Принято считать, что современная Россия — чуть ли не самая коррумпированная страна в мире, где все решает взятка и пресловутый блат. Поэтому многие наши доморощенные западники, наверное, искренне удивятся, если узнают, что в цивилизованной Европе и Америке существует немало компаний, в том числе весьма крупных и респектабельных, где по нашим меркам процветает матерое кумовство.
Зло или естественный закон жизни?
В нашем социальном мире существуют две главные позиции в отношении блата. Первая сводится к безусловному осуждению этой общественной язвы. Однако, положа руку на сердце, кто из нас откажется от интересной высокооплачиваемой должности, если она достается нам со служебного входа — по протекции дяди или сокурсника? По данным социологов подавляющее большинство наших граждан рассматривают счастливчиков, которым повезло сделать карьеру и нажить состояние с помощью связей или выгодного родства, как везунчиков и людей, умеющих жить. Согласно недавнему анкетированию на тему "Блат и кумовство", проведенному среди старшекурсников столичных вузов, почти никто из ребят не считает подобное явление социальным злом. Более того, почти 70 % опрошенных респондентов сошлись во мнении, что в наши дни успешно трудоустроиться можно только по знакомству, поэтому они собираются задействовать все свои соответствующие возможности. Таким образом, даже если общественная мораль это явление дружно осуждает, то на индивидуальном человеческом уровне наши люди считают такой способ поиска работы естественным и даже оптимальным (вот только, к сожалению, далеко не всем везет иметь папу банкира). Правда, большинство опрошенных молодых людей затруднились четко обозначить, что конкретно они понимают под понятием "трудоустройство по блату": по родству, по чьей?то телефонной протекции, по рекомендательному письму с прежнего места работы или же с использованием налаженных во время учебы связей.
Разновидности блата
Персонал преуспевающих фирм могут комплектовать по разным признакам принадлежности: к семье или к учебному заведению, к футбольной команде или к одной роте. Или, например, бывает, что новых сотрудников компании подбирают исключительно по признаку землячества. Например, попасть в "грузинскую" фирму армянину просто невозможно. Да и случись такое чудо, карьеру чужаку там все равно не сделать. Бывают и элитарные формы блата. Чего стоит, например, одна весьма преуспевающая российская компания, чей совет директоров состоит исключительно только из выпускников МГУ одного года и факультета. Этакий российский вариант Гарвардского братства! В блатные избранники судьбы можно попасть, став, например, любимчиком преуспевающего рекрутингового агентства. Протеже подобных поставщиков белых воротничков для самых лучших столичных фирм кочуют с одной топовой позиции на другую и, не будучи звездами в профессии, пользуются репутацией сверхвостребованных мэтров.
Издержки кумовства
Видимо, совсем недаром в советские времена существовал жесткий запрет разводить на службе семейщину. Считалось, что присутствие на работе многочисленных родственников делает обстановку в коллективе нездоровой. Исключение составляли разве что трудовые династии на заводах и в армии.
Однако с исчезновением профкомов и парткомов блюсти кристальную чистоту трудовых рядов стало некому. Тогда кадровой политикой стал править пресловутый блат. Да и как новоявленному президенту преуспевающей коммерческой структуры не взять на работу парня, с которым вместе начинал торговать китайским барахлом на рынке? Если в своем банке он царь и бог, то может по своему усмотрению набирать угодных себе людей и легким мановением пера подписывать приговор на увольнение опальных сотрудников.
Но бизнес тем и отличается от приятной компании друзей, что для успешного дела нужны не просто милые тебе характеры и лица, а высокопрофессиональные специалисты. Семейные связи между сотрудниками очень часто самым негативным образом влияют на эффективность труда. Психологам давно известно, что зачастую родственники подсознательно продолжают в офисе утрясать семейные проблемы. Именно поэтому корпоративные правила цивилизованного бизнеса предписывают, что мужья и братья, если уж они собрались под крышей одной компании, должны работать в разных отделах или на равных должностях, чтобы им было нечего делить и мериться властью.
Другая проблема. Очень часто молодой человек или девушка, взятые по звонку, изначально позиционируют себя в коллективе как столбовые аристократы среди разночинного люда. И ведут себя соответственно этому представлению о себе: манкируют служебными обязанностями; нередко проводят весь день за компьютерным преферансом; с коллегами и порой даже непосредственным начальством ведут себя пренебрежительно и даже высокомерно: "Да вы хоть понимаете, кто меня сюда устроил?!" Уволить такую персону бывает крайне сложно. Лично мне известен пример, когда в одну преуспевающую туристическую фирму на должность помощника бухгалтера взяли дочку очень важного чина из налоговой инспекции того маленького подмосковного городка, где происходили события. При этом руководство фирмы полагало, что, беря в штат бесполезную сотрудницу, они на самом деле нанимают ее всесильного папочку. Но вскоре выяснилось, что все обстоит как раз наоборот. Налоговик при помощи дочки, регулярно поставляющей родителю компромат на своих работодателей, заимел удобную и постоянную кормушку для себя и своей семьи. В бизнесе есть такое правило: "Нет злее врага, чем вчерашний друг". Поэтому, принимая на стратегическую должность сыночка делового партнера, имейте в виду, что если между вами в будущем пробежит черная кошка, вы запросто можете почувствовать на собственной шее трепетные ручки сынка вашего бывшего приятеля.
Плюсы
Бывает, что приход в фирму потомка успешного отца-основателя дела самым благотворным образом влияет на моральную обстановку в коллективе. Современная история бизнеса знает немало примеров того, как новый символ компании одним своим появлением в президентском кресле выводил ее из жесточайшего кризиса. Так было, например, с компанией "Форд". Много десятилетий потомки Генри Форда не стояли у штурвала управления знаменитым автогигантом. Но в октябре 2001 года совет директоров утвердил Вильяма Клэя Форда — правнука основателя компании — генеральным директором всемирно известной автомобильной империи. Новый директор с первых же дней своего руководства доказал подчиненным, что у него хватка под стать дедовской. Последующие годы стали триумфальными для компании, находившейся долгое время в кризисе.
Впрочем, справедливости ради стоит признать: частенько после того как власть переходит ко второму или третьему поколению владельцев, компания начинает рушиться.
Если же продолжить разговор именно о положительных сторонах протекционизма (в частности, семейственности) в практике набора ключевых сотрудников, то давно заметили, что принятые на службу родственники быстро входят в курс дел, ведь на это работает не только их рабочее, но и семейное время.
Лишь бы на кого семейный бизнес не оставишь
"Почти половину российских компаний можно смело считать семейными, — уверен Олег Степанцев, менеджер с большим стажем крупной столичной хедхантинговой компании. — Обычно весь топ-менеджмент этих компаний составляют родственники главы и основателя дела. И хотя владельцы большинства отечественных компаний еще достаточно молоды, чтобы думать о престолонаследии, тем не менее у некоторых успешных предпринимателей уже возникает в голове трудноразрешимый вопрос преемственности. Чужаку, даже самому профессиональному, сложно доверить дело всей жизни. По этой причине основатели семейного бизнеса крайне редко обращаются за помощью к хедхантерам. Но и собственные дети не всегда могут оправдать возлагаемые на них надежды (как известно, природа на потомках гениального родителя нередко отдыхает)".
В качестве примера Степанцев привел случай из собственной практики: "Данную региональную компанию по производству медицинского оборудования нам сосватали наши партнеры в Калининградской области. Ее пожилой владелец искал кандидата себе на замену. Этому предшествовала довольно показательная история с передачей всех дел 26-летнему сыну. Основатель дела рассчитывал оставить дела на единственного отпрыска, а сам надеялся по?отечески помогать ему рулить из комфортного кресла члена совета директоров. Однако через полтора года выяснилось, что наследника больше интересует внешняя сторона жизни президента преуспевающей компании, чем, собственно, работа. Надо отдать должное, папа вовремя снял сыночка с должности, пока тот еще не успел загнать компанию в полное болото и прокутить ее активы с барышнями в лучших ресторанах города. Далее начался долгий поиск кандидата в президентское кресло. Причем нам поставили условие, чтобы искомая кандидатура устроила и отца, и сына, которого от реальных рычагов власти переместили в почетное, но совершенно декоративное кресло члена совета директоров. А вообще наследника себе надо готовить долго и тщательно, постепенно приучая его к самостоятельным решениям и грузу ответственности, знакомя с ним собственных топ-менеджеров, чтобы те не приняли папенькина сынка в штыки".
А как с этим у них?
Больше всего блат развит на Востоке. Например, для получения работы в индийской компании связи и симпатии являются решающими факторами. Для среднестатистической индийской фирмы очень характерна семейственность: в первую очередь работу получат родственники и приятели. И уж, конечно, человеку из низших каст в приличной компании не дадут место выше уборщика туалетов. Увольнение же персонала для расчистки места протеже новой жены босса — это норма.
В Италии весь частный сектор экономики давно поделен между семьями. Устроиться на важный пост на фирму — все равно что вступить в мафиозную семью — своим путь открыт, а чужакам надо долго и упорно доказывать собственную ценность и лояльность.
Ни японские, ни китайские менеджеры никогда не возьмут на работу человека с улицы. То, что мы называем блатом, протекционизмом, там — нормальное условие успешного бизнеса. Возможно, это и есть одна из естественных черт человека — стремиться окружать себя родственными душами и с подозрением относиться к чужакам?
Редеют заповедники для блатных
С кумовством в частных компаниях бороться невозможно. Сам рынок выдавливает блатных бездарей с наиболее ответственных позиций. Это в политических партиях и других консервативных по духу бюрократических структурах можно просто сидеть на теплом месте и получать за одну свою фамилию большую зарплату. Там, где от специалиста требуют результативность, на родстве и знакомствах не выедешь. Например, можно ли себе представить блатного финансового аналитика или менеджера по продажам и закупкам? Это нонсенс! И вообще, чем больше наш бизнес будет подчиняться нормальным экономическим законам, тем, видимо, меньше будет в ходу практика приема сотрудников по непрофессиональным критериям. И значит, есть надежда, что вскоре править бал в нашем обществе станет не блат, а талант и трудолюбие.
Статья предоставлена журналом "Работа & Зарплата"