Взять от школы только полезное, а все остальные предметы просто сдать на минимально допустимый балл — такой подход к учебе в старших классах приобретает все больше сторонников. Проще всего реализовать это на семейном обучении — вот один из примеров. Но и в обычной школе можно и нужно хорошо учиться далеко не по всем предметам, считает психолог Андрей Максимов. В помощь подросткам (которых называет разведчиками) он предлагает ГДЗ по математике или краткое содержание произведений по литературе.
Всех разведчиков можно разделить на две неравные группы.
Те, кто нашел свое призвание.
Те, кому не удалось это сделать, и тогда в одиннадцатом классе они начинают в панике искать уже не призвание, а институт.
О том, как искать и находить призвание, мы уже говорили. Здесь же скажем, что в школе, во всяком случае в средних и тем более в старших классах, относиться одинаково ко всем предметам невозможно, да и не нужно. В старших классах любознательность должна распространяться на те дисциплины, которые необходимы вам для реализации своего призвания.
Какие предметы изучать, а какие — нет
Надо вообще очень хорошо понимать главное. Вы учитесь только для того, чтобы обрести знания, которые помогут вам найти и реализовать свое призвание. Никакой иной цели у образования нет.
Простой пример.
Вы можете купить решебник, в котором можно найти решение любых задач. Или списать решение с сайта ГДЗ — готовых домашних заданий. Также в интернете вы запросто прочитаете краткое содержание всех произведений, которые проходят по литературе. Можно не читать "Капитанскую дочку" целиком и получить пятерку.
Можно всем этим пользоваться или нет? Можно и нужно. Но при одном условии.
Скажем, вы решили стать математиком. Тогда вы не имеете права пользоваться решебником. Вы должны сами научиться решать задачи. Однако если вы не прочтете какое-нибудь произведение и получите пятерку, прочитав краткое содержание, не вижу большой беды. Но, в принципе, я бы всем советовал хотя бы попробовать почитать. Вдруг это занятие покажется вам интересным?
Итак. Ученики средних и особенно старших классов имеют полное право принципиально по-разному относиться к изучению тех предметов, которые нужны им для реализации призвания, и к прочим.
Первые вы учите для себя, для своей дальнейшей жизни. И тут должны быть включены вся ваша любознательность, все ваши силы и умения.
Вторые — для учителей. Проблемы с этими предметами надо решить как можно быстрее, чтобы оставались время и силы для изучения тех наук, которые вам необходимы в жизни.
Гармонично развитая личность — это миф
И прошу вас: не верьте тем, кто будет вам рассказывать про некую "гармонично развитую личность" (человека, который одинаково хорошо знает все науки), которую из вас якобы растят.
Да, в мировой истории такие люди были. Тот же Леонардо да Винчи или Ломоносов. Но в основном историю творили люди гармонично недоразвитые. Из 29 выпускников Царскосельского лицея Пушкин был лишь на 26-м месте по успеваемости — ему с трудом давались точные науки. Едва ли не двоечником был в школе Альберт Эйнштейн — учеба из-под палки давалась ему с трудом. По той же причине плохо успевал в школе великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци. Очень плохо учился в школе и великий Стив Джобс.
Но! Эти и большинство других великих людей, чья деятельность повлияла на развитие человечества, не были лентяями и бездельниками. Они с юности знали, чем хотят заниматься, и все свои силы, умения, время, мысли отдавали любимому делу.
В сегодняшнем мире побеждают не те, кто знает обо всем понемножку, а упорные люди, определившие свое призвание и делающие все для его реализации.
Чему можно научиться в школе кроме математики и истории
Скажем честно: современная школа не всегда может дать вам те знания, которые необходимы для реализации призвания. Нередко приходится получать их дополнительно. Это не очень хорошая новость.
Хорошая новость заключается в том, что в нашей школе можно научиться тому, чему она, казалось бы, не учит.
Например. Может ли учитель быть несправедлив? Увы. Но если к любому неприятному событию подходить не с вопросом "За что?", а с вопросом "Зачем?", то общение с несправедливым учителем — это не просто "ужас, ужас". А урок того, как общаться с несправедливыми людьми. Уверяю вас, если вы приобретете этот навык, он вам очень пригодится в жизни.
Могут ли возникать конфликты с одноклассниками? Разумеется. Опять же, можно страдать, а можно учиться разрешать подобные конфликты. Опять же — урок, и опять же — важный.
Школа может преподать очень много именно человеческих уроков, если относиться к проблемам, которые возникают в ней, не как к поводу для печали, а как к возможности получить некий опыт, который потом пригодится в жизни.