Ваш ребенок страшно боится прививок и устраивает настоящие истерики перед процедурным кабинетом в поликлинике? Но ведь так было не всегда! Наверняка, когда впервые медсестра делала малышу прививку или брала на анализ кровь, ему даже не приходило в голову сопротивляться, капризничать и кричать надрывным голосом. Так что же произошло?
Однажды испытав неприятные ощущения, ребенок сохранил яркие воспоминания о них. И если буквально несколько десятилетий назад врачи считали, что маленький человечек не запоминает боль или то, что причинило ему малейший дискомфорт, то современная медицина утверждает обратное: детский организм очень остро реагирует на любые возбудители эмоций и ощущений, поэтому надолго сохраняет воспоминания о них.
В первые три года жизни любые переживания захватывают кроху целиком. И боль не является исключением. Однажды испытав ее всем своим существом, ребенок не хочет повторения, он инстинктивно защищается от боли — начинает ее бояться. Именно так в детском возрасте у человека формируются фобии.
По мнению психологов, первое воспоминание о боли у многих людей связано с уколами и врачами. Зрительные образы, чаще всего сохраняющиеся в памяти людей, — шприц с острой иглой и врач в белом халате. Ощущения — страх и запах антисептика. И страх тем сильнее, чем чаще повторялись в детстве подобные картины.
Многочисленные прививки, большинство из которых приходится на первые годы жизни ребенка, забор крови для плановых анализов или болезненные манипуляции, связанные с вынужденными обследованиями — все эти события оставляют глубокий след в душе малыша. А в итоге около 85% взрослых людей вовремя не обращаются за помощью к специалистам из-за страха вновь испытать боль.
Но ведь многих этих неприятностей с легкостью можно избежать. В европейских странах проблему решили еще в 80-х годах прошлого столетия, когда в широкую медицинскую практику был введен препарат-анестетик для местного применения ЭМЛА. Его наносят на чистую сухую кожу довольно толстым слоем примерно за 15-20 минут до любой инъекции или от 20 до 60 минут до проведения других поверхностных манипуляций на коже, затем накладывают окклюзионную повязку. После ее снятия обезболивающий эффект сохраняется в течение 2 часов. Так что уколы и небольшие поверхностные манипуляции не доставляют сильного дискомфорта и боли, поскольку анестетик снижает болевые ощущения, тем самым помогая справиться и со страхом.
За рубежом уже успело вырасти целое поколение людей, которые не испытывают ни малейшего страха ни перед болезненными уколами, ни перед теми, кто их делает. В частности, поэтому в Европе более востребованными оказываются и такие дерматокосметологические процедуры, как дермобразия, мезотерапия, электроэпиляция и многие другие способы приведения себя в прекрасную форму, некогда считавшиеся чрезмерно болезненными. У нас же эти возможности косметологии помочь нам сохранить красоту и привлекательность до сих пор вызывают священный ужас — страх испытать боль.
В российских аптеках препараты-анестетики для местного применения появились не так давно. В больницах же и поликлиниках они до сих пор считаются роскошью. Поэтому многие мамы, заботясь о душевном комфорте своих малышей, покупают эти средства самостоятельно и применяют их перед болезненными процедурами. (Крем отпускается без рецепта врача. Перед применением препарата обязательно ознакомьтесь с полной инструкцией по применению.)
Отсутствие неприятных ощущений защищает ребенка от самой возможности испытать страх. А это залог того, что малыш ни сейчас, ни в далеком будущем не потеряет доверия к врачу в белом халате.