В начале учебного года поводов для стресса у первоклассника немало: привыкнуть к новым требованиям, познакомиться с учителями, найти друзей. Во втором классе появляется еще один тревожащий фактор – отметки. При переходе же в среднее звено жизнь ребенка меняется снова: новые предметы, педагоги, коллектив. педагог-психолог московской школы №1354 "Вектор" Татьяна Руденко дала 6 советов, как помочь школьникам.
1. Игровые минутки для первоклассников
Быстрее адаптироваться к новым условиям первоклассникам помогут игровые минутки на переменах.
2. Упражнение "Ласковое имя"
Дети встают в круг и передают друг другу мяч. Тот, кому он достался, называет свое имя, а остальные придумывают, как можно к нему ласково обратиться. Так каждый ребенок получает "эмоциональное поглаживание" в свой адрес – доброе слово и уменьшительно-ласкательное имя, а одноклассники запоминают имена друг друга.
3. Упражнение "Прикосновение"
Задание – обратиться друг к другу с просьбой, при этом обязательно прикоснуться ладошкой к ладошке или локтем к локтю. Так дети учатся сокращать социальное расстояние, начинают доверять и открываться друг другу.
4. Упражнение "Ручеек радости"
Дети по очереди берут друг друга за руки, закрывают глаза и стараются представить, как через их ладони перетекает ручеек радости, который заряжает их позитивной энергией, дарит хорошее настроение и доверие друг к другу.
5. Тренинг для второклассников "Знакомство с отметками"
В игровой форме дети быстрее привыкают к тому, что их работы оцениваются по пятибалльной школе, а не просто "солнышками" или "звездочками".
Педагог предлагает ребятам отправиться в путешествие – в сказочную страну, где живут звери, у которых произошел конфликт: отличники зазнались, перестали дружить с теми, у кого плохие оценки. Проигрываются ситуации, которые могут быть на уроках, и второклассники вместе с педагогом делают выводы:
- Отметка – это оценка учителя за выполненную работу. Оценка не делает человека лучше или хуже. Ученик может и должен гордиться своими отметками, но не хвастаться.
- Бывает, что ученику трудно получать пятерки, но он старается, при этом он прекрасный друг и хороший собеседник. Оценивать друг друга нужно не по отметкам, а по личностным качествам, и поддерживать тех, кому учеба дается трудно.
- Родители не перестанут любить своих детей из-за плохих отметок.
В конце занятия ребята рисуют отметки, которые хотят получать.
6. Тренинг "Мы такие разные, но мы вместе" для учеников 5 классов
Еще один этап школьной жизни, когда ребенку приходится адаптироваться к новым условиям – переход из начальной школы в среднюю. Зачастую пятиклассники опять попадают в новый коллектив, где им нужно заново знакомиться, налаживать социальные контакты. Плюс – много новых предметов и другие учителя, а, надо заметить, 11-12-летние дети уже не могут просто подойти к сверстнику и предложить поиграть в мяч. Они присматриваются друг к другу, познают свои личностные ценности и ориентируются, подходят ли им ценности других детей.
На это и нацелен тренинг "Мы такие разные, но мы вместе". Его центральная часть – разговор о том, что все люди разные, имеют разный цвет волос, телосложение. Но нужно учиться понимать друг друга. Ребята высказываются о качествах, которые хотят видеть в друзьях, и которые им нужно формировать в себе, чтобы дружба завязалась. Также на тренинге обсуждается вопрос правильного разрешения конфликтов, дети учатся говорить "нет" - так, чтобы, с одной стороны, не нарушить личные границы, с другой – не обидеть человека.
Тренинг заканчивается работой "Сердце коллектива": на большое сердце из цветной бумаги каждый наклеивает маленькое сердечко, где пишет доброе послание одноклассникам. Большое сердце можно повесить в классе, чтобы оно служило ярким напоминанием – мы такие разные, но мы вместе.