...И вообще, чем провинились тараканы? Может, таракан вас когда-нибудь укусил? Или оскорбил ваше национальное достоинство? Ведь нет же... Таракан безобиден и по-своему элегантен. В нем есть стремительная пластика маленького гоночного автомобиля. Таракан не в пример комару — молчалив. Кто слышал, чтобы таракан повысил голос? Таракан знает свое место и редко покидает кухню. Таракан не пахнет. Наоборот, борцы с тараканами оскверняют жилище гнусным запахом химикатов. Мне кажется, всего этого достаточно, чтобы примириться с тараканами. Полюбить — это слишком. Но примириться, я думаю, можно. Я, например, мирюсь. И надеюсь, что это взаимно... (Сергей Довлатов)
Несколько лет назад, покупая что-то на птичьем рынке, я краем уха услышала обрывок разговора покупателя с продавцом:
— А вы уверены, что мой паук станет есть ваших тараканов?
— Еще бы! Да вы возьмите на пробу. Не сомневайтесь — уплетет в один присест...
Я обернулась и увидела на прилавке небольшой инсектарий-переноску, в котором обреченно шуршали, наползая друг на друга, красивейшие мадагаскарские и кубинские тараканы, рекомендованные заводчиком как основной рацион для гигантского паука-птицееда.
Мое сердце не выдержало...
Справедливости ради должна сказать, что, будучи страстным любителем насекомых, заводить тараканов я все-таки не собиралась. Квартира моя по количеству обитателей и так является филиалом Ноева ковчега.
Но мне вдруг стало грустно. Я подумала о том, что любое выставленное на продажу животное может пребывать, так сказать, в двух ипостасях: кто-то видит в кролике домашнего любимца, а для кого-то он — аппетитное жаркое. Смешная суетливая курица — это потенциальный ароматный бульон. Лохматая рыжая собака — зимняя шапка. Хорек — пушистый воротник. Ну, и так далее...
Вот и эти милые существа будут отданы на съедение восьминогому мохнатому монстру...
Как там, у Корнея Чуковского? «Чтобы ненасытное чучело бедную крошку замучило!»
Нет-нет, я не призываю идти против природы. Я — здравомыслящий человек и прекрасно знаю, что хищникам положено питаться себе подобными.
Но надо же прислушиваться и к собственным душевным порывам! И пока владелец паука колебался, рассказывая, что его питомец до сего дня «любил исключительно сверчков», я успела расплатиться и забрать всю тараканью компанию...
При слове «таракан» на лицах большинства людей непроизвольно появляется брезгливое выражение. Единственные, пожалуй, в литературе слова, сказанные в защиту этих насекомых, принадлежат Сергею Довлатову, и я их с удовольствием процитировала. Что греха таить, эти постоянные спутники человека, неприхотливые, вездесущие и плодовитые, не слишком желанные гости на его кухне. Причем таракан — существо космополитичное. Забавно, что в России обыкновенных рыжих тараканов называют пруссаками, а в Германии — русскими, то есть некая нежелательность «оккупации» прослеживается даже в названии...
Между прочим, сведения о тараканах относятся к каменноугольному периоду, а это 320 миллионов лет назад! Непритязательность позволила им пережить многие катаклизмы и при этом почти не измениться — факт, уже достойный всяческого уважения! Представляете, первобытный человек засыпал в пещере у костра, укрывшись шкурой какого-нибудь саблезубого тигра, а из укрытий выползали, чтобы полакомиться тем, что осталось после ужина от мамонта, все те же тараканы...
Многим, я думаю, запомнились кадры из кинофильма «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова, где показаны тараканьи бега, свидетельствующие о том, что с помощью этих насекомых (передвигающихся со скоростью свыше 4-х километров в час), хозяева могли зарабатывать деньги. Один из приобретенных мною тараканов немедленно получил кличку Янычар в честь описанного Булгаковым быстроногого собрата. Тараканьи бега были придуманы владельцами постоялых дворов как зрелище, альтернативное лошадиным скачкам. Их устраивали для бедняков, поскольку ипподромы с чистокровными скакунами были по карману только богатым, тараканы же водились повсюду в изобилии. Сейчас это развлечение возрождено в некоторых клубах и пользуется, как ни странно, успехом как раз у наиболее обеспеченных людей...
Отряд таракановые (Blattaria) насчитывает более трех с половиной тысяч видов, и около 80% их обитает во влажных лесах тропической зоны. У самых крупных из них длина туловища до 12 сантиметров, самые маленькие достигают лишь нескольких миллиметров. Многие из них крылаты и способны к перелетам.
Надо сказать, что великолепные гигантские выходцы из Кубы и Мадагаскара, прекрасно чувствующие себя в качестве домашних питомцев, совершенно непохожи на наших надоедливых рыжих усачей. Этих пикантных насекомых уже давно выбрали для содержания те, кто не рассматривает их как деликатес для змей, ящериц или пауков.
И все-таки прежде, чем завести тараканов, я бы посоветовала учесть собственные психологические особенности.
Если вы — «жаворонок» и имеете привычку просыпаться и ложиться рано, то присутствие этих насекомых в доме вам не помешает, но и радости особой не доставит, поскольку активны они только в темное время суток, а днем спят, забившись под какую-нибудь корягу. Если же вы, напротив, любите засидеться допоздна над книгой или за приятной беседой с друзьями, то шуршание, производимое тараканами, наверняка покажется вам весьма уютным и захочется «подглядеть», чем же они там занимаются? Ночью тараканы пиршествуют, общаются, исследуют территорию, и инсектарий «ходит ходуном», становясь похожим на метро в час пик...
Вообще же тараканы среди насекомых — как кактусы среди растений. Я имею в виду, что про них спокойно можно забыть на некоторое время. Абсолютно без еды тараканы могут жить около 40 дней (это, конечно, не означает, что вы должны морить их голодом, но если вам предстоит кратковременный отъезд, они будут прекрасно себя чувствовать, имея в арсенале всего лишь ломтик огурца, кусок банана и емкость с водой). В экстремальных условиях тараканы переходят на поедание всевозможной органики, так как благодаря живущим в их кишечнике бактериям способны переваривать практически любую пищу.
Создать подходящие условия для проживания тараканов совсем несложно. Инсектарий необходимо закрывать плотной крышкой из мелкой сетки. Тараканы любят пить воду, поэтому в их жилище обязательно наличие поилки. Поскольку в дикой природе экзотические тараканы живут в тропическом климате, необходимо обеспечить такие же условия в неволе. Ночью температура в террариуме должна быть не ниже +18 градусов, днем +25. Этого можно добиться с помощью обогревательной лампы. Влажность нужно поддерживать в пределах 70 %, для этого придется каждый день опрыскивать «домик» таракана. Дно инсектария должно быть усыпано грунтом и мелкими камнями. Слой грунта должен быть таким, чтобы в него можно было легко зарыться, не повреждая панцирь. Так как тараканы — ночные животные, а днём обычно прячутся в различных укрытиях, положите в инсектарий куски коры, камни, опавшие листья. Мои тараканы, например, облюбовали «купол» из половинки кокосового ореха — и темно, и прохладно, и эстетично. Тараканы неприхотливы и едят практически все — овощи, фрукты, варёное мясо, яйца, сыр, хлеб, так что содержание этих насекомых не требует никаких усилий и кормить их можно «с барского стола».
Принято считать, что сбежавшие насекомые в наших квартирах не приживаются, но все-таки старайтесь не рисковать, слишком часто вынимая их из инсектария.
Кубинский крылатый таракан (или Блаберус) очень красивое и изящное теплолюбивое насекомое, вырастающее до 10-ти сантиметров. Его еще называют «архимандритом» за сходство сложенных крыльев с сутаной служителя культа или «мертвой головой» за рисунок на спине, напоминающий череп. Мадагаскарский таракан, достигающий 8-ми сантиметров в длину, назван так по месту его обитания. Тело его одето в плотный, но гибкий панцирь, крылья редуцированы. Второе название — «шипящий» — дано за звуки, довольно громко издаваемые, напоминающие шипение змеи и являющиеся средством защиты от многочисленных врагов. Несмотря на эти грозные звуки, издаваемые резким выдыханием воздуха из дыхалец- отверстий, расположенных вдоль брюшка, животное абсолютно безобидно.
Надо отметить, что мадагаскарский таракан довольно быстро привыкает к рукам и, понимая, что никакой угрозы вы для него не представляете, утруждать себя шипением перестает.
Между собой самцы тараканов иногда устраивают турниры. На теле у них имеются небольшие «рога» — выросты панциря. Два соперника «бодают» друг друга и пытаются выпихнуть за некую черту, как борцы сумо, пока кто-нибудь из них не удалится. Бой сложно назвать ожесточенным, жертв не бывает, а наблюдать за ними в этот момент — одно удовольствие.
Кубинский и мадагаскарский тараканы прекрасно уживаются вместе, благодаря беззлобному, кроткому нраву и одинаковым условиям содержания в инсектарии. Продолжительность их жизни колеблется от 2-х до 5-ти лет. С момента приобретения на рынке моих первых тараканов в инсектарии появилось уже третье поколение. Тараканы отлично размножаются в домашних условиях. Достигая половой зрелости (в возрасте одного года), самка откладывает яйца, помещенные в специальные капсулы удлиненной формы — оотеки, из которых вылупляются сразу 20-30 маленьких тараканов. Выходящие из яйца личинки внешне похожи на взрослых, только чуть темнее окрашены, а «кубинцы» лишены крыльев.
В процессе развития личинка линяет 5-9 раз (очень красивое, кстати, зрелище, потому что, выбираясь из старого покрова, она какое-то время сохраняет трогательный белый цвет), увеличивается в размерах и, наконец, становится взрослой, способной к размножению особью.
Тараканы в домашних условиях, на мой взгляд — идеальное соотношение легкости содержания и приятности наблюдения. Так что позволю себе пойти дальше Довлатова и предположить, что с ними реально не только примириться (все-таки, он имел в виду «кухонных обитателей»), их вполне можно полюбить! Во всяком случае, я ни разу не пожалела, что оказалась невольным свидетелем той сцены на рынке, и что сейчас на моем столе деловито шуршат крыльями и перебирают лапками, ожидая, когда же я потушу свет, мои усатые питомцы, не снискавшие повсеместной человеческой любви, иногда незаслуженно обижаемые, но такие симпатичные, независимые, оригинальные и безобидные насекомые — тараканы.