Да, говорить с ребенком о его теле можно и нужно с рождения. Если вы немного опоздали — не страшно. Главное — помнить, что разговоры о сексуальности нужны для безопасности ребенка, для того, чтобы он мог относиться к себе как к хорошему и нужному, а к своему телу — как к нормальному и ценному. А еще правильные ответы на вопросы ребенка создают отношения доверия между ним и родителями, которое очень понадобится в подростковом возрасте.
Сексуальность — это не только способность или желание заниматься сексом. Сексуальность дается от рождения и даже раньше, это весь чувственный опыт. Просто сексуальность имеет разный смысл на разных этапах развития человека. Детская, инфантильная сексуальность и взрослая, зрелая очень отличаются.
Взрослых возмущает детское сексуальное поведение (например, разглядывание частей тела друг друга), потому что взрослые вкладывают в это свой смысл. Но подобное детское поведение — это обычно лишь наивность и любопытство, а не желание вступить в половую связь или получить оргазм.
Прикосновения относятся к базовым потребностям человека (наравне с утолением жажды, голода, потребности в защите и безопасности, а также любви). Младенцы понимают, что их любят, и впитывают этот опыт, когда родитель держит их на руках, гладит и обнимает.
И взрослым хочется тискать младенцев, для них это тоже важный чувственный опыт. То, как это проявляется, зависит от собственного детского опыта физического контакта с родителем. Психологически здоровый родитель очень четко отличает физический контакт, который полезен ребенку, от вредного взаимодействия.
К вопросам сексуальности относятся:
- первый и последующий опыт телесного контакта с родителем (объятия и пр.);
- информация о том, как происходит размножение;
- различия между мужчинами и женщинами;
- самоощущение ребенка как мальчика или девочки;
- отношение к своему телу;
- особенности ухода за телом и знания о нем (о том, как называются половые органы, как мы устроены и пр.);
- семейные сексуальные ценности (отношение к наготе в семье, телесный контакт, секс до брака, планирование семьи и пр.);
- передача детям родительских воззрений на отношения между мужчиной и женщиной, о месте в обществе мужчины и женщины, гендерных стереотипах и др.
Когда речь заходит о сексе и сексуальности, у родителей в основном возникают два страха:
- Если я начну говорить о сексуальности слишком рано, не пробудит ли это у сына или дочери излишний интерес к теме?
- А вдруг будет слишком поздно, и он/она уже узнает искаженную версию от друзей (посмотрит порно, забеременеет в 15 лет, займется небезопасным сексом и пр.).
Давайте разберемся с этими вопросами: узнаем, зачем говорить, когда говорить и главное — что говорить.
Прежде чем говорить о сексе с ребенком, поговорите с собой
Почитайте ниже о том, как говорить о сексуальности с детьми разного возраста, и прислушайтесь к своим реакциям. Что вызвало у вас возмущение, негодование, гнев, смущение, резкое отрицание? Если вы на что-то среагировали достаточно остро, имеет смысл задуматься: "Что это значит для меня лично?" — часто в этом месте ваша болевая точка. А значит, и точка личностного роста и развития.
Не воспитывайте "от противного". Иногда, если в собственном детстве у родителей был негативный опыт, связанный с половым воспитанием (например, их родители были слишком открыты и навязывали детям сексуальные темы, пытались узнать подробности их интимной жизни, или наоборот — все сексуальные темы были строгим табу в доме), то, став родителями, эти люди говорят себе: "Только не так, как меня воспитывали!". И впадают в другую крайность. Если с ними были слишком открыты — табуируют тему. Если с ними молчали — навязывают тему слишком явно. Поэтому вспомните, как это было у вас, и постарайтесь избежать крайностей и воспитания "от противного".
Только вы определяете тот объем информации, который будете давать ребенку по вопросам пола, и те ценности, которые хотите ему привить. Важно обсудить друг с другом то, что вы считаете важным донести до него. Также это напрямую зависит от той культуры, в рамках которой вы воспитываете малыша. Есть вещи, обусловленные семейными ценностями (скажем, отношение к сексу до брака, к самому браку и др.), а есть моменты, которые могут помешать мальчику или девочке сформировать здоровую сексуальность (запреты на мастурбацию, например).
Для ребенка полезно, если информация о сексе поступает от обоих родителей. Так он понимает, что такие разговоры нормальны, и сможет в будущем обсуждать темы секса со своим супругом, а не только с друзьями или подругами, а также свободно говорить со своими детьми, какого бы пола они ни были.
Дальше приведены общие ориентиры, учитывающие особенности психосексуального развития детей в разные возрастные периоды. В каждой семье будет своя индивидуальная ситуация, на которую сильно влияют культурные традиции и семейные ценности.
Около 16-й недели беременности у плода мужского пола наблюдают эрекцию (это раньше способности дышать!).
Ребенок до 2 лет: называем половые органы правильно
Сексуальное воспитание начинается с младенчества. Дети узнают, что их любят, через прикосновения. Объятия, ласка, поцелуи очень важны, как и разговоры, общение.
Малыш еще до года обнаруживает, что у него есть разные части тела, в том числе мальчики около 7–8 месяцев находят свой пенис, а девочки около 9–10 месяцев — вульву.
Младенцы в возрасте от семи месяцев начинают активно познавать свое тело, они трогают разные части: уши, пальчики ног, нос, половые органы. Вас ведь не смущает, если малыш ощупывает пальцы на ногах, для него пенис — такая же часть тела. Он просто познает его, исследует. Он не пытается получить оргазм, он не одержим сексом, у него нет повышенной сексуальности. Это лишь попытки понять, узнать, изучить самого себя.
Что говорить. Малыш изучает себя, родители комментируют: "Это твой пенис", "Приятно прикасаться ко всем частям тела". Затем наденьте подгузник или оставьте ребенка исследовать пенис на какое-то время без подгузника (как вам комфортнее). Так вы учите малыша, что на его теле нет плохих и хороших мест, что все части тела хорошие и достойны внимания. А себя приучаете говорить о сексуальности свободно.
Особенности подачи информации. Говорите о половых органах в контексте бытовых ситуаций (при подмывании, туалете, если он обратил внимание и пр.). Называйте половые органы корректно, без слов-заменителей.
Как отвечать на вопросы ребенка 2-3 лет
В этом возрасте появляется интерес к вопросам пола. Дети замечают различия полов. И это не просто нормально, а хорошо, ведь ребенок исследует мир, познает его, а человек и отношения с ним — это самое важное. Кроме того, это возраст почемучек, и малыши задают много вопросов о своем происхождении, о различии мальчиков и девочек, о том, как все устроено.
И это отличная возможность, чтобы начать базовое сексуальное воспитание без специальных лекций, ведь темы возникают каждый день, главное — их замечать.
К трем годам малыш уже усваивает роли для разных полов, которые транслирует окружение: все стереотипы про машинки и куклы, розовый и голубой цвета и любые другие шаблоны.
Самые частые вопросы: как на них ответить?
"Как я родился?" — Отвечая на этот вопрос, сначала уточните, что именно ребенок хочет узнать. Иногда это вопрос о том, какая была погода на улице, так что не торопитесь с подробностями. Уточняйте.
"А где я был?" — И снова уточняйте, про что вопрос. Если поняли, что это про конкретное место внутри матери, то можно сказать: "Ты рос в специальном мешочке внутри маминого живота".
"А как я оттуда вылез?" — "Через специальное отверстие, которое есть у каждой женщины".
"А как именно?" — "Врач помог тебе выбраться, когда пришло время".
"Покажи это отверстие". — Не показываем на себе, а рассказываем. Можно схематично нарисовать. Никаких реалистичных картинок или видео. "Это отверстие между анусом (отверстие, откуда люди какают) и уретрой — малюсенькой дырочкой, откуда женщины писают".
"Как я туда попал?" — И снова уточните, о чем вопрос. Также для начала спросите, что сам малыш об этом думает. Далее развенчивайте мифы и нереалистичные представления, если таковые у него имеются.
Сказать можно примерно следующее: "У мамы есть маленькая клеточка, она называется яйцеклетка. А у папы много других клеток — сперматозоидов. Яйцеклетка соединяется со сперматозоидом и получается зародыш. Зародыш растет внутри специального мешочка у мамы и через девять месяцев рождается ребенок".
Особенности подачи информации
- Сначала уточняйте, что именно интересует, потом отвечайте конкретно на вопрос.
- Говорите просто, понятно, четко.
- Следуйте за интересом ребенка, не говорите лишнего.
- Ведете разговоры в контексте бытовых тем.
Дети не знают о сексе, их сексуальность незрелая, не такая, как у взрослого, их интересует просто исследование, познание, информация, чтобы стало понятно. Вы не подадите им пример. Малыш не сможет использовать свое тело так, как взрослый, в силу своего развития.
Если не расскажете вы, расскажут другие. Ребенок найдет, где удовлетворить интерес. И могут рассказать похабно, про извращения, он может узнать о сексе из порнографии, у него может сформироваться отвращение или неправильное толкование, напряжение. Поэтому не ждите до школы, рассказывайте раньше, когда возникают вопросы.
Лучше заранее подготовиться, сформулировать ответы. В 3–4 года ответить на эти вопросы еще не сложно. Чем старше ребенок, тем сложнее начать и тем менее естественными становятся эти разговоры между вами.
Что должен знать о сексуальности ребенок в 3-4 года
В этот период закладывается стойкое ощущение своего пола. Это возраст, когда дети очень любопытны к различиям полов, активно интересуются темой, задают вопросы родителям (если те готовы отвечать). Это самое подходящее время для таких разговоров.
Дети сейчас могут активно примерять на себя роли другого пола. И это как раз тот период, когда стоит начать переодеваться и мыться отдельно разнополым детям и родителям. Ориентируйтесь на излишний интерес ребенка к вашей наготе и его собственное стеснение.
Расширяйте знания о частях тела. Если до этого вы говорили больше о специальном отверстии, месте, давали лишь общие названия, то теперь можно углублять знания об анатомии. А именно:
- Названия частей тела (пенис, мошонка, яички, вульва, вагина, клитор).
- Названия внутренних органов, связанных с репродуктивной системой человека, понимание, что желудок и матка — разные места.
- Основы ухода за половыми органами.
- Отличия мальчиков и девочек.
- Сообщение о том, что половые органы — интимные части. Понятие интимности.
- Понятие допустимых и недопустимых прикосновений. "К твоим половым органам никто не может прикасаться, кроме врача или мамы с папой, если это нужно для лечения". Это важно для сексуальной безопасности.
- Про прикосновения к себе: "Прикосновения к половым органам — это интимное поведение. Ты можешь трогать себя, только когда ты один".
- Общая информация о зачатии и деторождении (соответственно интересу ребенка), о том, что для рождения ребенка нужны мужчина и женщина.
- Информация о том, что заводить детей могут только взрослые.
Ребенку 5-6 лет? Время рассказать о любви
Дети уже точно знают, какой у них пол и что он не изменится в будущем, на него не влияют профессия, длина волос и пр. Они продолжают интересоваться вопросами пола и активно исследуют себя. В этот период у них закладываются основные представления о партнере, моральные принципы, сексуальное здоровье, романтические предпочтения и даже эротические основы возбуждения в будущем.
Основные вопросы и ответы
- Более подробная информация о зачатии и деторождении.
- Информация о любви.
- Отличия детей и взрослых.
- Если вы еще не сделали этого раньше, важно донести информацию о том, что существуют допустимые и недопустимые прикосновения (например, попу в саду воспитатель вытереть может, но гладить тело ребенка не может); что никто, кроме него самого, врачей, мамы и папы при необходимости лечения, не может прикасаться к половым органам ребенка.
7–8 лет: время предупредить искаженную информацию
Если ребенок интересуется подробностями, рассказывайте простым языком. Можете касаться всех вышеперечисленных тем, но на уровне возраста. В период поступления в начальную школу сильно повышается вероятность того, что ребенок узнает о сексе не от вас и получит искаженную информацию.
Помните, что вы передаете сыну или дочери не только информацию о размножении, но и свои принципы, моральные устои, ценности в сфере взаимоотношения полов. Делитесь ими тоже, объясняйте.
9–10: пора поговорить об изменениях тела
В этом возрасте актуальны разговоры об изменениях тела: менструация, поллюции, волосы, гормоны и половые органы. Подчеркивайте, что секс — это хорошо и приятно, но возможно только для взрослых (подростков начиная с... — в зависимости от ваших ценностей).
Так же, как вы учите ребенка, что злиться нормально, но бить людей нельзя, объясняйте про сексуальные желания, что испытывать их нормально и хорошо, но человек всегда в ответе за свое поведение, не должен идти на поводу у чувств, если они противоречат нравственным ценностям.
Пример удачного сценария разговора (для детей от 3 до 5 лет)
— Мама, а откуда я появился?
— Что именно тебе интересно узнать?
— Ну, где я был, пока не родился? Как вообще дети появляются?
— Дети растут внутри маминого живота в особом мешочке, который называется матка.
— А как же еда в животе?
— Еда находится в другом мешочке — желудке.
— А как же ребенок ест?
— К ребенку питательные вещества поступают через специальную трубочку — пуповину.
— А как ребенок попадает в мешок?
— В матку.
— Да, в матку.
— Чтобы ребенок оказался в матке, нужны мужчина и женщина. У мужчины есть очень маленькие сперматозоиды, а у женщины — яйцеклетка. Они соединяются внутри женщины, и получается ребенок. Он растет внутри матки из маленького комочка клеток в настоящего малыша целых девять месяцев.
В следующий раз рассмотрим конкретные вопросы и ситуации.