Зачем проводят тренинги для специалистов?

Какие бывают корпоративные тренинги?

Обучение персонала необходимо на всех этапах развития фирмы. Оно решает проблему оперативного переобучения другим специальностям, которое зачастую обходится руководству компании дешевле, нежели поиск и переманивание специалистов из других организаций. Дополнительное образование также обеспечивает соответствие специалистов быстро изменяющимся требованиям современной экономики. Немаловажную роль дополнительное образование играет и при мотивации сотрудников.

В последнее время руководители российских компаний стали более бережно относиться к своему персоналу, понимая, что успех компании напрямую зависит от ее кадров. Хороших специалистов нужно ценить и постоянно поддерживать в них желание работать в компании. Помимо материальных ценностей одним из самых эффективных способов мотивации сотрудников является бесплатное обучение. Поэтому руководители компаний планируют обучение персонала и закладывают в бюджет расходы на проведение семинарских, консультационных и тренинговых занятий. Причем выбор программ дополнительного образования становится все более обдуманным, системным, ориентированным на долгосрочные цели.

В зависимости от цели обучения можно выделить следующие его виды.

Наиболее простой вид - развивающая (обучающая) лекция или их цикл. Такая форма обучения актуальна, если есть возможность пригласить компетентных людей, известных в своем деле, интересных аудитории. В противном случае сотрудники могут плохо воспринять информацию, и будет потеряно драгоценное время. Лекция может быть также роздана в виде печатного материала для ознакомления: она должна быть написана доступным языком, желательно в виде тезисов, а после ее прочтения предполагается проверка знаний в виде контрольного теста. Этот метод часто применяется в магазинах, торгующих различной техникой, и обучает принципам устройства нового оборудования, правилам работы с ним, технике безопасности.

Довольно популярны также лекции, совмещенные с семинарскими занятиями: сотрудникам читается лекция, содержащая какую-либо новую информацию, после чего она обсуждается ими в форме дискуссии.

Наиболее эффективным видом обучения сотрудников является тренинг. Главное его отличие от семинарского занятия или лекции - это практическая активность участников обучения. Основное в тренинге - ориентированность не на теоретические знания, а на получении навыков работы. Тренинг, как правило, состоит из специальных упражнений, моделирующих реальные ситуации и позволяющих слушателям обсудить общие эффективные приемы и попробовать их в режиме деловой игры. Часто также используются методы ролевых упражнений или выполнение методических заданий.

Рассмотрим основные цели и задачи тренингов.

Классификация корпоративных тренингов

Сами специалисты выделяют четыре основные группы тренингов: занятия по самоорганизации, подготовка к командной работе, обучение организации сотрудников в коллективе и обучение ориентации на клиента.

Тренинги по самоорганизации направлены на развитие способностей, улучшающих деятельность специалиста. В рамках этих программ людей учат эффективно распоряжаться своим временем, правильно расставлять приоритеты, легко принимать самостоятельные решения.

Тренинги командной работы учат специалистов координировать свои действия с деятельностью коллег. Основной упор направлен на обучение принципам построения команд, эффективному командному взаимодействию, позитивному восприятию руководства.

Тренинги по организации сотрудников в коллективе предназначены главным образом для топ-менеджеров. Руководители компаний или подразделений обучаются эффективной мотивации подчиненных, делегированию полномочий, технологиям лидерства и контроля.

Тренинги ориентации на клиента направлены на развитие у сотрудников компаний способностей по взаимодействию с так называемыми внешними агентами, включая клиентов, деловых партнеров, представителей средств массовой информации и органов власти. Эти занятия формируют правильную психологическую установку по отношению к клиенту, обучают работе на выставках, искусству проведения презентаций и переговоров.

Существует еще одна классификация тренингов на типы: в зависимости от статуса (уровня) сотрудников по служебной лестнице.



Для рядовых сотрудников наиболее популярны тренинги по продажам. Они неизменно держат пальму первенства у обучающих компаний и призваны обучить следующим навыкам: организации первого разговора с клиентом, анализу деловой ситуации, преодолению психологического барьера между продавцом и покупателем и множеству других необходимых вещей. Особое внимание уделяется искусству убеждения, навыкам презентации товара (услуги).

Для руководителей среднего звена актуальны тренинги, направленные на обучение искусству проведения совещаний, переговоров и разрешению конфликтов, искусству влияния и убеждения.

Топ-менеджмент обычно выбирает программы по построению команды, сотрудничеству с партнерами или акционерами, VIP-имиджу, корпоративной культуре и имиджу компании.

Однако некоторые тренинги не имеют четкой должностной ориентации, поскольку полезны всем категориям сотрудников (например, большинство тренингов по самоорганизации).

Классификация тренингов по форме организации выделяет открытые (доступные для всех желающих) и корпоративные (только для сотрудников конкретной фирмы). Открытые тренинги полезны для приобретения новых связей и знакомство с конкурентами, их образом мыслей и действий. Часто это хорошая проверка качества обучения компании, которой вы планируете доверить корпоративный тренинг. Корпоративные тренинги более адресные, учитывают специфику компании, особенности конкретных проблем. Они сплачивают сотрудников, унифицируют корпоративный язык, что способствует закреплению и распространению новых знаний. Корпоративный тренинг помогает также построению корпоративной культуры в компании.

Как получить максимальную отдачу от тренинга?

Начальный этап организации корпоративного тренинга - это проведение диагностики потребности в обучении. Ее можно проводить собственными силами, но лучше всего сделать это в сотрудничестве с консалтинговой компанией. Во время диагностики определяются категории сотрудников, нуждающихся в обучении, выявляется набор знаний, навыков, которыми они не обладают, стереотипы мышления и поведенческие модели, мешающие сотрудникам эффективно выполнять свои обязанности. Но самое главное - это определить степень соответствия заявленной темы обучения реально существующей потребности в обучении.

Методы диагностики самые различные: от предварительных собеседований с сотрудниками и предтренинговой анкеты, до анализа должностных инструкций и графика объемов продаж.

Кстати говоря, диагностика выявляет необходимость обучения совсем другой категории сотрудников, нежели предполагало руководство компании, и совсем по другой программе. Тогда цели и задачи будут оперативно корректироваться по итогам диагностики совместно с руководством компании.

Вообще для успешного проведения тренинга необходимо иметь четкое представление о том, что именно требуется получить в конце обучения, и четко обозначить задачи и цели тренинга.

Теперь коротко об особенностях выбора обучающей компании и тренера. От них зависит эффективность вложенных денег.

Во-первых, руководитель компании или ее HR-менеджер ни в коем случае не должны заказывать тренинг у фирмы, не приняв участия в ее открытых тренингах, не оценив уровень тренеров. Во-вторых, выбирая компанию, не пренебрегайте рекомендательными письмами и советами клиентов и партнеров. В-третьих, внимательно изучите сайты, рассказывающие о тренингах и дающие рейтинги наиболее успешных компаний в сфере консалтинга (например, www.trainings.ru, www.mvm.narod.ru, www.studyin.ru, www.hrm.ru). В-четвертых, выбирайте компанию со стажем работы не менее двух лет.

Что касается личности тренера, то индикатором его квалификации могут быть диплом авторитетного вуза, ученая степень и научные публикации. Особое внимание следует обратить на способность тренера определять потребность группы и адаптировать материалы курса с учетом специфики работы компании и выявленных потребностей. Немаловажно также умение устанавливать доверительные отношения с группой и управлять обучающими дискуссиями, использовать и сочетать различные способы и инструменты обучения (мини-лекции, дискуссии, case-study, письменные упражнения, видеосюжеты, современные деловые игры), отслеживать групповую динамику и объективно оценивать учащихся, поощрять энтузиазм обучающихся, вызывать их на позитивное мышление, воодушевлять на применение знаний.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Зачем проводят тренинги для специалистов?"

Вы не авторизованы.

Мария, Вы практически все правильно пишете (по сути), но данная статья не исчерпывает всех видов обучения. Мне кажется, что имеет смысл доработать ее. То, что написано, это лишь малая часть вариантов корпоративного обучения. Лекции, семинары и тренинги - это, по сути, не обучение. Так можно создать мотивацию, немного повысить квалификацию, провести качественную диагностику для создания комплексной программы обучения в компании.
И еще. Уверяю Вас, что Ваш основной ее посыл:
"оперативное переобучение другим специальностям, ... зачастую обходится руководству компании дешевле, нежели поиск и переманивание специалистов из других организаций" - глубоко ошибочен.
2004-02-19, ЕК настоящая
Мария, а зачем Вы это написали?
Имхо, любая статья должна описывать какой-нибудь новый опыт или(и) выражать мнение автора по затронутой теме. Я не увидела ни того, ни другого... Набор азбучных истин, многократно опубликованных в разнообразных печатных и инет-изданиях :((
2004-02-18, Ма
Даа-а-а... Просто графоманство какое-то... Там написала, тут написала, и все мимо :(((
2004-02-18, swehh
Поделитесь:

18.02.2004
Обновлено 11.12.2020
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Новый сотрудник: как найти и удержать. Универсальная анкета
Новый сотрудник: как найти и удержать. Универсальная анкета
Прием на работу за 7 шагов без стандартного резюме
Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание
Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание
Вместо консультации психолога - позитивное мышление
Как изменить себя:  эффективный пошаговый тренинг на практике
Как изменить себя: эффективный пошаговый тренинг на практике
Успех и результаты в любом деле: 4 метода личной мотивации и 12 способов найти помощников
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!