Такие мальчики нам не нужны! Хотели удобного ребенка – получите

Электроник наоборот. Почему роботом быть выгоднее, чем человеком

Тем, чьи подростки хамят, качают права и вносят хаос в налаженную жизнь семьи, герой рассказа Катерины Мурашовой покажется идеальным ребенком. Сколько он продержится в своей броне и каким окажется его взрослое будущее? Родителям, которые хотели бы воспитывать только хороших мальчиков и девочек, читать обязательно.

Как воспитать послушного ребенка

Сначала пришла встревоженная мама.

— Вы знаете, вроде бы у нас ничего такого плохого не происходит, но мне как-то жутко. Может быть, конечно, это такая игра, но какая-то она... нечеловеческая, что ли. Да и возраст уже... я знаю, сейчас и взрослые дяденьки в компьютерные игры играют, но ведь не все время же...

— Расскажите поконкретнее, что именно у вас происходит.

— У нас в семье есть сын, Михаил, пятнадцати лет. Очень хороший мальчик. Учится в гимназии, в девятом классе. Гимназия далеко не самая сильная в городе, но все-таки на неплохом счету. Учится Михаил хорошо, тройки бывают редко. Учится самостоятельно, к нам обращается нечасто; если чего-то не знает или не понимает — читает или слушает в интернете соответствующий урок.

В школе отношения хорошие и с учителями, и со сверстниками. Раньше Михаил был невысокого роста, но в последние года полтора очень вырос, и теперь девушки просто телефон обрывают. Компьютерными играми чрезмерно не увлекается, хотя и может иногда поиграть часок. Занимается дополнительным английским (это необходимо, в гимназии, увы, дают не так уж много), настольным теннисом (это замечательно развивает координацию, а у него с детства были с этим проблемы) и плаванием (нам ортопед рекомендовал).

— Гм... Девять из десяти мам пятнадцатилетних подростков уже на зависть изошли бы, слушая вас... А что же не так?

Женщина замолчала, несколько раз нервно сплела, а потом расплела пальцы и подняла на меня исполненный тревоги взгляд:

— Где-то года два назад Миша впервые сказал нам, что хотел бы быть не человеком, а роботом. А теперь... теперь он им практически и стал. По крайней мере по виду.



Стал роботом и даже меняет программу

— Ни фига ж себе! — непрофессионально, но очень заинтересованно воскликнула я. — А каким именно роботом он стал? Из старых фильмов? Или каким-то современным? Может, он просто косплеит в реале какой-то культовый подростковый фильм, роман, сериал?

— Что? Что? — мать явно растерялась.

Я быстренько рассказала ей, что такое косплей, манга и прочая прилегающая к ним субкультура.

— Нет, нет, почти наверняка нет, — женщина печально помотала головой. — Никаких признаков. У него нет никаких специальных костюмов, он ничего никуда не выкладывает, ни с кем таким не встречается...

— Нет костюмов, образа? А что же тогда есть?

— Он постепенно становится все более... неживой какой-то...

Тут я, конечно, перестала весело ухмыляться и встревожилась.

— А кто-то где-то еще это замечает? В школе? В кружках?

— Не знаю. Мне никто ничего не говорил. В школе им как раз очень довольны. Недавно классная руководительница на собрании говорила об общем падении успеваемости в классе, о сложностях подросткового периода и сказала: ну вот есть же дети, на которых этот самый переходный возраст никак не отразился. И назвала Михаила первым номером.

— То есть эта странная, замеченная вами и озвученная когда-то самим Михаилом метаморфоза практически никак не отразилась на его школьной и внешкольной жизни, на общении Михаила со взрослыми и сверстниками? — я несколько успокоилась.

— Пожалуй что так.

— Последний вопрос: сам Михаил как-то объяснял вам свое желание "хочу быть роботом"?

— Не помню. Кажется, толком не объяснял. Хотя — вот, он сказал: так удобнее. Когда я его сейчас напрямую спрашиваю: что с тобой происходит? — он отвечает так: мама, тебя что-то не устраивает в моем поведении? Сформулируй, что именно, и я изменю программу.

— Вы пробовали формулировать?

— Да. Он меняет.

— Приведите пример.

— Я сказала ему, что он слишком холоден к младшей сестре. Она очень его любит и вообще очень ласковая девочка. Постоянно к нему тянется. А он только изредка снисходит, играет с ней.

Он уточнил: если бы проявления моих эмоций по отношению к Кире было, по твоему мнению, достаточно, как бы ты об этом узнала? По каким моим словам, поступкам?

Я сначала растерялась, а потом сказала: ну ты бы хотя бы иногда сам ее обнял, сказал что-то хорошее, предложил сам поиграть.

— И...? — я просто ужасно заинтересовалась. То, как Михаил сформулировал запрос к матери, — это же и многим взрослым недоступно. И сколько из-за этого бывает глупых конфликтов, например, между супругами...

— И теперь он обнимает ее утром и перед сном, два раза в день говорит ей комплименты типа "какие у тебя смешные милые косички!" и раз в два дня предлагает поиграть пятнадцать минут во что она захочет. Кира счастлива, а я понимаю, что он просто включил ее в свою чертову роботовскую программу.

— А вы чего же хотели? Чтобы он по вашей указке полюбил младшую сестру?

— Не знаю. Я уже ничего не знаю. Потому к вам и пришла.

— Я хочу познакомиться с Михаилом.

Переходный возраст

Человеком быть выгоднее?

Я уверена, юноша ничего не изображал специально в плане крупной моторики, но движения его действительно выглядели чуть-чуть скованными, механическими. Или это мне просто казалось из анамнеза?

Хорошего среднего роста, правильные черты лица, аккуратная стрижка, чуть тускловатые серые глаза.

— Ты не хочешь ничего у меня спросить? Рассказать? Обсудить?

— Нет, но я готов ответить на все ваши вопросы.

Абсолютно пустая встреча. У Михаила хорошая речь, он спокойно и, кажется, откровенно рассказывает о семье, учебе, жизни в гимназии, внешкольных занятиях. Ничего нового, все это я уже знаю от матери. Отвечает строго на мои вопросы. Не отклоняется в сторону. Заканчивает все предложения. На прямой вопрос: зачем ты делаешь из себя робота? — отвечает то же, что когда-то ответил матери: так удобнее. На вопрос — в чем же удобнее? — ответ: практически во всех областях жизни.

— Тут есть какая-то закавыка, но я ее никак не могу словить, — честно призналась я. — Либо я чего-то еще не знаю, либо не вижу очевидного. Если ты захочешь еще поговорить — приходи.

Михаил кивнул без улыбки. И, уже уходя, в тускловатых глазах — что-то похожее на вызов, вопрос: назовите хотя бы одну причину, почему человеком быть выгоднее, чем роботом?

— Выгоднее? — я не сразу нашлась.

Он кивнул понимающе: ну вот видите... — и ушел.

Я потом еще некоторое время с ним мысленно дискутировала (все знают, как это бывает, у психологов после неудач — то же самое, только короче, иначе быстро рехнешься), подбирала хорошие, яркие аргументы, один, мне показалось, нашла. Но Михаила-то рядом не было...

На зависть другим родителям

Опять мать.

— Мы его спросили о профориентации. Он сказал: а как вы думаете, куда было бы целесообразно — с моими оценками, после моей гимназии? Тут я завизжала, что это он должен решать. Это же его жизнь! Он тут же сказал: хорошо, я решу. И замолчал. Я несколько побегала по стенкам, потом сказала: может, к психологу сходить, посоветоваться? Он сказал: очень хорошая идея, спасибо, мама.

Я опять подумала, что большинство родителей шестнадцатилетних (Михаилу уже исполнилось шестнадцать) мальчиков от зависти бы взвыли. И вместе с этой мыслью показалось: что-то нащупала!

— Зовите.

— Главное стремление человека — быть счастливым. Иногда (часто) — делать счастливыми других. Твое решение — стать как робот — не сделало счастливым никого.

— Вы уверены?

— Безусловно. Твоя мать пришла ко мне со своей тревогой: помогите, с сыном что-то не так. Ты сам тоже счастливым, уж извини, не выглядишь.

— То есть вы хотите сказать, что, если бы я хамил родителям и учителям в ответ на любое их указание, зависал в стрелялках и ВКонтакте, орал, бил посуду, получал двойки, срывал уроки и прыгал по крышам, как обычный, нероботизированный подросток, количество счастья вокруг и внутри меня резко увеличилось бы?

— Э-э-э... ну, подростковый максимализм в тебе, по крайней мере, присутствует в нормальных, положенных по возрасту дозах... и на том, как говорится, спасибо...

— Ответьте! — потребовал Михаил. Глаза гневно заблестели.

Я мысленно похвалила себя: выманила из норки. И что теперь?

— Когда это началось? — спросила я. — Ты помнишь?

На положительный ответ не надеялась, просто тянула время, собираясь с мыслями. Однако, как ни странно, он помнил.

Нам нужны такие мальчики, которые...

У родителей Михаила всегда, сколько он себя помнил, был стандартный речевой оборот: что это ты такое делаешь? Такие мальчики нам не нужны! Нам нужны такие мальчики, которые... (далее внятно излагалось, что конкретно делают или не делают потребные им мальчики).

Пример: чего это ты разнюнился? Нам такие мальчики не нужны! Нам нужны мальчики, которые уже взрослые, не изводят маму и идут своими ножками.

Со временем этот оборот по форме исчез, но по сути никуда не делся. Смышленому Михаилу всегда было вполне ясно, какие именно мальчики нужны родителям, учителям, преподавателям в кружках и т.д.: послушные, вежливые, услужливые, готовые помочь, упорно решающие поставленные перед ними задачи, не сдающиеся от неудач, не проявляющие ярко своих эмоций (прыгать и вопить от радости и орать и ругаться от горя — все это равно не одобрялось), говорящие и делающие ровно то, что от них ожидают (ожидания всегда озвучиваются, если правильно спросить).

Где-то лет в двенадцать Михаил, который много читал, спросил себя: что же это за мальчики-то такие, которые удовлетворяли бы всем этим требованиям? И довольно быстро нашел ответ: это мальчики-роботы.

— Сколько я живу, у меня никто никогда не запрашивал ничего моего, человеческого, — сказал мне Михаил. — Никому не было интересно и нужно, чтобы были противоречия, чтобы я говорил, делал что-то свое, наперекор им. Всем нужно, нравится, чтобы с ними соглашались. Придумывали — в тех рамках, которые они сами задали. Учитель задает вопрос; если догадаешься, какой у него ответ в голове уже готов, — все в порядке.

Сейчас вот с девушками все то же самое. Если говоришь то, чего она от тебя ждет (а догадаться, поверьте, нетрудно), — ты хороший. Меня, самого меня, человека, противоречивого и часто просто жалкого, унылого и противного, никто никогда нигде не ждал, понимаете?

Я стану человеком, но кому будет лучше?

А что, если представить себе, что я — робот? — подумал я. Представил, сыграл. Сразу все так упростилось. Я не особо умный, не особо красивый, совсем не сильный — ну, вы сами видите. Но меня сразу стали хвалить, в пример ставить. Мальчики-роботы всем нужны. И всем нравятся. Вы говорите: перестань! Стань обратно человеком. Вы думаете, будет лучше? Кому?

Давайте спросим хоть бы и у мамы. Ну вот я стану как мои одноклассники. Сброшу панцирь, стану человеческим подростком — буду говорить, что думаю, спорить со всеми (потому что большинство взрослых такую чушь несут!), хамить, если достанут, сидеть в инете... Она хочет?

Мы тут же и спросили (благо мама сидела в коридоре). Как вы думаете, что она ответила?

Мама Михаила все взвесила и отказалась. Ладно, сказала она, если так ставить вопрос, то к текущему положению дел я уже как-то приспособилась. А как будет, если он сейчас возьмется другую роль играть, да еще и с перехлестом? Трудный подросток, чтоб нам жизнь малиной не казалась, типа "получи, фашист, гранату"? Не, я этого не хочу. Пусть уж дорастет как есть и дальше делает что хочет. Хоть в театральный институт поступает. "Вот видите..." — сказал Михаил. Смотрел он в сторону и говорил бесстрастно. Может быть, мне просто показалось, что в уголке его глаза блеснула слеза...

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Постные булочки птички-жаворонки
Жаворонки из постного теста - рецепт для детей
Оставить комментарий к статье "Такие мальчики нам не нужны! Хотели удобного ребенка – получите"

Вы не авторизованы.

А если посмотреть на мальчика-робота по-научному?
В сети интернет есть тема: «Моральное Образование».
Автор этой темы преподаёт Мораль, как систему научных знаний,
как научную дисциплину и моральную терминологию,
т.е. определения моральных понятий,
в строго научных, логически безупречных формулировках.
Таким образом, он надеется создать на Земле
сообщество морально образованных «Граждан Земли».
• Как-же выглядит поступок мальчика-робота, с т.зр. «Научной Морали»?
На некоторых форумах имеется лекция под заголовком:
• «Какая есть разница между человеком, роботом и животным
в т.ч. обладающим разумом, в т.ч. и облике человека» •
Чтобы избавить Вас от поисков этих форумов, привожу текст этого поста.
• «Как Вы знаете, среди животных есть и такие,
что если их посадить в клетку, выражаясь по-нашему, – в тюрьму,
то они перестают есть и даже погибают голодной смертью.
Но мы тоже радуемся как дети, когда нас выпускают из тюрьмы
или устраиваем звериные побеги с убийством служащих охраны.
Из чего следует:
• Животные, в т.ч. обладающие разумом, в т.ч. в облике человека
нуждаются в свободе, НО не более того,
• а тот из нас, кто претендует на высокое звание ЧЕЛОВЕК,
выше самой свободы должен ценить то,
без чего ОНА (свобода) утрачивает свой смысл, а именно:
Гарантии того, что власти, в самом широком смысле этого слова,
от родителей над детьми, до надзирателей над заключёными,
от бандита с большой дороги, до самого грозного прокурора,
да и вообще никто другой,
не помешает использовать свободу по ПРЯМОМУ назначению.
Или прокуроры способны доказать, что все, без исключения,
обвиняемые ими граждане использовали свободу НЕ поназначению,
т.е. то, что все их обвиняемые совершили злодеяния.
НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, а ИМЕННО — ЗЛОДЕЯНИЯ !
• Что же до роботов, то для них такой проблемы несуществует:
Роботам безразлично – где исполнять свои обязаности: на свободе или в тюрьме.
• Кстати, согласно советской пропаганде один из заветов тов. Ленина гласит:
«Для человека, есть три святых слова: Мир, Хлеб и Свобода,
из которых последнее без двух первых – есть фикция».
Надеюсь, Вы понимаете, что и МИР и ХЛЕБ есть образы собирательные,
и если ЛЮДИ так или иначе вынуждены защищаться,
то они УЖЕ ЛИШЕНЫ СВОБОДЫ т.е. возможности распоряжаться собою,
потому как ОНИ исполняют не то, что они хотят делать,
а то что ИХ делать ВЫНУЖДАЮТ, т.е. ВЫЖИВАЮТ, ЗАЩИЩАЮТСЯ !
А чтобы иметь такие гарантии, надо и самому гарантировать
невмешательство в чужую жизнь и прежде всего в форме насилия.
Не дав людям гарантии того, что Вы не помешаете им
использовать свободу поназначению,
Вы и сами не сможете жить в мире и согласии с этими людьми,
потому как если человек ходит на работу что бы не умереть от голода и холода,
а НЕ, что называется, ОТ ЛЮБВИ к ИСКУССТВУ, то он УЖЕ ЗАЩИЩАЕТСЯ,
от необходимости воровать, а значит и от опасности сесть за решётку.
• П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е.
Как сказано выше, ЧЕЛОВЕК выше самой свободы должен ценить гарантии
что ему не помешают использовать свободу поназначению.
Применительно к ребёнку это выражается формулой:
"Мне не нужна игрушка уже потому что её могут отобрать".
А какая у ребёнка может быть жизнь без игр и игрушек ?
Ясное дело – НИКАКОЙ !
Т.о. если ребёнок осознает эту формулу раньше времени,
то он, может осознать и другую формулу:
"Мне незачем жить, уже потому, что меня могут убить"
и т.о. потерять интерес не только к игрушкам, но и к самой жизни.
Что при его неокрепшей психике чревато самоубийством.»

Мальчик-робот запустил в себе функцию защиты от стресса,
которую провоцирует НЕсправедливость нашего мира.
Зачем ему трепать себе нервы, если можно,
как робот, просто исполнять свои обязанности?
2019-07-21, Переделкин
Мальчик.
Суть в том, что человек живет, все время мимикрируя, притворяясь, подстраиваясь, не проявляя искренних чувств и эмоций. Он все делает не для себя, а для кого-то. Он соблюдает чисто внешние "приличия" и достиг в этом совершенства.

Мама.
Мама опасается чертей в омуте, я и не зря, сорваться может, накопив и закипев. Может уйти в депрессию. Он же не говорит и не делает то, что хочет сам. Мама опасается, что ему, возможно, плевать на всех. Мама думает, что она сына не понимает и что он несчастлив.

Психолог.
Что с этим делают, собственно, не совсем понятно.

В статье все "заострено", но я понимаю, о чем это все. И не случайно мальчик не знает, чего хочет. Ничего он уже не хочет. И таких много. Какая-то поломка случилась. В статье выглядит не совсем правдоподобно, но суть понятна.
2019-06-04, Питерская
я же написала, без за-#### с роботом, они проявляют все эмоции, но при этом сами без бухтения встают по будильнику, едят здоровую пищу, ничего не делят между собой, и совершенно никогда ничего не клянчат, считают, что у них все есть(просто они неприхотливы), оценки их не возмущают, просто не парят по большому счету, т.к. не тщеславны. Могут пытаться тихо откосить от чего-либо, но не истерить и что-то требовать, хамить и огрызаться. Если я вижу, что ребенок пришел не в духе, то стараюсь некоторое время не трогать, дать отдохнуть, вкусняшку, может, неправильно воспитываю.
2019-06-03, Lanvin-2008
Тоже считаю, что фраза "такие мальчики нам не нужны" не из лексикона умной мамы.
Скорее всего, подросток просто решил не провоцировать, потому как вырос.
У знакомой семьи мама не совсем вменяемая, старшая дочь до подросткового возраста срывалась, обижалась, плакала... К 15-и годам поняла, что человека не изменить, теперь ведет себя подчеркнуто вежливо с матерью, не спорит, не ругается, наоборот - успокаивает.
Дочь не то, чтобы ее не любит, а вот будто решила, что тот, кто умнее должен быть терпимее, и добрее. Со стороны все просто отлично.
2019-06-02, av10
Парень интраверт близко к 100% скорее всего. В принципе у него хорошо все, то что он не знает, кем хочет быть - он единственный такой что ли? Больше всего мне понравилась фраза матери: Я завизжала... Возможно как раз в неуравновешенности матери причина того, что ему легче свои эмоции не проявлять.
Ну и мягко говоря все описанное - слабая причина радоваться что твой ребенок хамит.
2019-06-02, Ну так себе
Вот прям так эмоций никаких не проявляют? Встают с утра по будильнику, не бухтят, что хотят спать, не огорчаются, когда в школе несправедливо им оценку поставили, не делят ничего между собой (сестра с братом), не клянчат десятые кроссовки и едят правильную здоровую пищу, которую Вы им даёте? Ну ещё могу кучу примеров придумать, когда дети не будут спокойны и послушны)
2019-06-02, Сомневающаяся__
А насчёт "не счастлив" - покажите мне счастливого подростка! ну только если любовь взаимная, а в остальных случаях они все счастьем не лучатся.

(И я тоже сейчас после очередной стычки с пятнадцатилетним. Моего резко не устраивает мир вокруг, а особенно родители)
2019-06-03, Zeiva
Поделитесь:

02.06.2019
Обновлено 16.09.2024
Статья дня
Близкие по теме статьи
Борис Акунин:
Борис Акунин: "Я бы спас Пушкина и Сахарова"
Григорий Чхартишвили – о том, как прожить пять или шесть жизней и что хорошего в старости
Дочь влюбилась. Как предостеречь от раннего секса?
Дочь влюбилась. Как предостеречь от раннего секса?
Как родителям перестать бояться секса у подростков
Как назвать мальчика? Рейтинг самых популярных мужских имен
Как назвать мальчика? Рейтинг самых популярных мужских имен
Популярные имена для мальчиков по алфавиту. Какое имя выбрать для сына
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!