Аутизм, впервые описанный в 1911 году швейцарским ученым Эйгеном Блейлером, как проявление шизофрении, сегодня рассматривается специалистами как отдельное заболевание. Дети, имеющие данный диагноз – абсолютно разные, так же, как и здоровые дети. Многие живут полноценной жизнью – посещают школу, имеют друзей, хобби. Другим детям это дается тяжелее – родителям приходится уделять много времени, внимания и финансовых средств, чтобы помочь ребенку овладеть навыками.
Начинающий специалист, магистрант-нейродефектолог Евгения Петрова в своей статье рассматривает все виды расстройства аутистического спектра. Автор опирается на общепризнанные классификации, на опыт специалистов, которые занимаются развитием детей с аутизмом и на свой собственный опыт. Автор обращает внимание на то, что данная патология не является хорошо исследованной и продолжает изучаться специалистами во всем мире.
Аутизм – что это?
Аутизм, а точнее Расстройство аутистического спектра (РАС), — это комплекс психических и неврологических нарушений. На сегодняшний день специалисты выделяют 5 состояний, которые "входят в состав" РАС: классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Хеллера и атипичный аутизм.
Для каждого аутистическое расстройства характерна "своя" симптоматика, при этом есть общие черты, которые встречаются у большинства детей с РАС.
Общие черты большинства детей, имеющих РАС
Дети не любят играть и общаться со сверстниками, иногда даже с родителями. При этом, желая получить какую-то вещь или действие, они активно идут на контакт с другими людьми. Маленькие дети часто берут маму за руку и ведут по направлению к желаемой цели, говорят о том, что хотят. Дети с РАС могут быть очень заинтересованы в общении, испытывать глубокие чувства, но это сложно понять другим людям, особенно детям. Такой ребенок не даёт "обратную связь" не из-за равнодушия и отсутствия эмоций, а потому что он не умеет этого делать – этим навыкам ему надо учиться.
Сюжетная игра не привлекает ребенка. Часто ребенок игнорирует обычные игрушки, предпочитая использовать бытовые предметы. Нередко ребенок долго изучает новую вещь – нюхает, облизывает, щупает.
У большинства детей с РАС наблюдается существенная задержка речи. Исключения – дети с синдромом Аспергера, при котором речь может не нарушаться. Ребенок не склонен поддерживать диалог, хотя может его инициировать или пытаться сделать это в случае желания рассказать о своем интересе или добиться желаемого действия. Дети с нарушениями речи могут запоминать длинные фразы из книг, фильмов – данный факт часто мешает родственникам заподозрить нарушения речевого развития у ребенка.
Дети с РАС часто либо гиперчувствительны либо гипочувствительны. Обычные сенсорные раздражители типа света, температуры, звуков могут быть крайне неприятны ребенку. В целом, окружающая среда может являться для него источником постоянного стресса. Именно поэтому ребенок стремится "уйти в свой собственный мир", привычный и понятный. Кстати, лицо человека так же является для ребенка сильным раздражителем – поэтому дети с РАС часто избегают прямого зрительного контакта.
Движения ребенка с РАС часто угловатые, механические и нескоординированные. Ребенок часто бесцельно повторяет определенные движения – это т.н. стереотипии, которые проявляются и в речи. Ребенок может бегать по одному маршруту дома, включать и выключать свет, открывать и закрывать дверь, крышку чего-либо, двигать руками, повторять одни и те же фразы, строчки из песен сотни раз за день. Ребенок может повторять движения или речевые конструкции в определенном ритме – это в какой-то степени упорядочивает и успокаивает его, снижает тревожность. Если ребенка что-то интересует, он часто посвящает интересу все свое время.
Общим для большинства детей с РАС можно назвать неприязнь нового. Незнакомые вещи и явления вызывают у ребенка чувство страха и тревоги – отсюда странные импульсивные реакции ребенка на самые незначительные попытки изменения привычного существования. Это может быть появление нового человека, перестановка мебели, смена одежды.
"Добавочные" симптомы, встречающиеся при определенных формах РАС
Симптоматика классического аутизма (синдрома Каннера)
Известный исследователь в области детского аутизма О. С. Никольская вместе с другими экспертами выделяет 4 основных группы детей с РАС в зависимости от степени нарушения их взаимодействия с внешней средой. На данную классификацию ориентируются многие специалисты.
Дети, погруженные в себя и отрешенные от происходящего
Для ребенка характерно "полевое поведение" – бесцельное перемещение в пространстве комнаты, отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, слабая реакция на внешние и внутренние раздражители. Ребенок избегает любых стимулов (боится), быстро утомляется, раздражается. Ребенок может понимать речь, но сам практически не говорит.
Дети, отвергающие явления и предметы окружающей реальности
Важнейшая потребность ребенка – постоянство окружающей среды – любая перестановка переживается негативно. Ребенок хочет есть одну и ту же пищу, гулять по одному маршруту, носить одну и ту же одежду. Ребенок совершает много стереотипных действий, направленных на стимуляцию органов чувств, вестибулярного аппарата – шуршит бумагой, прыгает, качает головой определенным образом…
Речь ребенка включает много однотипных речевых штампов, часто это команды. Ребенок очень привязан к матери, ему сложно оставить её даже на короткий срок.
Дети, "захваченные" аутистическими интересами
Такой захват интересом проявляется в стереотипной форме. Ребенок постоянно говорит на одну и ту же тему, проигрывает определенный сюжет, рисует – часто в основе всей деятельности, творчества присутствует какой-то страх ребенка, который он старается "пережить" снова и снова. Речь ребенка часто монологична, эмоционально окрашена, суждения противоречивы.
Дети, испытывающие чрезвычайные трудности в организации общения и взаимодействия с другими людьми
Несмотря на название данного "подвида" РАС, данная группа детей считается наименее тяжелой. Ребенок способен к общению, у него нормальный интеллект. Дети очень ранимы, испытывают повышенную нужду в защите, одобрении, эмоциональной поддержке. Ребенок стремится к порядку, организации пространства, соблюдении ритуалов. В речи много аграмматизмов, нарушено употребление местоимений ("я пошли школа" – вместе "я пошел в школу", "машина поехал", "убрать стола")
У 70% детей с синдромом Каннера значительно снижается интеллект, отмечается неравномерность его развития.
Кроме описанных выше "классических" форма аутизма Каннера выделяют гораздо менее распространенные расстройства аутистического спектра, по симптоматике сходные во многом с основным синдромом, но имеющие свои "особенности". Рассмотрим их подробнее:
Симптоматика синдрома Аспергера
Данный синдром считается самым легким из расстройств аутического спектра, в основном встречается у мальчиков. Часто дети имеют высокий интеллект и неплохую речь. Они легче адаптируются к коллективу детского сада или школы. И во взрослом возрасте люди с синдромом Аспергера могут реализовать себя во многих профессиональных сферах, науке, творческой деятельности – часто там, где межличностная коммуникация не является существенным условием деятельности.
При общении с другими детьми ребенок с синдромом Аспергера часто обсуждает себя, используют нетипичные жесты и мимику, не смотрит в глаза собеседнику, проявляет мало эмоций – и не понимает эмоции собеседника. Ребенок может казаться манерным, "воображающим". Круг интересов может сводиться к определенной теме – и, если другой ребенок также увлечен ей – на фоне общего интереса может возникнуть крепкая дружба. Собственно, так же дружба возникает и у здоровых детей.
Важно, что в процессе коррекционной работы, привычный ребенку образ коммуникации может меняться.
Симптоматика синдрома Геллера
При развитии данного редкого синдрома ребенок теряет навыки, которыми он успел овладеть к 2-10 годам – в таком возрастном промежутке и проявляется данный синдром. У ребенка пропадает речь, сильно снижается интеллект, уменьшается потребность в эмоциональном контакте. Ребенок теряет контроль над многими физиологическими процессами, такими как опорожнение мочевого пузыря и кишечника. Через какое-то время (всегда разное) регресс останавливается, состояние ребенка стабилизируется.
К сожалению, на ранней стадии выявить данный синдром сложно. Симптомы не специфичны: родители замечают тревожность и раздражительность ребенка, часто – гневливость. Ребенок становится гиперактивным – данный факт наводит на мысли об СДВГ. Только со временем, в течение 6-12 месяцев, когда развиваются симптомы, перечисленные в предыдущем абзаце, специалист может установить развитие синдрома Геллера.
Симптоматика синдрома Ретта
Синдром в основном встречается у девочек. Его провоцирует тяжёлое расстройство мозга. Так же, как и при синдроме Геллера, девочка с синдромом Ретта постепенно утрачивает речь и множество навыков, которыми успела овладеть к 2-10 годам. Деформации костных тканей, сколиоз часто сопровождают данный синдром. Ребенок начинает неуверенно двигаться, появляются проблемы с координацией, судороги. Нередко развивается гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, а также эпилепсия. Родители отмечают у ребенка появление стереотипных движений рук – это могут быть частые хлопки или постоянное мытье рук. Девочки становятся замкнутыми, у них снижается интерес к другим людям и потребность в коммуникации.
Данный синдром встречается редко, при этом его развитие считается одной из самых частых причин умственной отсталости у девочек.
Симптоматика атипичного аутизма
Атипичный аутизм выявить сложнее, чем все предыдущие формы. В самом младшем возрасте его можно "спутать" с задержкой психо-речевого развития. В возрасте 6-7 лет, а также в период пубертата "особенности" часто списывают на характер ребенка, стресс. Именно в переходные периоды часто проявляется атипичный аутизм – когда ребенок адаптируется к новому коллективу, переживает другие значимые изменения в жизни.
Дети имеют задержку речевого развития, проблемное поведение, трудности в социализации, установлении контактов, возможно снижение интеллекта. Часть детей так и не получают данный диагноз.
Кто диагностирует РАС?
В идеале ребенка должны наблюдать несколько специалистов – педиатр, невролог, психиатр, дефектолог/логопед, психолог. Как мы видим, симптоматика РАС разнообразна. На основании одного или двух симптомов данное расстройство установить невозможно – именно поэтому развитие ребенка специалистам важно наблюдать в динамике. Все существующие основные диагностические системы едины в том, что для подозрения на аутизм должны ярко присутствовать три вида нарушений: трудности в социальном взаимодействии, недостаток вербальной и невербальной взаимной коммуникации и недоразвитие воображения. Такую группу симптомов специалисты часто называют триадой.
Почему аутизма так много?
Часть специалистов считают рост заболеваемости РАС мнимым и объясняют данные статистики гипердиагностикой, "притягиванием за уши" симптомов. Иногда вердикт "атипичный аутизм" удовлетворяет как медицинских специалистов, наблюдающих ребенка, так и родителей, которые считают, что аутизм "лучше" психиатрического диагноза. Ведь ранее аутизм попадал в категорию либо умственной отсталости, либо расстройств шизофренического спектра.
Что делать?
К сожалению, в нашей стране еще не созданы условия для адаптации, лечения, реабилитации всех нуждающихся детей с РАС. Все трудности, финансовые расходы ложатся на плечи родителей.
РАС требует коррекции в зависимости от характера и степени выраженности их проявлений. Среди методик – работа с логопедом, дефектологом, ABA-специалистом, медикаментозная терапия, ЛФК и другие. При правильно подобранной программе дети нередко показывают потрясающие результаты. Инклюзивное обучение детей с РАС во многих случаях так же является рекомендованным. Правильно подобранная коррекционная работа может способствовать переходу ребенка "на другой уровень" развития, коммуникации, познания мира, самоощущения и вообще – жизни.