На примере одной зимней прогулки мы покажем, как отдохнуть с наибольшей пользой и для ребенка, и для себя, проявить способность к активному поиску и набраться новых творческих сил.
Подготовка к прогулке
Я знаю рецепт метели! Когда дует метель в лицо, лучше всего отвернуться в другую сторону. Метель продует мимо.
Как это здорово — отправиться всей семьей в лес на прогулку! Ну, если в лес не получится — то хотя бы в ближайший парк. Но только не на центральные аллеи, а подальше, подальше, где дорожки почти не протоптаны... не изведаны. И тогда ваша просто прогулка превратится в настоящее путешествие в почти неизведанный мир. Сейчас мы с вами попадем в зимний лес, но сначала... Подготовка и экипировка.
Лучше всего, если к такому путешествию вы подготовитесь загодя.
- Решите, что изучаете и/или повторяете на этой прогулке. Взрослым желательно вспомнить заранее самим животных и птиц нашего края, виды деревьев, кустарников, которые здесь "обитают". И, главное, вспомните, как они выглядят в зимнее время, чтобы не перепутать, чтобы ребенку их верно показать и назвать. Прикиньте, какие вопросы могут в лесу заинтересовать ваше чудо, — и подготовьтесь.
- Подберите стихи, загадки, пословицы, книги по теме "родной край". И лучше всего делать это вместе с детьми: время, проведенное вместе за общим делом, особенно ценно.
- Изучите устройство компаса, бинокля и лупы — зачем нужны и как их использовать в деле.
- Возьмите с собой запасные варежки и носки (чтобы не нервничать, что ребенок промокнет-замерзнет). Прогулочный рюкзачок и мелки, разведенные краски. Термос с чаем и бутерброды. Угощение для птиц и животных. Лыжи, санки, ведерко/корзину, лопатку детскую — по возможности и по желанию. Видеокамеру и/или фотоаппарат. Впрочем, всерьез подготовить вы можете только последнее — все остальное придумается на месте.
Чем заняться с ребенком в лесу зимой
Первое, что стоит сделать в зимнем лесу — отключить электронику. Ту, что поет, шумит, говорит безостановочно.
Это поразительно, как люди отвыкли от тишины. Выехали "на природу", сидят, а рядом авто, дверцы открыты — и грохот, перекрывающий все окрест. И думается иногда: может, горожане так трепетно берегут фон шумовой, потому что боятся к себе прислушаться, услышать самих себя?
Вслушайтесь, вслушайтесь в тишину. Она здесь особая, не такая, как в городе. Даже самые гиперактивные дети вдруг замирают. Может, потому они и "гипер" — просто с раннего детства спасения нет от грохота-шума и атакующей их информации? Перегрузки, с которыми организм уже не справляется...
Дайте отдых нервной системе — послушайте тишину. Она отличается от нашей, привычной: шум ветра, поскрипывание деревьев, голос какой-то птицы... Что это? Кто это? Можно стоять и угадывать, а можно стоять и слушать, как лес разговаривает... С кем? Да с тобой.
Вслушивайтесь и смотрите. Для людей, и больших и маленьких, это очень важно — мир чувственно воспринимать. Раскладывать новости по полочкам будете дома, а пока — не мешайте. Настройтесь на ритм природы, побудьте в гармонии с ней.
Оглядитесь вокруг, оглядитесь! Заснеженные деревья, а рядом — то ли снежные звери, то ли пни и сугробы, похожие на зверей.
Фантазируйте! "На кого похож этот пень? А эта ветка — на змейку? На ящерицу?" Пусть заработает воображение, а скучная логика отдохнет.
Используйте приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение, изменение законов природы, динамизацию. "Вот деревце маленькое. Кто его мама? С кем оно дружит? А какой характер у ветра? Спорят ветер и туча... о чем?"
Можно вспомнить стихи о природе — лучшие, настоящие.
А подсказкой для фантазирования могут стать выразительные средства народного творчества (например, буйный ветер, красное солнце, к которому обращаются сказочные герои). Представьте, что вы тоже попали в сказку. В снежную сказку. Сейчас.
Поставим себя на место... снежинки. О чем она говорит, когда опускается на сугроб?
Превращаемся в снежный куст. О чем он мечтает? Радуется — чему?
Здесь, на природе, легко говорится о чувствах.
Важно, чтобы ребенок умел понимать свои чувства и их высказывать.
Важно, чтобы близкие люди имели привычку искренне разговаривать и не бояться чувства свои выражать. Говорите ребенку о том, что вы ощущаете, что чувствуете здесь, в этом снежном лесу, когда вместе и рядом; тогда и ребенок сможет искренне заговорить.
Наша цивилизация сделала ставку на разум да на сознание. Но чувства — они древнее, и очень важно чувства друг друга и понимать, и принимать.