Телесно-ориентированные игры с младенцем

Помогаем ребенку познать окружающий мир через движения собственного тела и манипуляции с различными предметами.

Полезность: 3,5 из 5 Интересность: 3,7 из 5 (111 оценок)

К сожалению, немногим родителям под силу нанять для своего малыша психолога — специалиста по развитию младенцев. Приходится идти путем проб и ошибок. Данная методика содержит комплекс рекомендаций по эмоциональному и телесно-двигательному развитию ребенка от 0 до 12 месяцев и предназначена для мам и пап, понимающих, что они представляют собой центр, вокруг которого еще много лет будет строиться жизнь их малыша.

Развитие ребенка до года

Каким же образом лучше всего организовать общение с ребенком, чтобы с первых же месяцев его жизни он не испытывал недостатка в любви и хорошо развивался физически?

Прежде всего, ждущим ребенка маме и папе, нужно знать, что удовлетворять базовые потребности младенца необходимо начинать уже в период его внутриутробной жизни. Движения тела у плода начинаются с третьего месяца беременности, а на седьмом месяце появляются многочисленные двигательные реакции.

В моменты появления этих реакций или для того, чтобы их вызвать, маме и папе достаточно ласково заговорить с ребенком, посылая ему положительные эмоциональные импульсы. Если мама вместо того, чтобы испытывать блаженство в периоды двигательной активности плода, испытывает раздражение или тревогу, эти же эмоции испытывает и будущий ребенок. Впоследствии у таких детей двигательная активность сочетается с нарастанием агрессии и раздражения, они также не склонны испытывать простой "мышечной радости" от самого процесса движения.

Еще хуже, если мать никак не реагирует на движения плода, оставаясь равнодушной. Ребенок может родиться вялым и необщительным. Поэтому каждый толчок плода необходимо расценивать как призыв пообщаться, отвечая радостными приветствиями. К семи месяцам можно включать плавную музыку (плод уже все слышит) и танцевать, выполняя грациозные движения.



На протяжении всей внутриутробной жизни, детства и до начала полового созревания развитие организма ребенка подчиняется следующим закономерностям:

  • верхние части тела (голова с прилегающими участками) опережают в своем развитии нижние,
  • участки тела, расположенные ближе к его центру, развиваются раньше периферических отделов, то есть конечностей.

В первую очередь новорожденный, выйдя при рождении из позы плода, начинает устанавливать контроль над движениями головы, за которым следует распрямление туловища.

С переменой "среды обитания" новорожденный лишился температурного равновесия. Когда младенец замерзает, по сигналам, идущим из центральной нервной системы, усиливается тонус туловища, шеи и конечностей, тело ребенка принимает типично согнутое положение. Чем заметнее снижается температура окружающей среды, тем выше напряжение мышц новорожденного, тем скорее он возвращается в позу плода. Но если родители начинают укутывать ребенка, туго пеленать, держать в жарком помещении, они оказывают ему медвежью услугу. Тонус мышц снижается, а поддержание его в нормальном состоянии — необходимое условие гармоничного физического и психического развития младенца.

Если ребенок замерз, необходимо взять его раздетым на руки, прижать к своему телу, после того, как он согреется, одеть младенца таким образом, чтобы ему не было жарко и он имел возможность свободно подвигать ручками и ножками. Ребенок сам отрегулирует температуру своего тела с помощью движений. К первому месяцу жизни младенец в позе "лежа на животе" поднимает подбородок, к двум месяцам поднимает грудь. В два-три месяца нужно класть ребенка на животик и, показывая игрушку, стимулировать движения мышц шеи, способствуя распрямлению тела младенца.

С первых дней жизни новорожденный способен фиксировать взгляд на лице матери на расстоянии 19 см от его лица, на третьей неделе жизни может копировать мимику взрослого, а с полутора месяцев фиксировать взгляд на глазах взрослого. Выражение лица, взгляд, интонация взрослого — это сигналы, на принятие которых рассчитаны органы чувств младенца. Поэтому очень важно, играя с ребенком, радостно улыбаться, разговаривать с ласковой интонацией, исполненной любовью.

В четыре месяца младенец способен садиться с посторонней помощью. Протестует, когда теряет взгляд взрослого. От четырех до шести месяцев к уже освоенным движениям необходимо добавлять переворот ребенка на бок и на животик (после шести месяцев — туда и обратно), вращение вокруг продольной оси, побуждать к ползанию на животе. Притягивая за руки, ненадолго усаживать ребенка, ставить на ножки, позволяя ему опираться о вертикальную поверхность, например, о стенку ванночки во время купания. Если занятия младенцу нравятся, он требует их продолжения: ищет зрительного контакта, хнычет, если взрослый собирается уходить.

К семи месяцам ребенок способен самостоятельно поддерживать сидячую позу. В восемь месяцев стоит с посторонней помощью. В девять месяцев стоит, держась за мебель, передвигается ползком. Важно побуждать ребенка ползать, сидеть и стоять. В этом возрасте дети с удовольствием повторяют действия, которые вызвали радостную реакцию взрослых.

В одиннадцать месяцев ребенок может ходить с посторонней помощью. В двенадцать месяцев самостоятельно поднимается и держится за опору. Появляются первые самостоятельные шаги. К этому времени у ребенка появляются соответствующие изгибы позвоночника: шейный — на втором и третьем месяце, грудной и поясничный — после того, как ребенок научится сидеть и стоять. В связи с этим период освоения ходьбы у разных детей различен: он колеблется от 9 до 15 месяцев. Родители могут корректировать развитие движений у ребенка, но не рекомендуется принуждать его стоять, ходить и особенно сидеть. Если ребенок не пошел к 15 месяцам, можно, встав, на верхнюю ступеньку лестницы, поощрять малыша проползти наверх (естественно, лестница должна быть невысокой, лучше использовать клеенчато-поролоновые модули).

Большое значение для гармоничного психического и физического развития младенца имеют, совместные с мамой и папой, занятия в бассейне. Известно большое количество случаев, когда дети учились плавать раньше, чем ходить.

Способность к произвольным хватательным движениям кисти развивается позже, чем общие движения рук. В три месяца новорожденный пытается достать и схватить висящую над ним игрушку, но пока еще промахивается. Развивать хватательный рефлекс младенца нужно, давая ребенку в руки легкие игрушки и погремушки.

В народной поэзии существует множество прекрасных пестушек, потешек и песенок, которые, в сочетании с простыми ритмическими движениями, создают первые предпосылки для развития мелких движений руки младенца, знакомят его с основными частями своего тела, способствуют развитию навыков общения.

Таким образом, первый этап в осознании ребенком факта своего существования в мире, куда он совсем недавно попал, начинается через общение со взрослыми, которые, разговаривая с ним, играя в ласковые телесные игры, создают базу для его личностного развития. Познание младенцем окружающего мира через движения собственного тела и манипуляции с различными предметами — это начало его интеллектуального развития.

Дорогие мамы и папы! Надеюсь, что рекомендации, предлагаемые в этой статье, помогут вам сориентироваться и выделить приоритеты в развитии вашего новорожденного.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Оставить комментарий к статье "Телесно-ориентированные игры с младенцем "

Вы не авторизованы.

Читая статью, просто удивляешься развитию(!!!), ну просто какие-то дети-вундеркинды, которые "в четыре месяца младенец способен садиться с посторонней помощью", а "к семи месяцам ребенок способен самостоятельно поддерживать сидячую позу"! Во-первых я еще НИГДЕ не встречала таких супер-малышей, которые в 4 месяца способен проделывать такие трюки, как здесь написано, если только их не посадить насильно, но в то же время вы пишете, что и насильно усаживать не рекомендуется. Моему ребенку уже 9-й месяц, но он еще самостоятельно сидеть с прямой спинкой не умеет, да и в 4 месяца он только научился головку поднимать лежа на животе! Выходит он отстает от такого "супер-развития", сказанного здесь???
Просто какой-то каламбур и сумятица, выхваченный по ходу дела из разных ссылок!
2003-03-06, Evgenia
Evgenia, вообще-то, указанные параметры моторного развития полностью соответствуют принятым нормам. Ребенок зачастую самостоятельно сидит уже в 6 месяцев, если его посадить. В семь-восемь - садится сам, это уже нижняя граница нормы. Вам стоит посетить невропатолога и массаж, думаю, ребенку не помешает. Возможно, какие-то препараты для ЦНС - глицин, аминалон...
Вы не пугайтесь, но озадачьтесь и полюбопытствуйте. Иным невропатологам начихать, что у них на участке делается, в этом случае стоит найти другого врача...
Удачи.
2003-03-17, ПГ
"В народной поэзии существует множество прекрасных пестушек, потешек и песенок, которые, в сочетании с простыми ритмическими движениями, создают первые предпосылки для развития мелких движений руки младенца, знакомят его с основными частями своего тела, способствуют развитию навыков общения".
Цель статьи - привлечь внимание к этой стороне взаимоотношений между взрослыми и ребенком и побудить читателей к общению с психологом на эту тему.


2001-07-16, Элла Прокофьева
... Израильская медицина, не на последнем месте в мире находится.
Так вот здесь считают, что ребенок сначала должен научиться переворачиваться, а затем самостоятельно сесть и это произойдет не раньше 6 месяцев. Что означает принуждать никого не надо, все сделает матушка природа. А массаж мы тоже делаем с 1,5 месяцев. Ребенку уже5,3 и поверьте, если ее посадить в ходунки, она побежит. Но у меня, слава богу, есть терпение и время.
2008-04-15, Ol'ga
Не понимаю вашего комментария. Создается впечатление что если ваш малыш не умеет, то и никакой другой не должен. Моему ребенку 3,5 месяца - он садится с посторонней помощью, лично я не вижу в этом ничего особенно сверхестественного. Замечу, что врачи не разрешают детям в таком возрасте сидеть, т.к. кости сформированы не до конца.
2008-03-07, Анубис
Ну зачем ребенка садить в 4 месяца ,если он сам еще не сидит ??? Ну а если сам садится в 4 месяца,что бывает не часто ,то ради бога пусть сидит !!!
Другой разговор можно посадить ребенка в 5.5-7 месяцев и м.б. ,если ребенок готов ,он будет сидеть, а потом и сам научится садиться.
2008-03-14, Анита
Моей дочери 6,5 месяцев, никаких массажей и особых занятий. она в 2 перевернулась на живот, в 4 на спину, в 5 сидела "как гвоздь", в 6 села, поползла и встала, теперь по кровати ходит по 10-15 минут без перерыва, но это не значит, что так должно быть у всех, все дети индивиуальны
2008-12-18, Дарья
Поделитесь:

11.08.2000
Обновлено 10.09.2019
Близкие по теме статьи
Чтобы ребенок начал ползать: 17 игр и упражнений с рождения
Чтобы ребенок начал ползать: 17 игр и упражнений с рождения
Как научить ребенка ползать. Упражнения для ползания
Как играть с ребенком в 6 месяцев
Как играть с ребенком в 6 месяцев
В какие развивающие игры играть с ребенком? Предлагаем варианты
20 самых полезных развивающих игр для ребенка 1-2 лет
20 самых полезных развивающих игр для ребенка 1-2 лет
Как вырастить умного ребенка? Игры на внимание: прятки и игры с платочком
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!