Вот уже полгода я занимаюсь индийским танцем. Хотя логичнее было бы сказать "еще", ведь чтобы в совершенстве овладеть техникой индийского танца, требуется, в среднем, 6-7 лет. Эта та черта, после которой танцор сможет сам обучать учеников и выходить на сцену с целой сольной программой. Чтобы стать настоящим профессионалом мало просто ежедневно тренироваться, а нужно еще и усвоить огромный пласт знаний индийской мифологии и религии, погрузиться в сложную и многогранную культуру Индии.
Изначально индийский танец - танец религиозный, храмовый. Танцуя, человек общается с Богом. Как сказано в священных индийских книгах: "Нет другой молитвы и другого жертвоприношения, которое было бы так приятно Богу". В современной Индии сохранилось восемь классических танцевальных стилей. Бхарат-натьям, которым занимаюсь я, один из самых древнейших. Он отличается строгой геометричностью линий, особой отточенностью и симметричностью движений, безупречной ритмичностью. В Бхарат-натьяме задействованы все мускулы, в том числе и лицевые - выражение эмоций и чувств посредством мимики (абхинайя) неотъемлемая его часть. С помощью языка жестов, именуемых "хастами" и "мудрами", ведется повествование.
Тренировка начинается с приветствия - намаскара. Сначала мы приветствуем Землю-мать, касаясь пальцами земли, а затем глаз, потом выражаем почтение Богу и зрителю при помощи хасты "анджали" (тот же жест, когда здороваются со сложенными ладонями на уровне груди в индийской традиции). Намаскар выполняется всегда в начале тренировки и в ее конце для того, чтобы извиниться перед высшими силами за удары, наносимые в процессе танца. После этого - основные шаги - адаву. Существует около сотни вариаций адаву, которые осваиваются перед тем, как начать изучать основные элементы.
Вот такой вот необходимый теоретический минимум, который я усвоила за полгода. Высоких профессиональных целей в свои 27 я, конечно, не ставлю (хотя кто его знает - чудеса иногда случаются). А вот удовольствия от танцевального процесса получаешь столько, что хочется поделиться со всеми. Кроме того, танец отлично помогает скорректировать фигуру и способствует оздоровлению организма в целом.
Основная позиция в индийском танце - араманди - полуплийе с развернутыми ногами и упором на мизинцы ног. Попробуйте в течение часа удерживать эту позицию и вскоре найдете у себя на теле все существующие мышцы бедер и ягодиц. Никакой целлюлит такого не выдержит, и, в конце концов, враг будет побежден. Руки тоже очень активно задействованы в танце, причем работают не только бицепсы и трицепсы, а еще и трудятся в полную силу запястья и пальцы.
Помню, как еще в начале занятий меня удивило, насколько же непослушны и не гибки мои кисти, хотя к белоручкам я себя никогда не причисляла. Просто в обычной жизни мы используем далеко не все возможности нашего организма. То же касается и мышц шеи. Если для восточной женщины двигать шеей в такт музыки не составляет особого труда, то для нас - это целое искусство.
А уж где находится диафрагма, с ходу вообще определить невозможно. И смысл выражения "крутить диск диафрагмой при абсолютно неподвижных бедрах и верхней части туловища" стал постепенно открываться только теперь. Как и тайна о том, как сохранить вечную молодость. Ведь самые коварные места, выдающие истинный возраст женщины, - это как раз шея и руки. Глядя же на нашу преподавательницу, танцующую вот уже 15 лет, понимаешь, какой результат возможен при условии активной работы этих мускулов. Не случайно же индийцы говорят: "Пока есть гибкость в пальцах - есть молодость".
Кроме того, при помощи танца можно поправить свое здоровье, ведь индийская классическая традиция музыкальных искусств немыслима без врачевания. Индийский танец основывается на сложных элементах йоги, открывающей потенциалы тела и разума. Даже многие современные ученые отмечают целебное влияние древних танцев на организм человека. Например, исследования показали, что обучение классическому индийскому стилю (в том числе Бхарат-натьям) помогают лечить как близорукость, так и дальнозоркость.
Помню, как в детстве, после плановой проверки зрения меня направили на гимнастику для глаз. Регулярно посещать эти занятия не хватило терпения, и вскоре я это дело забросила. На танцах же с удивлением обнаружила, насколько же похожи некоторые упражнения абхинайи (это, как мы помним, искусство пантомимы) на лечебную гимнастику из моего детства. Жаль, что не начала танцевать лет 15 назад, глядишь бы, не пришлось носить контактные линзы.
Также индийский танец способен нормализовать давление и укрепить сердце. Отбивая различные ритмические рисунки ногами можно добиться как повышения давления при гипотонии, так и его понижения при гипертонии. Традиционно индийцы танцуют босиком, благодаря чему массируются многочисленные активные точки стопы, на которых в наше время основывается рефлексотерапия.
Сложная координация движений заставляет отвлечься от житейских проблем и погрузиться в мир танца. Стоит только вспомнить о чем-нибудь постороннем, как собьешься с ритма и все испортишь. Поэтому во время занятий сохраняется предельная ясность мысли, душа словно отдыхает. Или, как сказано в древнем танцевальном трактате: "Куда идет рука, идет глаз; куда идет глаз, идет разум; куда идет разум, идет сердце, а где сердце - там сущность жизни".
Поэтому в своем новом увлечении для себя я вижу массу плюсов. В юности я перепробовала разные виды фитнеса: шейпинг, степ-аэробику, даже бодибилдинг. Что-то мне нравилось, что-то - нет, но, впервые занявшись танцами (индийским и танцем живота), я поняла: "А вот это действительно мое!".