Ругать школу, учителей и систему образования в целом принято все последние годы. Особенно много негатива всплывает во время экзаменов. А как чувствуют себя в современной, постоянно меняющейся школе сами учителя? Что думают об оценках, учениках и зарплатах? Четыре педагога высказали свои мнения о современном школьном образовании.
Юлия Игумнова, учитель русского языка и литературы гимназии № 1306
О профессиональном росте. Мне кажется, что надо не просто воспринимать новую информацию на курсах повышения квалификации, но и самому делиться опытом с коллегами — проводить мастер-классы, писать статьи, разрабатывать учебные пособия, т.е. отдавать.
Об оценках. Я скорее присоединюсь к противникам пятибалльной шкалы. Действительно, она «тесная», не вполне объективная, фактически трехбалльная. Но в любом случае оценивание учащихся должно основываться на четко прописанных критериях и стремиться к абсолютной объективности.
О зарплате. На мой взгляд, в настоящее время в Москве профессия учителя достаточно конкурентоспособна благодаря относительно неплохой заработной плате. Это, безусловно, хорошая тенденция, уже давшая положительные результаты — рост конкурса в педагогические вузы.
О роли школы в жизни ребенка. Лучшее, что дает нам школа, — навыки социализации. Можно сказать, что она представляет собой «демоверсию» социальных отношений, с которыми человек сталкивается в будущем. Учительница биологии излишне требовательна; соседке Маше повезло — поставили пятерку, не заметив ошибку в третьей задаче; Ваня бесконечно списывает, пользуясь добротой одноклассника... Конечно же, наша задача — оградить ребенка от несправедливости. Но умение вести себя в проблемных ситуациях во многом закладывается именно в школе.
Мне же, прежде всего, хочется привить ученикам уважение к интеллекту. Противопоставить широко распространенному мифу об успешности троечников тезис о том, что в современном мире быть начитанным, эрудированным, грамотным модно и престижно.
Владислав Попов, учитель информатики и ИКТ школы № 953
О школе. Современная школа — открытая и нацеленная на всестороннее развитие ребенка. Почему школа должна быть открытой? От противного, ведь замкнутые на себе системы часто нежизнеспособны. В образовательном процессе особую роль играет самостоятельный выбор ученика: например, девочка, с трудом решающая задачи по информатике и математике, выбирает в качестве темы проекта психологию интернет-зависимости и занимает призовое место на городской конференции. Современные дети очень разные, с разными характерами, желаниями, ценностями. Нынешнего ребенка от вчерашнего отличает в первую очередь использование девайсов, с которыми он не расстается.
О техническом оснащении. На помощь современному учителю приходит множество онлайн-сервисов, приспособленных в том числе под планшеты и телефоны: например, в последней четверти мои ученики рисовали SVG-изображения и создавали алгоритмы в собственных мобильных устройствах. Дети с удовольствием применяют собственную технику на уроках.
О роли школы в жизни ребенка. Примерно шестую часть жизни, 11 лет из средних 71, человек проводит в школе, и не стоит недооценивать это влияние. Как мне кажется, самое главное, чему нужно научить детей — это умение ставить цель и двигаться к ней, быть активным и верить в себя.
Надежда Ладилова, учитель начальных классов гимназии № 45
О школе. Дети сейчас потрясающие. Неугомонные выдумщики и деятели, у них богатый кругозор, основанный не на заучивании фактов и чужих мнений, а на собственном их «проживании». Но, к сожалению, многие учителя продолжают воспринимать своих учеников исключительно как объекты обучения, в последнее время еще и не очень удобные (вопросов задают много, в технологиях разбираются лучше некоторых взрослых). Я же как мама четверых детей понимаю, что каждый ребенок замечателен просто тем, что он есть, и что недостаточно высокие отметки всего лишь говорят о временных трудностях.
Об оценках. Пятибалльная система оценивания давно изжила себя. Наша гимназия уже несколько лет использует критериальное оценивание, а с этого учебного года по всем предметам высший балл равен 8.
О техническом оснащении. Из всех технических новинок школы на своих уроках я использую IPad и проектор. Например, на уроке литературного чтения мы анализируем стихи, по группам записываем их выразительное прочтение и создаем к ним видеоряды. Также мои ученики активно участвуют в различных онлайн-олимпиадах.
О профессиональном росте. Стремительно развиваются технологии, дети растут совсем другие, поэтому в современной школе учитель, не желающий пробовать новое, творить, просто не сможет работать: он будет не интересен детям, не авторитетен для родителей. Я сама постоянно учусь, так как считаю важным «заглянуть за горизонт» своего понимания профессии и образовательного процесса.
Алексей Толстухин, учитель информатики и обществознания школы «Воробьевы горы»
О школе. Современная школа сильно отличается от той, в которой учились 5-10 лет назад. Например, сейчас школа стремится не просто дать теоретические знания, а старается показать и научить тому, как эти знания могут применить на практике сами ученики. Также предполагается большое разнообразие форматов для проведения урока. Сегодня можно провести лекционное занятие, а завтра уже сделать «полевой» выезд в лабораторию или музей.
О профессиональном росте. Учителя можно сравнить со спортсменом, который после того, как установил личный рекорд, продолжает работать, чтобы его побить. Так и учитель после каждого урока проводит большую работу по самоанализу и «внутренний контроль» своей деятельности.
О зарплате. Всегда найдутся те, кто скажут, что учителя получают «копейки», и те, кто скажут, что учителя «зажрались». Я отвечу лаконично. Зарплаты учителей выросли и продолжают расти. И мне моей зарплаты хватает.
О роли школы в жизни ребенка. Личность формируется только в социальной среде. Большую часть своего времени ребенок проводит в школе, общаясь со сверстниками и учителями. Естественно, роль школы в этом становлении огромна. Я в первую очередь стараюсь донести до детей два принципа: быть честными перед собой и ответственным за совершенный выбор.
Каждая школа рассчитывает зарплату индивидуально, исходя из учебной нагрузки учителя (количества часов), количества детей в классе и квалификационной категории. По данным на 2015 г., зарплата начинающего московского учителя — 48 000 руб. с надбавкой в 40% ставки (доплата молодому специалисту) или в 50%, если есть диплом с отличием. Зарплата педагога со стажем — 58 000 руб. с надбавкой в 50% за звание. Размер заработной платы может зависеть от образования и стажа, также есть льготы и доплаты за классное руководство, проверку письменных работ, вредные условия труда и т.д.
Кроме того, успехи учащихся на олимпиадах, экзаменах и конкурсах оцениваются при аттестации педагогов, желающих повысить свою категорию. А чем выше квалификационная категория, тем выше оклад. Если же учебное заведение попало в верхние строчки рейтинга школ, то ему выделяется грант, который можно потратить в том числе и на зарплаты педагогам.