У вас есть желание сделать что-то свое, воплотить в жизнь собственную идею? Опубликовать томик стихов, снять фильм, открыть кафе, раскрутить агентство недвижимости — воспользуйтесь наблюдениями знающего человека. Хью МакЛаод — один из самых известных карикатуристов и интернет-консультантов рассказывает о личном опыте в книге с говорящим названием "Игнорируй всех, или Как стать креативным".
Наблюдение 1. Идея не должна быть грандиозной, она просто должна быть вашей
Мы тратим уйму времени, пытаясь поразить свое воображение достоинствами людей, которых никогда не встречали. У одного — великая компания, у другого — великий продукт, великий фильм, великий бестселлер. Да все, что угодно.
Еще больше времени мы тратим на безуспешные попытки угнаться за ними. Стараясь основать свои собственные компании, разработать собственные продукты, снять фильм, написать книгу и прочее.
Я грешен в этом, как и любой другой. Я пытался реализовать множество разных идей в течение долгих лет, отчаянно стараясь вытащить свою карьеру из "пасти" посредственности. Некоторые проекты были связаны с бизнесом, другие с искусством и т. д.
Как-то вечером, после провалов многих проектов, я просто решил уйти от всего этого. Сидя в баре, чувствуя себя опустошенным работой и жизнью в целом, я просто начал делать наброски на обратной стороне визиток, без какой-либо цели. Я делал это, просто потому что хотел, это доставляло мне удовольствие своей необязательностью, случайностью.
Конечно же это было глупо.
Конечно же это никак не было связано с деланием денег.
Конечно же я и не думал продвигать это куда-либо.
Конечно же это была полная и совершенная потеря времени.
Но, оглядываясь назад, думаю, что именно полная бесцельность этого занятия сделала его столь высоким. Именно потому что это была прямая противоположность всем "великим планам", к которым я и мои коллеги привыкли.
Свобода, потому что на этот раз не надо было ни о чем думать.
Свобода, потому что можно было делать что-то не под коммерческим углом.
Свобода, потому что не надо было ни на кого производить впечатление.
Свобода, потому что не было никаких амбиций.
Свобода, потому что все это никак не связано с продвижением по карьерной лестнице.
Свобода, потому что я делал то, что было связано со мной, только со мной и больше никого не касалось.
Свобода, потому что я чувствовал полную независимость.
И конечно же именно тогда, и только тогда, мир вокруг меня заинтересовался тем, что я делаю.
Ваша независимость в работе вдохновит значительно больше людей, чем ее реальное содержание. Именно ваша независимость в работе вдохновит других людей на достижение собственной независимости, а чувство собственной свободы и открывающихся возможностей придаст их работе значительно больше мощи, нежели любые объективные достоинства самой работы.
Ваша идея не должна быть грандиозной, но она должна принадлежать только вам. Чем больше она принадлежит только вам, тем больше у вас возможностей создать что-то действительно потрясающее.
А чем более потрясающая идея, тем больше людей она привлечет. Чем больше людей она привлечет, тем сильнее эта маленькая идея станет расти, подобно снежному кому, и превратится в большую идею.
Вот чему меня научили карикатуры на оборотной стороне визиток.
Наблюдение 2. Каждый рождается творцом — каждому дается коробка цветных карандашей в детском саду
Это потом, когда вы становитесь подростком, у вас отнимают карандаши и подсовывают вместо них сухие, скучные книги по алгебре, истории и прочее. Когда вас внезапно, годы спустя, поражает "креативный жучок", вы просто слышите слабый голосок внутри вас, который говорит: "Отдайте мои карандаши. Пожалуйста..."
Итак, вы испытываете непреодолимое желание что-то создать. Напишите сценарий, начните заниматься живописью, напишите книгу, превратите рецепт вашего дурацкого печенья в бизнес, создайте более эффективную мышеловку — да что угодно. Вы не знаете, откуда это зудящее желание: оно вдруг ворвалось к вам, незваное. До этого вы чувствовали себя совершенно счастливым, нормальным человеком, ходили на работу...
До этого.
Вы не знаете, есть у вас талант или нет, но вы думаете, что, возможно, да. И эта идея ужасает вас. Проблема в том, что, даже если вы талантливы, вы ничего не понимаете в этом бизнесе. Вы не знаете никого из издателей, или агентов, или предпринимателей, или любых творческих людей.
Если вы пишете книгу, то что, если вы не найдете издателя? А если вы в поиске нового, изменяющего мир программного обеспечения, то что, если вы не найдете финансовой поддержки? Если вы пишете сценарий, то что, если вы не найдете продюсера? А если продюсер окажется мошенником? Вы, в поте лица трудившийся всю жизнь, вы окажетесь в дураках, если вложите себя во что-то, что не принесет вам "горшок с золотом" в конце этой совершенно дурацкой радуги...
Эй! Это уже не ваш слабый голосок просит отдать карандаши. Это ваш другой голос, ваш взрослый голос, ваш скучный и нудный голос пытается хоть как-то подавить тот слабенький голосок, молящий о карандашах, и заткнуть его.
Идите и сделайте что-нибудь. Сделайте что-нибудь действительно оригинальное. Сделайте что-нибудь изумительное, что действительно взорвет мозг каждого, кто увидит это.
Если вы попытаетесь сделать что-то в духе вашего поверхностного понимания некоего рынка, то вы потерпите неудачу. Если вы сделаете что-то необычное и мощное, подлинное и правдивое, то вы достигнете успеха.
Наблюдение 3. Не бросайте вашу основную работу
Я говорю это не из банальных соображений — то есть потому, что считаю, что ваша идея потерпит неудачу. Просто отказ от вашей обычной работы в столь важный момент, когда разворачивается королевская креативная драма, всегда, всегда, всегда противоречит тому, что я называю "теорией секса и денег".
Теория секса и денег
У креативного человека обычно два типа работ: одна — "сексуально привлекательная работа креативного типа", вторая — чтобы оплачивать счета. Иногда то, что вы делаете, охватывает и то и другое, но это бывает нечасто.
Это напрягающее раздвоение всегда будет краеугольным камнем. И его невозможно преодолеть.
Хорошим примером является Фил, мой друг, — фотограф из Нью-Йорка. Он делает фотографии дикой природы для небольшого журнала, чьими читателями являются специалисты. Это почти не приносит ему денег, но позволяет увеличивать портфолио. Кроме того, так он отвлекается от основной работы — съемок для нескольких каталогов розничной торговли. Не столь захватывающе, но зато позволяет оплачивать счета.
Или, например, актеры. Джон Траволта то снимается в одном из своих хлестких фильмов, таких как "Криминальное чтиво" (это для "секса"), то играет в незапоминающихся высокобюджетных триллерах, таких как "Сломанная стрела" (а это для "денег").
Надо соблюдать баланс между необходимостью поддерживать достойное существование и своей креативной независимостью.
Это напрягающее раздвоение всегда будет краеугольным камнем. И его невозможно преодолеть.
Никто от этого не застрахован. Как только вы принимаете это — действительно принимаете, — по какой-то необъяснимой причине ваша карьера начинает двигаться вперед быстрее. Я не знаю, почему это происходит. А люди, которые сопротивляются и не желают разделять свою жизнь таким образом, которые хотят в один момент покончить со своей ничтожной основной работой и сразу превратиться в автора бестселлеров, — так вот, эти люди никогда ничего не достигают.
Как бы то ни было, я называю это "теорией секса и денег". Помните о ней.
Наблюдение 4. Чем более талантлив человек, тем меньше он держится за антураж
Встреча с человеком, который создал шедевр на обратной стороне меню в дешевом ресторане, не удивила бы меня. Встреча с человеком, который создал шедевр серебряной ручкой "Картье" на античном письменном столике в изысканной художественной мастерской, серьезно бы меня удивила.
Эрнест Хемингуэй писал обычной чернильной ручкой. Кто-то другой потом перепечатывал написанное, но значительно позже.
Ван Гог редко писал свои живописные полотна более чем шестью красками в палитре.
Креативность не зависит от сложного оборудования. Никак.
На самом деле, по мере того как художник погружается в то, что он делает, и становится более успешным, число необходимых ему инструментов уменьшается. Он знает, что именно ему нужно. Слишком много думать о технических приспособлениях — потеря времени. А у него есть призвание. Его поджимают сроки. У него — богатый нетерпеливый клиент. Последнее, на что он хотел бы потратить три недели, так это научиться работать с дрелью, если она ему не нужна.
Причудливый инструмент просто дает посредственности еще одну опору, за которой можно спрятаться.
Вот почему столько второсортных арт-директоров с современными компьютерами.
Вот почему столько паршивых фотографов с современными мощными цифровыми камерами.
Вот почему столько посредственных художников с дорогими студиями в модных районах.
Все они держатся за подпорки.
Опоры не помогут, они сдерживают. Чем мощнее опора, тем сильнее вы зависите от нее психологически, тем больше она будет стоять на вашем пути.
Это также применимо и к бизнесу.
Вот почему столько неудачных бизнесов с отличными офисами.
Успешные люди, художники и не художники, хорошо понимают, в чем эти подпорки. Они прекрасно справляются и без них. Что даже более важно, заметив подпорку, они быстро от нее избавляются.
Ловко разбираться с опорами — это один из наиболее ценных талантов, какой только можно отыскать на планете. Если у вас есть этот талант, то я завидую вам. Если у вас его нет, то мне вас жаль.
Конечно, никто не совершенен. У каждого из нас есть свои подпорки. Мы думаем, что они нам нужны. Вы не хотели бы жить в мире, в котором совсем нет опор. И я не хочу.
Все, что вы можете, — это задавать вопрос "Это подпорка?" в отношении каждого аспекта вашего бизнеса, вашего ремесла, вашей причины жить — и оттолкнуться от этого. Чем больше мы будем спрашивать, тем лучше мы сможем выявить опоры и тем быстрее эти опоры исчезнут.