Воспитывая в ребенке справедливость и честность, родители нередко сталкиваются с возмущением: «Почему другим можно, а мне нет?» Оказываясь со сверстниками в неравных условиях, школьнику часто трудно сохранить веру в надежных друзей и справедливых взрослых. Как помочь не растерять идеалы?
Королева праздника
Ожидая маму после продленки, второклассница Ксюша не играла, как обычно, с подружками, а о чем-то серьезно думала. Уже на улице она приступила к разговору, к которому долго готовилась.
— Мама, ты очень устаешь на работе?
— Ну, устаю, конечно. А почему ты об этом спрашиваешь?
— Мне кажется, тебе нужно вступить в родительский комитет. Пожалуйста, это не будет отнимать много времени! — девочка умоляюще заглянула в мамины глаза, надеясь увидеть в них хотя бы тень желания заниматься общественной работой.
— Зачем же я стану вступать в родительский комитет в середине года, если родители твоих одноклассников хорошо справляются со своей работой? Признавайся, что ты задумала?
Ксюша тяжело вздохнула и неохотно ответила:
— Понимаешь, я бы тогда смогла играть главные роли на школьных праздниках. Вот, например, Полину всегда выбирают то Снегурочкой, то Королевой Весны. Это потому, что ее мама самая главная в родительском комитете. И лучше учиться буду наверняка. Когда Дашин папа купил для нашего класса магнитофон, ей перестали ставить тройки в журнал — только в дневник или карандашом на листочке, чтобы она могла еще раз ответить и получить пятерку. Я тоже так хочу: быть Королевой Весны и круглой отличницей!
Что должна ответить мама Ксюше? Убедить, что Полина — талантливая актриса, и что тройки на листочке — мудрый педагогический прием учителя? Или честно признать — активность родителей имеет значение для успешности детей в школе? Однако как скажется это неприятное открытие на желании учиться и отношении к более «везучим» одноклассникам?
Если разобраться, за предложением Ксюши вступить маме в родительский комитет скрывается просьба вмешаться и помочь подняться ей на более высокий уровень школьной «иерархии». Психологи настаивают: ребенку важно быть уверенным в могуществе папы и мамы, чувствовать себя защищенным, знать, что родители в любых ситуациях прежде всего исходят из потребностей сына или дочери. Поэтому, чтобы оправдать ожидания школьника, взрослым нужно без страха и сомнений активно отстаивать его интересы.
Нужно поговорить с учителем о том, что девочка чувствует себя недооцененной в коллективе, и попросить дать ей более серьезную роль. Возможно, также стоит предложить свою помощь в подготовке спектакля. Что касается отметок, то следует подробнее узнать у преподавателя о критериях их выставления, рассказать о них ребенку. Так вы продемонстрируете ему солидарность, показав, что справедливость может быть восстановлена с помощью конструктивных переговоров и активной жизненной позиции.
Техника на грани фантастики
Стас пришел домой в плохом настроении. Швырнул школьный рюкзак в угол коридора и скрылся в своей комнате.
— В чем дело? — Нина Андреевна подошла к внуку и обеспокоенно осмотрела его — может, заболел?
— Бабушка, все из-за тебя! Я же говорил, что доклад лучше скачать из Интернета! А ты сказала: «Возьми энциклопедию, прочитай в справочнике»...
— А что, плохой доклад получился? Ты такие прекрасные источники использовал — неужели учительнице не понравилось?
— Понравилось, она мне пятерку поставила. Но в конкурсе победил доклад Дениса. Алла Сергеевна сказала, что он лучше, потому что в нем красивые иллюстрации и больше объем. Еще бы, Денис доклад нашел в Интернете и просто распечатал, а я его весь вечер сам писал. Зачем только тебя послушался!
Сегодня оценка выполнения домашних работ во многом зависит от того, скажем, распечатан реферат на цветном или черно-белом принтере, есть ли дома Интернет, какие программы существуют в доступном школьнику компьютере. Требуя от ребенка полной самостоятельности в выполнении заданий, взрослые тем самым снижают его шансы на успех.
Чтобы помочь школьнику продемонстрировать успехи наравне с одноклассниками, для начала стоит научить его самостоятельно использовать все домашние «чудеса прогресса». Если технические возможности ограничены, важно совместно с учеником найти им достойную альтернативу. Например, предложить использовать для оформления доклада тушь, яркие маркеры, трафареты, аппликацию и так далее. Тогда из «отстающих» его работа перейдет в разряд «дизайнерских», что привлечет большее внимание учителя.
Счастливый билет
Семь уроков в школе, подготовительные курсы в институте, вечером занятия с репетитором по английскому языку на другом конце города — в таком режиме одиннадцатиклассницы Юля и Соня живут последние два года. Что делать, поступить в престижный институт сложно! Чем ближе экзамены, тем чаще подруги говорят на эту тему. Девочек очень интересуют истории из жизни знакомых и родственников.
— Я тебе говорила, как моя двоюродная сестра поступила в университет? — интригующе спрашивает Юлю Соня.
— Это та, которая не добрала один балл на дневное отделение, но ей предложили пойти на вечернее и работать лаборанткой?
— Да, это она.
— Повезло ей! Вот дочь маминой подруги закончила школу с золотой медалью, но не смогла никуда поступить, ее срезали на экзаменах.
А ведь многие стали студентами «по блату»!
Для переходного возраста характерны максимализм и нигилизм в сочетании с неуверенностью в себе, поэтому многие старшеклассники относятся к будущему без особого оптимизма. Родителям зачастую трудно убедить их, что не все места в вузе «куплены», что от знаний зависит многое. Между тем позитивный настрой в этой ситуации особенно важен.
Выпускника нужно настроить на серьезную борьбу и совместно выработать оптимальную стратегию. Учесть все возможности — апелляцию, поступление в несколько вузов, институт в другом городе с последующим переводом. Иногда стоит получить среднее специальное образование, чтобы иметь преимущества в дальнейшем. Для воплощения мечты годится любой путь, даже если он не всегда прямой.