требований. И заниматься уже не столько качеством материалов, сколько организацией процесса, при котором у вас не будет такого количества конфликтов.

Начнете обучать ребенка планировать свою деятельность, нести ответственность за что-то, ставить разумные, достижимые цели, но закроете глаза на результаты его обучения.

Переход в другую школу

4. Дать возможность заниматься важным

Вы будете планировать и организовывать новое обучение, отталкиваясь от того, успевает ли ребенок сделать важное: ходит ли он на все тренировки по хоккею, высыпается и ест ли достаточно, а остальное — по минимуму. Только "важность" хорошо бы согласовывать: для кого именно это важно? Для самого ребенка или для вас?

5. Оптимизировать затраты сил при сохранении качества

Это метацель для родителей, которым не так важно вырастить Эйнштейна, — задача стоит просто справиться со школой, потратив как можно меньше времени. Пусть будет обычная общеобразовательная, где у него есть друзья, а в аттестате не появляются тройки, вот и славно.

6. Получить возможность путешествовать

Скорее всего, здесь вы выбираете онлайн-школу, у вас нет репетиторов и, возможно, частично берете на себя функции по организации процесса, чтобы в любой точке мира получить аттестацию.

7. Реализовать свои педагогические амбиции

Есть родители, которые на самом деле хотят взять в свои руки учебу, контролировать этот процесс, реализовать свои амбиции — или педагогические, или менеджерские, — и это тоже цель. Единственное, я призываю очень четко разделять свою роль как педагога и свою роль как родителя. Даже переодеваться для урока и для домашнего общения, чтобы ваши взаимоотношения в рамках учебы не влияли на ваши отношения как родителя и ребенка.

Очень важно сформулировать из причины цель, потому что причина не дает вам представления о том, как будет организовано образование и что в нем главное. Вы будете пытаться успеть за всеми зайцами сразу или перебирать много разных вариантов, как, собственно, делают все, кто срочно сменил школу, повинуясь эмоциональному порыву.

Не могут быть все цели одинаково важны. Выбирайте, пожалуйста, ключевую цель и цель второго порядка. Невозможно бежать во все стороны одновременно — доказали Лебедь, Рак и Щука.

Допустим, у вас нормальная школа, у ребенка складываются отношения, ему там хорошо, а вы сформулировали цель: "минимальные затраты при том же качестве образования плюс психологическое здоровье", — просто перестаете брать трубку, когда звонит учитель, вот оно, решение.

Вопрос. Ребенок в 13 лет уверяет, что хочет на семейное образование. Стоит его послушать?
Ответ. Давайте сформулируем цели. Почему и зачем он хочет эту форму обучения? Также вам понадобятся критерии: как вы поймете, что это эффективно, что его и ваши цели достигаются, — и как поймете, что неэффективно? Что вы сделаете в случае недостижения цели? Напоследок — обговорить критерии завершения эксперимента.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Ухожу! Поможет ли смена школы и чему именно?
Переход в другую школу: причины и цель
В этой квартире будет плесень
На что обратить внимание во время просмотра квартиры
Оставить комментарий к статье "Ухожу! Поможет ли смена школы и чему именно?"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

14.01.2025
Обновлено 14.01.2025
Статья дня
В этой квартире будет плесень
В этой квартире будет плесень
На что обратить внимание во время просмотра квартиры
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!