Мальчишка-первоклассник 24 часа в сутки представляет себя пилотом звездолета. Девочка-подросток отказывается носить платья, юбки и блузки — признает только мальчиковую одежду. А талантливый семиклассник считает, что задачи по алгебре гораздо удобнее решать в тетради по русскому языку. Иногда ребенок ведет себя настолько странно, что родители не знают, как на это реагировать. А что думают о детских странностях психологи?
В мире фантазий
Помните известную книгу "Малыш и Карлсон"? Это, конечно, сказка, но в ней очень точно отображено состояние души одинокого первоклассника. У родителей не хватает для него времени, собаку ему не покупают, а отношения с друзьями не складываются. Вот он и уходит в мир фантазий, придумывает себе идеального друга, который принадлежит только ему. В жизни очень часто такое бывает.
Взрослые говорят про такого ребенка, что он странный, что он постоянно врет, волнуются: все ли в порядке с его психикой? На самом деле вечное пребывание ребенка в фантастическом мире, катание на звездолете или круглосуточные разговоры с вымышленным существом свидетельствуют о том, что в реальном мире ребенку плохо, а как решить свои проблемы, он не знает, да и не верит, что их можно решить. В этом случае родители должны поговорить с ним и предложить свою помощь. Может, проблема-то решается просто, а ребенок страдает! Главное, проявить доброжелательность и постараться понять ребенка, успокоить его, обнадежить! Пусть реальный мир повернется к нему хорошей стороной!
Подростковые странности
У подростков все намного сложнее. Подростковый возраст — всегда возраст странностей, даже у самого образцового ребенка. Однако эти странности жизненно необходимы! В подростках просыпается творческое отношение к жизни: они исследуют мир, ищут в нем новые пути и часто находят проблему там, где взрослые ее не видят. Вот, например, семиклассник задумывается: "Имеет ли смысл заниматься математикой в тетради в клеточку?" Цифры он и так хорошо пишет, а в тетради в линейку помещается намного больше информации, и записи выглядят аккуратнее: все на своей строке! А может, так действительно целесообразнее?
Представьте себе, что было бы, если бы подростки послушно следовали нашим традициям и передавали их из поколения в поколение. Прогресс бы остановился, и ничего нового никто бы никогда не изобрел. Поэтому есть огромный смысл в том, что у детей в 11-15 лет появляется жажда поиска, что они пробуют новые, необычные варианты поведения. Конечно, будет много глупостей и ошибок, но вдруг попадется что-то более эффективное, чем традиционный вариант? Тогда то, что когда-то было странностью, выведет людей на новый виток развития.
Не так давно казалось странным, что девушки ходят в брюках, а юноши носят длинные волосы. А еще раньше, в начале двадцатого века, в бедных семьях странными считали подростков, которые читают книги. Родители беспокоились: "Сын должен слушаться отца, а он читает! А вдруг, начитавшись мудрых мыслей, он перестанет уважать родителей?" Опасения были не напрасны: читающий ребенок начинал критически относиться к приказам отца, в его жизни появлялись более важные авторитеты. Современные родители совсем другого мнения: "Пусть читает сколько угодно! Мы будем только рады, если сын возьмется за книги вместо того, чтобы целый день сидеть за компьютером!" Возможно, лет через сто наши далекие потомки скажут о своих детях: "Мы будем счастливы, если сын хоть час в день посидит за компьютером! Весь дом обставлен компьютерами, а сыну на них наплевать! Может, он у нас ненормальный?" Поэтому то, что сейчас кажется странностью, вполне возможно, когда-нибудь будет традицией.
Конечно, многие родители обеспокоены слишком эпатажным поведением своего ребенка и задают себе вопрос: "А не сумасшедший ли он?" Тут нужно разобраться, когда родителям следует волноваться и спасать ребенка, а когда можно расслабиться и все пустить на самотек. Подросткам свойственны акцентуации характера. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Подросток становится очень уязвимым к одним воздействиям и необычно устойчивым к другим. Например, он совершенно не боится вызывать на себя гнев учительницы и в то же время стесняется обратиться к однокласснику с самой обычной просьбой. Кроме того, у подростков возникает много предрассудков, связанных с одеждой: девочки могут отказаться носить пальто, шапки — все, что, с их точки зрения, выглядит "старушечьим", и тщательно подбирать себе только молодежную одежду. "Какая у тебя бабская кофта!" — это для девочки-подростка самое большое оскорбление. И это касается не только улицы. Например, одна семиклассница отказалась дома носить тапочки и ходит по квартире исключительно в туфлях на каблуках.
Где граница между нормой и патологией? Обычно это определяется способностью адаптироваться в обществе. Если подросток при всех своих странностях может учиться в школе, заводить друзей, общаться со взрослыми, ходить в магазины, то его странность не столь опасна. Пройдут годы, и он станет обыкновенным взрослым, таким же, как мы. Если же подросток настолько необычен, что вышеперечисленные виды деятельности затруднены, то отклонение в его характере вышло за пределы допустимого, и потребуется помощь специалиста.
Какие бывают странности?
Шут гороховый
Миша не может спокойно слушать учителя на уроке, он постоянно вставляет реплики, насмехается над учителем. Как-то на уроке литературы ребята читали комедию "Ревизор". Там была такая сцена. Хлестаков, закончив завтракать, спрашивает: "Как называлась эта рыба?" Ему отвечают: "Лабардан-с". После урока литературы был урок биологии, и там как раз проходили рыбу. И вот, когда в классе наступила полная тишина, а учительница дошла до самого сложного места, Миша поднял руку:
— Ольга Борисовна, скажите, пожалуйста, а есть такая рыба Лабардан-с?
Класс с интересом наблюдал за реакцией учительницы, а Миша был счастлив, что внес веселую ноту в стандартный ход урока.
Как-то раз на уроке химии учительница объясняла ребятам, что такое насыщенный раствор. Она говорила, что вещество в насыщенном растворе больше не может растворяться и выпадает в осадок. После химии был урок географии. Учительница географии объявила:
— Сегодня урок у нас будет очень насыщенным!
Миша крикнул с места:
— Вы хоть знаете, что такое "насыщенный"? Это в котором больше ничего не растворяется!
— И кто-то выпадет в осадок! — добавил другой озорник.
Учительница не поняла юмора и растерялась, а Миша был рад снова развлечь одноклассников.
Родители уже устали бороться с Мишей, на которого жаловались все учителя. "Может, он у нас ненормальный?" — спросила мать в отчаянии.
Нет, он нормальный. Миша так самоутверждается, чтобы преодолеть свои многочисленные комплексы. Он хочет немного насолить взрослым, перед которыми чувствует себя маленьким, беззащитным ребенком. В студенческие годы он станет уверенным в себе, а значит, отпадет необходимость что-то доказывать.
Плакса-вакса
— Как не стыдно? Такой большой мальчик и плачет! — часто осуждают Леню учителя, а он начинает плакать еще больше.
Действительно, четырнадцатилетний Леня своим поведением всех пугает. Стоит его чуть-чуть покритиковать, как он начинает ругаться, скандалить, а потом все это оборачивается слезами.
У Лени незаурядный ум и много талантов, но его нервная система совершенно неуравновешенна. Леня бывает очень веселым и разговорчивым, но его настроение может измениться буквально за минуту, если собеседник нечаянно заденет одну из его болезненных тем. А таких тем у Лени много, начиная от внешности и кончая его отношениями с отцом.
У Лени адаптация нарушена, и ему требуется помощь специалиста. Скорее всего, в детстве он перенес психологическую травму. Родителям показалось, что он ее забыл, однако в подростковом возрасте ее последствия снова проявились. Сейчас настало время по-взрослому поговорить с мальчиком и разобраться в его старых переживаниях. Пусть, наконец, он сядет и выплачет все, что в детстве не смог выплакать. Не надо его останавливать, пусть он выразит свои эмоции полностью. Только когда он найдет и осознает истинную причину своих слез (это может быть развод родителей, катастрофа, предательство близкого человека и пр.), он перестанет видеть трагедию в обычных жизненных ситуациях и перестанет плакать.
Непризнанный гений
Андрей всей душой ненавидит обывателей. Его выводят из себя разговоры о магазинах и зарплатах, дачах и обедах. О чем он говорит? Как правило, об альфа-частицах, о пи-мезонах или, на худой конец, о затменно-переменных звездах. Эти разговоры мало кто может поддерживать, поэтому Андрей ни с кем не общается, считая всех людей существами низкого уровня. Однажды, когда Андрея угостили округлой конфетой в золотистой обертке, они долго крутил ее в руках и вдруг спросил:
— Как вы думаете, какой математической формулой можно описать эту конфету?
Никто ничего не ответил, и тогда Андрей сказал, проведя пальцем по конфете:
— Это парабола. Фигура вращения.
Андрей очень одинок и, в то же время, презирает всех. Почему? Для многих подростковый возраст — это возраст открытия самого себя: "Вот, оказывается, как глубок мой внутренний мир! Чего там только нет! Я, наверное, гениальный!" В это же время может произойти обесценивание других людей: себя-то подросток видит изнутри, а других снаружи, а это все равно что сравнивать прочитанную книгу с обложкой непрочитанной. Увидеть в другом человеке внутренний мир подросток пока не способен: ему хочется, чтобы понимали его, но он совсем не готов понимать других.
В то же время Андрей испытывает сложности в общении со сверстниками. Он "какой-то не такой", его игнорируют, не принимают в компанию. Именно поэтому он выработал защитную тактику: "Это не они меня отвергают, это я их презираю! Кто сказал, что они не хотят со мной общаться? Это я не хочу с ними общаться — с этими жалкими обывателями!" И Андрей всеми силами поддерживает имидж гордого ученого-отшельника. Как ему помочь? Можно напомнить ему басню Крылова: "Свинья под дубом". Там мораль такая: "Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды". Однако то же самое можно сказать о труде так называемых "обывателей". Андрей испытывает презрение к этим скромным людям, в то время как сам ежедневно пользуется плодами их труда: обедает, одевается, пользуется вещами, купленными в магазинах. Только он этого не замечает, потому что думает об альфа-частицах. Надо ему объяснить, что у других людей тоже есть внутренний мир, они тоже много чего знают, просто существует культура общения. Например, воспитанный человек не будет на празднике вычислять формулу конфеты, пытаясь таким образом унизить других.
Маменькин сынок
Артем в свои тринадцать лет вдруг впал в полную зависимость от мамы. Мама должна была всюду его провожать и встречать. Почему? Оказалось, он всего боится. Боится один идти по улице. Боится продавщицу: он может отстоять очередь в магазине и в последний момент уйти, потому что ему страшно вступать в разговор с продавщицей. Он боится брать телефонную трубку: "Мама, сама подходи к телефону, я не хочу!" В присутствии мамы он никогда не отвечает на вопросы. Например, встречают они на улице знакомых. Артема спрашивают:
— В каком классе ты учишься?
Он вопросительно поднимает глаза на маму, и мама отвечает за него. Если Артем идет куда-то один и случайно видит знакомых, он просто сворачивает с дороги, чтобы не вступать в разговор.
У Артема нарушена адаптация в обществе, и помощь психолога ему нужна. Такие проблемы бывают у некоторых подростков. Это связано с тем, что в подростковом возрасте общение с людьми приобретает слишком большое значение. Подросток оценивает свои способности общаться, постоянно анализирует свои и чужие слова и приходит к выводу, что людям он не нравится, что он ведет себя нелепо и смешно. Если раньше он что-то говорил автоматически, например: "Два килограмма сахара, пожалуйста!" — то теперь он обдумывает каждую свою интонацию, каждое слово. У него создается впечатление, что вся очередь на него смотрит, все его оценивают, и если он, не дай бог, обратится к продавщице не с той интонацией, все подумают: "Ну и дурак!" То, что людям в очереди нет до него никакого дела, Артем поверить не может. Кроме того, в свои тринадцать лет он вдруг заметил, что рядом есть девушки, и это тоже его смутило. Если раньше девушка, стоящая перед ним в очереди и пахнущая духами, не производила на него никакого впечатления, то сейчас у Артема все сосуды начинают пульсировать, голова кружится, щеки краснеют. Ему кажется, что девушка все это замечает и в душе смеется над ним. И он бежит из очереди в панике.
Как помочь Артему? Во-первых, надо объяснить ему, что люди думают о нем гораздо меньше, чем ему кажется. Во-вторых, его интонациям никто не придает значения, а вот если он будет хвататься за маму и прятаться от людей, это действительно произведет негативное впечатление. И в-третьих, пусть он немного ослабит самоконтроль и даст себе право на ошибку. Ну, ляпнул что-то не то, начал заикаться у прилавка — ну и что? Можно иногда показаться и смешным, и глупым. А если девушка понравилась, то это вообще замечательно! Значит, Артем — нормальный мужчина! Психолог может организовать небольшой спектакль и дать там Артему комическую роль: "Тебе особое задание! Стань смешным! Ты должен играть так, чтобы все не сводили с тебя глаз и постоянно смеялись!" Вот тут-то Артем задумается: "А легко ли это — привлечь внимание, а уж тем более рассмешить людей?" Во время этого спектакля Артем испытает новые чувства: "Люди смеются и радуются, глядя на меня! Это так приятно! Обидно только, что рассмешить их слишком трудно!"
Внутренний мир нараспашку
Это далеко не полный набор странностей, которые присущи подросткам. Однако есть во всем этом нечто общее, а именно яркая демонстрация себя, своего внутреннего мира. Каким бы ни был подросток, он всегда ищет понимания, сочувствия. То, что подростки замкнутые — это заблуждение. На самом деле нет более открытых людей. Вызывающая одежда, вызывающие манеры, демонстративные поступки: "Смотрите, какой я!" А еще снаружи находится вся символика: по костюму подростка видно, какую музыку он любит, за какую футбольную команду болеет, к какой группировке принадлежит, чем увлекается. "Я пришел к вам, люди! Смотрите на меня, примите меня и оцените меня по достоинству!"