Когда у пожилого человека отказывает память — даже если во всем остальном он пока сохраняет самостоятельность, — очень трудно быть терпеливым и по многу раз напоминать об одном и том же: что надо выпить лекарство, принять душ, поехать к врачу. Беда еще и в том, что больной деменцией может не помнить о договоренностях, но ваше раздражение считывает отлично — и это заставляет нервничать и его. Как найти подход к родственнику с деменцией, чтобы общаться с ними было легче?
Бетти всегда была независимой. Она жила в свое удовольствие в частном доме, в котором поселилась сорок семь лет назад. В этом доме она воспитала единственную дочь и теперь ухаживала за своим прекрасным садом, и ее розы не раз побеждали на конкурсах цветников. Она могла часами просиживать на садовых качелях у себя на веранде, наблюдая за всем, что происходило вокруг. Любопытная, всегда начеку, она всё слышала, всё видела и обожала пересказывать дочке последние сплетни о соседях, когда та навещала ее.
Так продолжалось, пока у Бетти не появились признаки деменции. Ее умственные способности ухудшались, и ей требовалось всё больше помощи в повседневных делах.
Дочь Бетти жила всего в нескольких минутах от нее. Она осознала необходимость находить баланс между уже утраченными и еще сохранными способностями мамы. Она внимательно следила за ней и вмешивалась лишь тогда, когда это было действительно необходимо.
Дочери Бетти пришлось столкнуться со многими трудностями. Очень сложно, например, было сообщить маме о том, что ей лучше отказаться от вождения. Зрение Бетти сильно упало, ее реакции замедлились. Вождение перестало быть безопасным для нее самой и для окружающих.
Теперь дочь стала шофером для своей матери — возила ее по делам и за покупками, встраивая эти новые обязанности в собственный рабочий график так, чтобы та могла ездить к врачу, в салон красоты, на обед с подругами и по магазинам каждую неделю. Это давало повод регулярно проведывать Бетти, чтобы следить за ее питанием и самочувствием и помогать с домашними делами.
Сколько можно повторять!
Но по мере того, как деменция прогрессировала, Бетти всё менее охотно вставала с кровати и выбиралась из дому по утрам, особенно когда дело касалось визитов к врачу. В такие дни дочь приезжала за несколько часов до приема и заставала Бетти еще в постели.
— Мам, пора вставать! — бодро сообщала дочь. — Тебе сегодня к десяти к доктору Смиту. Я приехала пораньше, чтобы помочь тебе собраться. Я пойду в ванной воду включу, пока ты встаешь.
Бетти садилась в постели, сонно оглядывалась и спрашивала:
— А куда нам сегодня нужно?
— Сегодня тебе к десяти к доктору Смиту, — повторяла дочь.
— Я сегодня совсем не спала. Можно мы поедем в другой раз? — и Бетти снова укладывалась в постель.
Дочь начинала чувствовать вновь подкатывающее отчаяние. Она ведь напомнила маме о сегодняшнем приеме еще вчера за ужином! Но эта утомительная и предсказуемая сцена повторялась снова. Дочери становилось всё труднее скрывать свои эмоции, в лице и голосе начинало проявляться раздражение.
Бетти чувствовала недовольство дочери, но не помнила, что уже не раз задавала эти же вопросы, и не могла понять, чем дочь так расстроена. Она была в совершенном замешательстве. С беспокойством и сомнением Бетти снова спрашивала:
— А куда мы собираемся?
— Тебе к доктору через час назначено. Нам уже надо торопиться, а то опоздаем, — отвечала дочь, изо всех сил стараясь сохранять спокойствие.
Я выслушала дочь Бетти, которая описала мне все эти досадные обстоятельства. Она чувствовала себя ужасно, но было действительно очень трудно повторять маме одно и то же каждые пять минут и не спятить. Ей казалось, что чем больше она старалась расшевелить и поторопить маму, тем медленнее та реагировала и тем больше сопротивлялась.
Немного познакомившись с Бетти, расспросив о ее старых привычках и интересах, я начала работать с ее дочерью, чтобы помочь ей найти новый подход к матери. К счастью, всё получилось как по волшебству. Лишь немного изменив тактику разговора, дочь узнала все преимущества метода положительного ответа. Отдельным подарком стало то, что их утренний диалог перестал быть утомительным и однообразным, наполнился смыслом и начал приносить радость.
Вот как это выглядело.
— Доброе утро, мам! Пора вставать. Я пришла, чтобы отвезти тебя к доктору, ты записана на десять. Как ты спала?
— Совсем не спала. А нельзя перенести на другой день? — как обычно, отвечала Бетти.
— Нет, мам, но после приема, когда вернемся, ты сможешь прилечь. Я пойду в ванную, включу воду, только сначала хочу тебе рассказать кое-что про твоего соседа мистера Джонса, — и дочь начинала рассказывать выдуманную пикантную историю об одном из маминых соседей, а затем прерывалась: — Ну пойдем, я тебе дорасскажу, пока будешь мыться.
Глаза Бетти загорались, на лице отражался неподдельный интерес. Она принимала душ, внимательно слушая "сплетни", которые рассказывала ей дочь. Она оставалась веселой и контактной всё время, пока одевалась, завтракала, по дороге в больницу, в очереди на прием и по дороге домой.
Слушая "сплетни", Бетти сопровождала их комментариями: "Боже ты мой!", "Да ладно!", "Ничего себе!". Дочь говорила, что давно уже так душевно не проводила время с матерью. С тех пор она всегда прибегала к этой тактике, и всякий раз та работала как по волшебству.
Творческий уход за больным деменцией
Этот метод называется "творческая интервенция". Он заключается в том, чтобы изобрести способ, который позволит удовлетворить специфические потребности человека с деменцией.
У каждого больного деменцией за плечами история целой жизни, полной радостей и печалей, удовольствий и боли. Сосредоточьтесь на значимых событиях в жизни человека, которые давали ему почувствовать, что его любят и ценят, что он в безопасности, — и вы поможете ему испытать то же самое в настоящем и получите шанс разделить с ним изначальные переживания, связанные с тем или иным воспоминанием.
Болезнь Альцгеймера и другие виды деменции со временем прогрессируют и отражаются на способности человека справляться с повседневными делами. На ранних стадиях болезни вы можете узнать у своего близкого или клиента, как помочь ему оставаться независимым и чувствовать контроль над своей жизнью.
Лучший подход — максимально поощрять самостоятельность больного, поскольку это уменьшит нагрузку и на вас, и на него. Даже когда деменция начнет затрагивать память и умственные способности больного, ему пойдет на пользу по возможности обслуживать себя, даже если его способности весьма ограниченны.
Человека с деменцией бесполезно подгонять. Давайте ему столько времени, сколько нужно. Да, сделать за него — быстрее и проще, но возможность самому выполнить даже простейшую задачу дает человеку важное чувство собственной ценности. Помогите ему ощутить гордость даже за малейшее достижение.
Непременно продолжайте вместе заниматься любимыми делами. Слушайте музыку. Гуляйте. Обсуждайте наряды. Сплетничайте на привычные темы. Обращайте больше внимания на таланты и способности человека. Ищите общие интересы и используйте их для укрепления межличностного контакта.
Как бы болезнь ни меняла человека, важно относиться к нему с уважением и признавать его человеческое достоинство. Больной теряет определенные способности, но не утрачивает эмоций, чувств и потребности в общении и человеческом тепле.
Чтобы повысить качество жизни подопечного и помочь ему сохранять свою индивидуальность, дайте ему возможность заниматься тем, что приносит ему радость и создает ощущение праздника. Никогда не забывайте, каким человек был до деменции.