К сожалению, немногим родителям под силу нанять для своего малыша психолога — специалиста по развитию младенцев. Приходится идти путем проб и ошибок. Данная методика содержит комплекс рекомендаций по эмоциональному и телесно-двигательному развитию ребенка от 0 до 12 месяцев и предназначена для мам и пап, понимающих, что они представляют собой центр, вокруг которого еще много лет будет строиться жизнь их малыша.
Каким же образом лучше всего организовать общение с ребенком, чтобы с первых же месяцев его жизни он не испытывал недостатка в любви и хорошо развивался физически?
Прежде всего, ждущим ребенка маме и папе, нужно знать, что удовлетворять базовые потребности младенца необходимо начинать уже в период его внутриутробной жизни. Движения тела у плода начинаются с третьего месяца беременности, а на седьмом месяце появляются многочисленные двигательные реакции.
В моменты появления этих реакций или для того, чтобы их вызвать, маме и папе достаточно ласково заговорить с ребенком, посылая ему положительные эмоциональные импульсы. Если мама вместо того, чтобы испытывать блаженство в периоды двигательной активности плода, испытывает раздражение или тревогу, эти же эмоции испытывает и будущий ребенок. Впоследствии у таких детей двигательная активность сочетается с нарастанием агрессии и раздражения, они также не склонны испытывать простой "мышечной радости" от самого процесса движения.
Еще хуже, если мать никак не реагирует на движения плода, оставаясь равнодушной. Ребенок может родиться вялым и необщительным. Поэтому каждый толчок плода необходимо расценивать как призыв пообщаться, отвечая радостными приветствиями. К семи месяцам можно включать плавную музыку (плод уже все слышит) и танцевать, выполняя грациозные движения.
На протяжении всей внутриутробной жизни, детства и до начала полового созревания развитие организма ребенка подчиняется следующим закономерностям:
- верхние части тела (голова с прилегающими участками) опережают в своем развитии нижние,
- участки тела, расположенные ближе к его центру, развиваются раньше периферических отделов, то есть конечностей.
В первую очередь новорожденный, выйдя при рождении из позы плода, начинает устанавливать контроль над движениями головы, за которым следует распрямление туловища.
С переменой "среды обитания" новорожденный лишился температурного равновесия. Когда младенец замерзает, по сигналам, идущим из центральной нервной системы, усиливается тонус туловища, шеи и конечностей, тело ребенка принимает типично согнутое положение. Чем заметнее снижается температура окружающей среды, тем выше напряжение мышц новорожденного, тем скорее он возвращается в позу плода. Но если родители начинают укутывать ребенка, туго пеленать, держать в жарком помещении, они оказывают ему медвежью услугу. Тонус мышц снижается, а поддержание его в нормальном состоянии — необходимое условие гармоничного физического и психического развития младенца.
Если ребенок замерз, необходимо взять его раздетым на руки, прижать к своему телу, после того, как он согреется, одеть младенца таким образом, чтобы ему не было жарко и он имел возможность свободно подвигать ручками и ножками. Ребенок сам отрегулирует температуру своего тела с помощью движений. К первому месяцу жизни младенец в позе "лежа на животе" поднимает подбородок, к двум месяцам поднимает грудь. В два-три месяца нужно класть ребенка на животик и, показывая игрушку, стимулировать движения мышц шеи, способствуя распрямлению тела младенца.
С первых дней жизни новорожденный способен фиксировать взгляд на лице матери на расстоянии 19 см от его лица, на третьей неделе жизни может копировать мимику взрослого, а с полутора месяцев фиксировать взгляд на глазах взрослого. Выражение лица, взгляд, интонация взрослого — это сигналы, на принятие которых рассчитаны органы чувств младенца. Поэтому очень важно, играя с ребенком, радостно улыбаться, разговаривать с ласковой интонацией, исполненной любовью.
В четыре месяца младенец способен садиться с посторонней помощью. Протестует, когда теряет взгляд взрослого. От четырех до шести месяцев к уже освоенным движениям необходимо добавлять переворот ребенка на бок и на животик (после шести месяцев — туда и обратно), вращение вокруг продольной оси, побуждать к ползанию на животе. Притягивая за руки, ненадолго усаживать ребенка, ставить на ножки, позволяя ему опираться о вертикальную поверхность, например, о стенку ванночки во время купания. Если занятия младенцу нравятся, он требует их продолжения: ищет зрительного контакта, хнычет, если взрослый собирается уходить.
К семи месяцам ребенок способен самостоятельно поддерживать сидячую позу. В восемь месяцев стоит с посторонней помощью. В девять месяцев стоит, держась за мебель, передвигается ползком. Важно побуждать ребенка ползать, сидеть и стоять. В этом возрасте дети с удовольствием повторяют действия, которые вызвали радостную реакцию взрослых.
В одиннадцать месяцев ребенок может ходить с посторонней помощью. В двенадцать месяцев самостоятельно поднимается и держится за опору. Появляются первые самостоятельные шаги. К этому времени у ребенка появляются соответствующие изгибы позвоночника: шейный — на втором и третьем месяце, грудной и поясничный — после того, как ребенок научится сидеть и стоять. В связи с этим период освоения ходьбы у разных детей различен: он колеблется от 9 до 15 месяцев. Родители могут корректировать развитие движений у ребенка, но не рекомендуется принуждать его стоять, ходить и особенно сидеть. Если ребенок не пошел к 15 месяцам, можно, встав, на верхнюю ступеньку лестницы, поощрять малыша проползти наверх (естественно, лестница должна быть невысокой, лучше использовать клеенчато-поролоновые модули).
Большое значение для гармоничного психического и физического развития младенца имеют, совместные с мамой и папой, занятия в бассейне. Известно большое количество случаев, когда дети учились плавать раньше, чем ходить.
Способность к произвольным хватательным движениям кисти развивается позже, чем общие движения рук. В три месяца новорожденный пытается достать и схватить висящую над ним игрушку, но пока еще промахивается. Развивать хватательный рефлекс младенца нужно, давая ребенку в руки легкие игрушки и погремушки.
В народной поэзии существует множество прекрасных пестушек, потешек и песенок, которые, в сочетании с простыми ритмическими движениями, создают первые предпосылки для развития мелких движений руки младенца, знакомят его с основными частями своего тела, способствуют развитию навыков общения.
Таким образом, первый этап в осознании ребенком факта своего существования в мире, куда он совсем недавно попал, начинается через общение со взрослыми, которые, разговаривая с ним, играя в ласковые телесные игры, создают базу для его личностного развития. Познание младенцем окружающего мира через движения собственного тела и манипуляции с различными предметами — это начало его интеллектуального развития.
Дорогие мамы и папы! Надеюсь, что рекомендации, предлагаемые в этой статье, помогут вам сориентироваться и выделить приоритеты в развитии вашего новорожденного.