Аденоиды какой степени у детей надо удалять? Или дело не в степени (размере) аденоидов, а в чем-то еще? Почему операции по удалению аденоидов раньше делали массово и амбулаторно, а сейчас все чаще аденоиды удаляют под общим наркозом? Какие на самом деле существуют показания к удалению аденоидов? И можно ли лечить аденоиды без операции? На все эти вопросы отвечает отоларинголог Иван Лесков.
Диагноз аденоидов обязательно звучит так: аденоиды такой-то степени. Степени аденоидов придумали рентгенологи. Мы с вами, правда, знаем, что рентген врет, и что тень в носоглотке — это вовсе не обязательно только аденоиды. Но тем не менее, степени аденоидов — это размеры той самой тени в носоглотке, которую почему-то большинство врачей продолжают упорно считать именно аденоидами.
Есть, правда, еще один критерий диагноза: те самые клинические проявления. Их мы с вами можем увидеть, даже не делая рентген и не заглядывая в носоглотку. Я не шучу — мы с вами можем сами установить степень аденоидов у ребенка, причем точнее, чем рентген. И для этого достаточно простого наблюдения — того, что могут делать родители и не может делать ни один врач. Тест на степень аденоидов у ребенка — здесь.
Первая степень аденоидов
На рентгене тень аденоидов занимает просвет носоглотки на 1/3. При эндоскопии врач видит, как аденоиды еле-еле выглядывают из-за края хоаны. Если врач смотрит носоглотку при помощи зеркала, он видит, что лимфоидная ткань (ее даже аденоидами при такой степени сложно назвать) выстилает свод носоглотки.
Хоаны — это "ноздри наоборот". Если начало полости носа — это ноздри, две трубочки, через которые воздух входит в нос, то хоаны — это другие концы этих трубочек, выходящие в носоглотку. К ним вплотную примыкают аденоиды, а еще — устья естахиевых труб, поэтому при отеке слизистой оболочки носа евстахиевы трубы частично перекрываются точно так же, как и при увеличении аденоидов, и с точно такими же последствиями — ребенок начинает жаловаться на дискомфорт в ушах. А родители — на переспрашивания у ребенка.
Что видят родители. Ребенок с первой степенью аденоидов отлично слышит, дышит носом и днем и во время сна, не храпит и не переспрашивает. То есть и храп, и затруднения дыхания, и переспрашивания возможны и при первой степени (вот почему от визита к врачу все же лучше не отказываться), но обусловлены они никак не увеличением аденоидов, а чем-то другим — соплями, отеком слизистой оболочки носа, увеличением миндалин и так далее.
Что делать? Если врач сказал, что у ребенка первая степень увеличения аденоидов, делать с ними ничего не надо. Тем более не надо такие аденоиды удалять.
Вторая степень аденоидов
На рентгене тень аденоидов занимает ? просвета носоглотки. Если врач проводит эндоскопию носа, он пишет, что аденоиды занимают ? просвета хоан. При осмотре при помощи зеркала видно примерно то же самое — аденоиды закрывают просвет хоан наполовину.
Что видят родители. В этой ситуации ребенок может свободно дышать носом во время бодрствования, но вот во время сна храп становится его постоянным спутником. А еще аденоиды второй степени могут перекрывать устья евстахиевых труб, и тогда вы начинаете замечать, что ребенок часто переспрашивает и время от времени жалуется на дискомфорт в ушах из-за того, что аденоиды начинают — полностью или частично — перекрывать евстахиеву трубу
ВЫВОД. Аденоиды второй степени однозначно нуждаются в лечении, но вот будет ли оно хирургическим или же можно будет обойтись без операции, зависит только от того, за счет чего же увеличились аденоиды.
Евстахиева труба — это канал, который соединяет носоглотку и полость среднего уха. Нужна такая штука для двух вещей: во-первых, выравнивать давление между полостью среднего уха и внешней средой, чтобы атмосферное давление не вдавливало бы барабанную перепонку внутрь, а во-вторых, для оттока жидкости из полости среднего уха.
Евстахиева труба открывается в носоглотку сразу позади хоан, поэтому любой отек слизистой оболочки носа грозит полностью или частично перекрыть евстахиеву трубу.
А еще евстахиева труба у детей намного шире и короче, чем у взрослых — вот почему у детей воспаление на аденоидах или обыкновенные насморки так часто осложняются отитами.
Вход в евстахиеву трубу прикрывает от инфекций тубарная миндалина, но при воспалении аденоидов она тоже часто воспаляется, поэтому может дополнительно перекрыть евстахиеву трубу.
Третья степень аденоидов
Это — самая большая степень увеличения аденоидов. На рентгеновском снимке тень от аденоидов занимает весь просвет носоглотки. При проведении эндоскопии врач просто не может провести эндоскоп из полости носа в носоглотку — мешают все те же аденоиды. Ну, а при обследовании носоглотки зеркалом видна только ткань аденоидов, но вот ни хоан, ни устьев евстахиевых труб уже не видно.
Что видят родители. Внешне третья степень аденоидов видна очень хорошо. Ребенок с третьей степенью не дышит носом ни днем, ни ночью. Если третья степень у ребенка наблюдается в течение более чем одного года, у него формируется так называемое "аденоидное лицо" — полуоткрытый рот (дышать-то чем-то надо), вытянутый овал лица, полуприкрытые глаза.
Из-за такого выражения лица, кстати, и пошел миф о том, что аденоиды тормозят умственное развитие ребенка. Но на самом деле успеваемость детей с третьей степенью аденоидов и их контакт с внешним миром снижаются из-за полного перекрытия евстахиевых труб и стойкого снижения разборчивости речи — ребенок просто перестает понимать половину обращенных к нему слов.
Что делать? С аденоидами третьей степени тоже можно справиться без операции (мы помним — важна не степень увеличения аденоидов, а то, за счет чего они увеличены). Но при третьей степени очень важно начать лечение, не откладывая — если начнется деформация лицевого скелета по типу "аденоидного лица", операции будет уже не избежать.
А вот четвертой степени аденоидов просто не существует. Это, так сказать, поэтическое преувеличение не очень грамотных врачей.
Нужно ли удалять аденоиды
Врачи, едва увидев аденоиды у ребенка, обычно в один голос заявляют: удалять (некоторые доктора еще добавляют при этом — "срочно!"). Мотив у них в общем-то простой: нет аденоидов, нет и проблемы.
Но проблема в том, что удаление аденоидов — это полноценная операция, со своими рисками (между прочим, достаточно серьезными), осложнениями (и еще какими). В последние 20 лет эта операция проводится только в условиях стационара и все чаще — под общим обезболиванием. То есть под наркозом. Который, кстати говоря, сам по себе является нешуточным риском.
Это значит, что прежде чем говорить, что аденоиды надо удалять срочно, врач в поликлинике (сам-то он их удалять не будет) должен взвесить все "за" и "против", а говоря медицинским языком, все показания и противопоказания к этой операции у вашего ребенка.
Еще 20 лет тому назад (когда аденоиды сплошь и рядом удаляли в поликлиниках или дневных стационарах) в графе "показания к операции" врачи писали: "аденоиды второй степени". И этого, представьте себе, было достаточно!
На самом деле есть абсолютные показания к операции — то есть ситуации, когда можно только оперировать и больше проблему аденоидов решить нельзя никак, и есть относительные показания, когда можно пытаться лечить аденоиды консервативно, а операцию рассматривать как одни из вариантов лечения.
После удаления аденоидов, 20 лет назад...
В поликлиниках обычно показаниями к операции считают гипертрофию аденоидов второй-третьей степени, частые средние отиты, частые респираторные инфекции (чтобы ребенок не болел, надо удалить аденоиды), экссудативный отит и ночной храп. От себя добавлю — все те же 20-25 лет назад в порядке вещей было удаление аденоидов у детей прямо на фоне острого гайморита. Считалось, что это облегчает лечение и устраняет причину гайморита — ни больше, ни меньше.
Как результат — аденоиды очень долгое время удаляли направо и налево, едва заметив подозрительную тень в носоглотке на рентгене. Во всем мире было ничуть не лучше — в 90-е годы в США ежегодно выполнялось до 2,5 миллионов аденотонзиллэктомий (то есть одновременных удалений и миндалин и аденоидов) у детей, причем самому младшему ребенку, который прошел через такую операцию, было... 1 год 8 месяцев.
Но при операциях (особенно если они проводятся массово) часто бывают осложнения, а после операций — рецидивы. И что характерно, чаще всего эти рецидивы наступали:
- во-первых, у детей, которым выполняли операцию в возрасте до 3 лет;
- во-вторых, у детей или часто болеющих, или имеющих хронические инфекции на слизистой оболочке носа или на миндалинах;
- и на третьем месте по частоте рецидивов шли дети, у которых кроме аденоидов были увеличены еще и миндалины.
Кстати, риск рецидива почему-то всегда выше у девочек, чем у мальчиков. Почему — ответить на этот вопрос так никто и не удосужился.
Так что сейчас круг показаний к удалению аденоидов сузился, причем весьма значительно.
Показания к удалению аденоидов
Абсолютных показаний к удалению аденоидов осталось всего три (это между прочим, тот самый мировой опыт, на который в последнее время так любят ссылаться наши медицинские светила):
- синдром обструктивного апноэ сна (то есть задержки дыхания во сне, вызванные разросшимися аденоидами);
- выраженное нарушение развития лицевого скелета (то есть то самое "аденоидное лицо" из учебников прошлого и позапрошлого века);
- подозрение на злокачественное образование в носоглотке (простите, тут я обойдусь без комментариев)
Все остальные показания — рецидивирующие гаймориты, рецидивирующие отиты, наличие воспаления в носоглотке — показания относительные. То есть в этих ситуациях вариант с удалением аденоидов можно рассматривать только тогда, когда консервативное лечение не дало никакого эффекта. Так что в подавляющем большинстве случаев можно хотя бы попытаться обойтись без операции.