Люди, пережившие в прошлом серьезный денежный дефицит или проблемы в материальной сфере, могут в дальнейшем жить, придерживаясь прежнего сценария, как будто их кошелек является источником проблем, а не удовольствий. Страх нужды записывается в памяти настолько сильно, что со временем проявляется в образе жизни женщины. На эту тему рассуждает психолог Анетта Орлова.
Считается, что при снижении заработка женщина прибавляет в весе, по всей видимости в области бедер и талии, как будто защищаясь от собственного страха. Вообще сильный страх остаться ни с чем выражается у всех по-разному.
Одно из возможных проявлений — это крайний трудоголизм. Он, кстати, признан одной из форм доброкачественной агрессии, то есть такая реакция присуща активным, жизнелюбивым и целеустремленным женщинам. Женщины, испытавшие в детстве материальную нужду, во взрослой жизни начинают очень много работать. Заработок у них выдвигается на первый план. И главный мотив их постоянной занятости — не допустить повторения ситуации с материальным голодом. Такие женщины начинают контролировать все пространство вокруг, они многого добиваются, но часто приобретают мужские черты характера.
Есть и другое проявление этого страха. Люди, пережившие коллизии с материальным благосостоянием, любыми средствами начинают искать источники дохода. Чаще всего это люди, не стремящиеся нагружаться, они пытаются найти источник для выживания не внутри себя, а во вне. Представителей этого типа вы наверняка встречали. Они говорят о том, что нигде нет работы, что по возрасту они не подходят, готовы без конца нудеть и ворчать, но при этом, если им предложить работу, например, кассира в метро или зрителя в телевизионной массовке, будут ухмыляться и говорить, что эта работа не для них. Такие дамы надевают на себя маску несчастного человека, вживаются в роль жертвы. Этакие обиженные судьбой люди, у которых якобы просто нет возможности заработать — нет способностей, средств и удачных обстоятельств, чтобы начать получать хорошие деньги. Такой человек постоянно находится в поисках какого-либо ресурса: пишет в конкретные инстанции, получает субсидии, плачется родственникам и кидается просьбами о помощи направо и налево. Особенно жестоко они включаются в борьбу за наследство. Этот жертвенный образ иногда молниеносно превращается в образ преследователя, которого могут испугаться и работодатель, и судебные приставы и те, кто делит с ними квартирные метры.
Еще один типаж — люди, которые боятся потерять все, что они когда-нибудь заработают. Часто такой страх бывает у потомков репрессированных или раскулаченных. На генетическом уровне эти люди помнят о том, что быть богатым в семье — опасно для жизни, вследствие чего проявляют леность и незаинтересованность в сфере материальной реализации, а окружающие не могут понять, где же корни этого поведения. Такие люди даже не пытаются заработать, полагая, что "раз у них все равно ничего не получится", то и незачем даже пытаться.
Иногда человек много зарабатывает — и при этом моментально тратит все деньги, делая это совершенно неконструктивно. Шопоголиком его не назовешь. Женщина с удовольствием может потратить ползарплаты на сумку из последней модной коллекции, а потом экономить на кефире. Причина столь нелогичных поступков кроется в раннем возрасте: в детстве эти люди были обделены какими-то возможностями, не могли себе позволить то, что было у ровесников. Вырастая, такая женщина хочет возместить свои детские желания, она по-прежнему чувствует себя маленькой девочкой, которая гуляет мимо витрин с недосягаемо дорогими игрушками, и пытается сейчас купить самое невозможное. Далеко за примером ходить не надо: одна моя знакомая, девушка 23 лет — типичная импульсивная покупательница. В детстве ее семья переехала в Россию из Казахстана и значительное время, до тех пор пока не получили квартиру, они жили в общежитии. Не хуже других, но, понятное дело, достаточно скромно. Через несколько лет дела пошли в гору: родители стали хорошо зарабатывать, моя героиня отправилась получать высшее образование. С первого же курса она начала подрабатывать. Похвальное стремление к материальной самостоятельности обернулось наплевательством к учебе, но и к финансовой независимости не привело. В день зарплаты организовывалось нашествие в торговый центр — и денег как ни бывало! Примечательно, что купленные вещи были дорогими: элитная косметика, одежда из бутиков. Сейчас моя знакомая трудится на двух работах, зарабатывает в два раза больше, чем ее ровесницы, и при этом умудрилась повесить на себя 4 (!) кредита на самые обыкновенные вещи! Человек не может накопить на первый взнос на малолитражную машину, что уж говорить о крупной сумме...
Страх женщины перед тем, что она останется без денег, усиливается следующими факторами: негативный опыт в ее прошлой жизни (необеспеченная семья) и полная материальная зависимость от мужа (супруг — единственный источник дохода в семье, а женщина не зарабатывает или не имеет профессии).
Страх будущего связан с тем, что мы любую неожиданность воспринимаем как негативный факт — что-то может случиться, а мы будем бессильны. Сегодня материальный ресурс — это не роскошь, а средство к существованию. Это гарантия более качественных услуг (образование, медицина, питание) и, как следствие, более безопасной жизни. Потребность безопасности, защищенности у человека — вторая по значимости после первичных физиологических (голод, жажда, сон, секс), так называемых базовых потребностей. Так что набор "квартира, работа, круг друзей, взаимоотношения с родителями и детьми" — это вклад в свое личное спокойствие.