Перспективы реализации новой федеральной программы в Московской области.
По мнению экспертов Департамента загородной недвижимости компании Penny Lane Realty, реализация программы бесплатного выделения участка земли семьям при рождении третьего ребенка, предложенной президентом в послании Федеральному собранию, будет трудноосуществима в рамках Москвы и Московской области. Главная проблема, с которой можно столкнуться при исполнении данного проекта заключается в том, что Москва и Московская область являются разными субъектами Федерации, а значит — возможны сложности при взаимозачете. Кроме того, большая часть выделенной земли не подготовлена к быстрому строительству, поскольку лишена коммуникаций.
"В Москве, как и в любом крупном мегаполисе, реализовать эту программу будет значительно сложнее, чем в других федеральных округах, — считает директор Департамента загородной недвижимости компании Penny Lane Realty Дмитрий Цветков. — Если третий ребенок родился в Ивановской области, то понятно, что землю ему выдадут в пределах данного района. А механизм передачи участка земли москвичам в Московской области мне не совсем понятен. По идее, Москва должна будет самостоятельно выкупать землю у области, размежевывать и передавать многодетным семьям.
Вокруг столицы много свободных земель сельхозназначения, особенно за чертой Малого бетонного кольца, резерв для реализации программы в федеральном округе есть. Но эти участки не приспособлены для строительства, туда нужно вкладывать и вкладывать: прокладывать дороги, тянуть коммуникации, создавать хоть минимальную инфраструктуру. Для того чтобы программа заработала, выделяемая земля должна представлять собой какую-то ценность. Не уверен, что у государства есть такое количество свободной земли с коммуникациями, которую можно было бы безвозмездно раздать десяткам тысяч семей. Кроме того, всегда есть альтернатива эту землю продать".
Однако, по мнению аналитиков компании Penny Lane Realty, при должном внимании со стороны чиновничьего аппарата, в перспективе одного года вопрос с коммуникациями можно решить. "Процесс проведения коммуникаций — это трудоемкая и дорогостоящая процедура для частных застройщиков, в случае реализации федеральной централизованной программы это будет значительно легче и дешевле, — считает г-н Цветков. — В дальнейшем, если программа заработает, то данные участки могут быть включены в земли населенных пунктов, государству это тоже под силу. Было бы логично, если бы к проекту присоединился фонд РЖС и передал для его реализации свои участки. У данной структуры имеется отлаженный механизм изъятия и перепрофилирования участков, получения необходимых мощностей. Так что в случае подключения фонда РЖС, программа, безусловно, будет эффективна".
Другая проблема — отладка механизма передачи земли и определение порядка ее распределения. Необходимо установить размер участка, его удаленность от города, допустимость перепродажи или запрет на это, решить вопрос с налогообложением, возможностью прописки и т.п. "Нюансов много, и в зависимости от того, как будет готовиться законодательная база, станет понятна его жизнеспособность в целом. Если подход к программе будет централизованным и чиновники районных администраций и Министерства регионального развития с должным вниманием подойдут к ее детализации в нормативных документах, проект сможет стать эффективным. Зная высокий уровень бюрократизма в нашей стране, можно ожидать, что при оптимистичном раскладе разработанный Порядок предоставления участков многодетным семьям, который сможет подписать президент, мы увидим не ранее, чем через год", — резюмирует Дмитрий Цветков.