“Умные” колонки, виртуальные помощники, смарт-часы — не только облегчают повседневную жизнь, но и открывают новые возможности для воспитания детей. Елена Бурьевая, детский психолог и автор книг, рассказала, как родителям выстроить гармоничное взаимодействие ребенка с “умными” технологиями, чтобы они приносили только пользу.

Цифровая грамотность с раннего возраста
Многие современные дети начинают взаимодействовать с "умными" технологиями еще до того, как начнут говорить. Уже с первых месяцев “умные” колонки рассказывают им сказки и колыбельные, видеоняни обеспечивают комфорт и безопасность. С возрастом растет любопытство ребенка, и он начинает все чаще взаимодействовать с устройствами самостоятельно — задает вопросы виртуальному помощнику, просит поставить любимую песню или подкаст. Причем взаимодействие не ограничивается только развлечениями, например, “умные” колонки могут помочь с выполнением домашнего задания или составлением распорядка дня. Однако ранний доступ к технологиям требует осмысленного подхода к взаимодействию с устройством.
Как следовать тренду
Чем младше ребенок, тем важнее родителю понимать, зачем он дает ребенку гаджет. Если родитель хочет отдохнуть или заняться спортом, включить ребенку “умный” телевизор или дать планшет — это обоснованно. Но если речь идет о повседневных делах, например, о приготовлении еды, то маленького ребенка лучше вовлекать в процесс. Это сложнее и дольше, но улучшает взаимодействие и способствует его развитию. При этом не стоит включать ребенку устройства во время еды, чтобы он мог привыкнуть сознательно есть, не отвлекаясь на экран. Также важно не давать ребенку устройства во время сильных переживаний. Родителям необходимо быть рядом в такие моменты, поддерживать ребенка, помогать ему осознавать свои чувства.
Родителям следует выбирать устройства, соответствующие возрасту ребенка. Например, не стоит давать малышу, который только научился говорить, "умные" часы или смарт-дисплеи. Не пренебрегайте функциями родительского контроля – он доступен во многих “умных” устройствах. Например, “умные” колонки Алиса или Маруся с его помощью помогут защитить ребенка от потенциально вредного и опасного контента. Также важно научить ребенка осознанному взаимодействию с технологией: обсудите, для чего он использует устройство, предложите ему критически оценивать информацию, которую он получает. Такой подход поможет сформировать здоровые цифровые привычки.
Недостаточно просто дать гаджет ребенку, нужно стать “проводником” в пространство цифрового контента. Например, перед включением мультфильма на устройстве сказать, что вы посмотрите его перед началом дополнительных занятий или выполнением домашней работы. Во время просмотра комментировать увиденное. Когда придет время выключать, важно сделать это мягко. Например, сказать: “Мы досмотрим позже, давай поставим паузу”.
Соблюдение баланса между экранным и неэкранным временем
Любое "умное" устройство может стать помощником для ребенка и его родителей, но если ребенок проводит с ним слишком много времени, реальная жизнь может показаться скучной. Прогулки, походы в школу, занятия спортом, общение со сверстниками уже не будут приносить столько радости, сколько время, проведенное перед экраном. Поэтому важно соблюдать баланс между реальной жизнью и экранным временем. При этом родителям необходимо не просто ограничивать экранное время, а учить ребенка осознанно его распределять. Главная цель — развить у ребенка способность самостоятельно переключаться с устройств на другие занятия без внешнего контроля. Это благотворно скажется на физическом и психическом здоровье, а также простимулирует интеллектуальное и творческое развитие.
Как следовать тренду
Самый простой вариант — предложить ребенку проводить больше времени на свежем воздухе и со сверстниками. Кроме того, на многих “умных” устройствах можно установить лимит экранного времени. Если такая функция не встроена изначально, можно воспользоваться специальными инструментами и приложениями.
При этом важно не просто вводить ограничения, а помогать ребенку встроить их в привычку. Например, можно прописать время взаимодействия с гаджетом в режим дня, чтобы ребенок точно знал: оно не зависит от оценок, поведения или родительского настроения. Если время вышло, и он выключил гаджет, то в следующий раз он снова сможет поиграть. Если нет — следующий сеанс пропадает, и новый цикл начнется только завтра. Это не наказание, а логичная система, которая помогает ребенку почувствовать ответственность за свои действия.
Важно также научить ребенка навыку завершения процесса. Например, вместе засекать, сколько требуется времени на то, чтобы выключить игру и сохранить прогресс, и ставить будильник не на момент выключения, а чуть раньше. Это избавляет ребенка от стресса и помогает не переживать, если он что-то не успел. Также можно ввести правило “20 минут с устройством — 5 минут физической активности”, чтобы избежать перегрузки нервной системы.
Кроме того, выбирая "умное" устройство для ребенка, можно отдать предпочтение “умным” колонкам, для которых достаточно голосового взаимодействия. Во-первых, это позволит сбалансировать экранное время и нагрузку на глаза и нервную систему, а во-вторых, вам будет проще контролировать взаимодействие ребенка с устройством. Кроме того, голосовое взаимодействие обычно предполагает интерактивный формат и диалог с устройством, ребенок может задавать уточняющие вопросы, спрашивать дополнительные факты. Это помогает развивать критическое мышление.
Геймификация обучения
Сегодня школа утратила монополию на передачу знаний. Если раньше тысячи людей мечтали учиться, то сейчас все больше детей не хотят получать знания в традиционной школьной среде. Это связано с тем, что информация подается сухо и не всегда интересно. Геймификация помогает не только повысить мотивацию, но и делает обучение более осмысленным и увлекательным, предотвращая пассивное потребление информации. Для этого можно использовать цифровые инструменты. Голосовые помощники подскажут исторические факты и перевод незнакомых слов, а виртуальные ассистенты помогут разобраться с примерами по математике и логическими задачками в интерактивном формате. Такой подход не только повышает мотивацию за счет естественного интереса к играм, но и формирует навыки самообучения.
Как следовать тренду
Следите за тем, чтобы обучающие технологии действительно развивали ребенка, а не просто занимали его внимание. Важно внимательно выбирать устройства и отдавать предпочтение играм и приложениям, которые требуют размышлений, участия и творчества, а не пассивного потребления информации.
Главное — адаптировать обучение под интересы ребенка, чтобы знания не воспринимались как обязанность, а стали естественным элементом развития. Однако важно соблюдать баланс. Дети не должны взаимодействовать с гаджетами исключительно в образовательных целях — необходимо время и для игр с ними, а также хобби, общения со сверстниками, физической активности и отдыха. Оптимальный вариант — распределять время равномерно, чтобы избежать перегрузки и эмоционального выгорания.

Технология как помощник в заботе
Мир становится все более динамичным, и родители все чаще ищут способы совмещать работу, повседневные заботы и воспитание детей. "Умные" устройства становятся незаменимыми помощниками, позволяя им оставаться на связи с ребенком, даже когда их нет рядом. Умные видеокамеры с функцией голосовой связи позволяют родителям удаленно контролировать обстановку дома, а также помогать ребенку организовывать свое время: напоминать о домашних делах, учебе, отдыхе. “Умные” часы с функцией геолокации позволяют узнать, где находится ребенок, а голосовые помощники могут отправлять родителям аудиосообщения, если ребенок еще не умеет печатать. Кроме того, современные технологии могут облегчить бытовые задачи и избавить родителей от части домашних хлопот: умные датчики следят за уровнем влажности и температуры в комнате ребенка, помогают включить или выключить свет в комнате или включить чайник, когда нет времени бежать на кухню.
Как следовать тренду
Технологии помогают родителям решать многие бытовые и рутинные задачи, но воспитание ребенка по-прежнему остается процессом, в котором главное – внимание, забота и совместное время. Нам, взрослым, важно не бояться технологий, а учить детей использовать их осознанно и безопасно. Ведь главная задача — не оградить ребёнка от цифровой реальности, а помочь ему в ней ориентироваться.