"Сотворение мифа"

Работы, сделанные нашими маленькими художниками для конкурса на лучшее панно, посвященное мифам Древней Греции, так понравились родителям и доставили столько удовольствия детям в процессе "творения", что захотелось рассказать об этом подробнее.

Герои античных мифов... из соленого теста

Из соленого теста можно слепить все, что угодно! Например, иллюстрацию к сказке или античному мифу.

Губернаторов Миша, 6 лет, "Геракл и гидра", (1 место в младшей группе)
Работы, сделанные нашими маленькими художниками для конкурса на лучшее панно, посвященное мифам Древней Греции, так понравились родителям и доставили столько удовольствия детям в процессе "творения", что захотелось рассказать об этом подробнее.

Герасимова Аня, 7 лет, "Полет Пегаса", (3 место в старшей группе)
Все началось с разработки эскиза. Мы посмотрели самые разные изображения античных богов и героев - древние и более поздние. Трактовка сюжета могла быть очень разной: стилизация под греческие скульптуры или рисунки на древних вазах; использование мотивов великих полотен европейских мастеров; картинку можно сделать и "реалистической", и упрощенно-"мультяшной", проще всего - срисовать мотив из книжки с мифами, но это неинтересно, поэтому каждый старался придумать что-то свое.

А потом несколько занятий - лепили, сушили, расписывали...

А сделать такое панно не так уж и сложно.



Во-первых, конечно, нужно соленое тесто. Делается оно просто: 2 чашки муки смешиваются с чашкой соли, куда постепенно добавляется теплая вода, и тесто замешивается до тех пор, пока не станет достаточно крутым и перестанет липнуть к рукам. Чтобы тесто стало нежным и еще более пластичным - можно добавить столовую ложку растительного масла. Если нужна грубоватая фактура - например, для лепки архитектурных деталей - насыпать в смесь соли и муки ложку сухого обойного клея.

Соленое тесто - материал экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином, глиной и другими мягкими материалами. Правда, "круглые", объемные скульптуры из мягкого, пластичного теста лепить сложно, нужен каркас (например, из фольги), но зато на плоскости картины получаются замечательно. Вот почему мы выбрали рельеф.

Попов Игорь, 8 лет, "Колесница Диомеда", (1 место в старшей группе)
Второе - основа для рельефа. Мы купили всем детям одинаковые тонкие деревянные рамки - размером 20х25. Дома родители вырезали по куску оргалита, который плотно вставлялся в рамку. Все детали картинки укрепляются прямо на ворсистую сторону оргалитовой дощечки и, как правило, прочно прилипают к ней после высыхания.

Третье, что нужно - инструменты: деревянная доска и небольшая скалка для раскатывания теста, достаточно острый нож для резки, зубочистки, ножницы, чеснокодавилка, терка. Разная мелочь для украшения работ: палочки, веточки, бусинки, перец-горошек, гвоздика и многое другое.

И, наконец, когда готовый рельеф просохнет (на это нужно 7-10 дней) - понадобятся краски, палитра, кисти, словом, все то же, что и для обычных рисунков на бумаге. Панно расписывается, начиная с фона, от крупных деталей к мелким. Затем работа вставляется в рамку и покрывается лаком.

Существует множество приемов, простых и сложных, с помощью которых картины из соленого теста получаются интересными и разными, непохожими друг на друга. На примерах наших "мифов" попробую рассказать о некоторых из них.

"Пегас"

Вахова Лиза, 7 лет, (3 место в старшей группе)
Дети очень любят изображать этого крылатого вестника Парнаса и вдохновителя поэтов. Эта работа сделана просто - фигурка коня, закрепленная на оргалите. Это самый простой способ создания рельефов - без декораций, без лишних деталей. Для росписи и фона и фигурки использованы декоративные акриловые краски - они и дали такой удивительный эффект облаков - и прозрачных, и пушистых.

"Дионис"

Рясная Алина, 8 лет
Древнегреческий бог вина и виноделия изображен с чашей в руках, с виноградником на заднем плане и обвитой виноградом колонной слева. Здесь все детали - и фигурка, и колонна, и чаша - вырезаны ножом из тонко раскатанного теста и собраны затем на оргалите как мозаика. Каждый лист винограда и каждая ягодка слеплены отдельно. Пейзаж заднего плана написан гуашью. Декоративная золотая краска использована только для росписи чаши Диониса. Фигура бога стилизована под росписи критских и минойских дворцов.

"Тезей, победитель Минотавра"

Горячкина Настя, 8 лет, (3 место в старшей группе)
Для легендарного античного героя, одолевшего страшное чудовище с телом человека и головой быка автор работы создает подлинную обстановку древнего критского дворца "Лабиринта". Именно такие темно-красные колонны, серые каменные полы и кладку из светлого кирпича мы обнаружили на фотографиях, снятых в настоящем Кносском дворце на Крите, который по преданию строил сам легендарный Дедал.

"Деметра"

Кузьмина Даша, 9 лет, (2 место в старшей группе)
Одну из любимых дочерей Зевса, богиню земли и урожая, Даша изображает в Олимпийских чертогах. Поэтому она сделала классические, беломраморные колонны дорического ордера (до этого мы обсуждали классическую греческую архитектуру). Эта картина лепилась, начиная с пола и колонн - все это вырезано ножом из раскатанного теста. Фигурка богини собиралась отдельно. Сперва лепится человечек без одежды: руки, ноги и голова скрепляются с туловищем с помощью зубочисток. Одежда из кусочков очень тонко раскатанного теста накладывается сверху на готовую фигурку. Линии на колоннах и складки на одежде прорисовываются зубочисткой.

"Рождение Афродиты"

Антошина Полина, 8 лет
Вот она - самая любимая тема наших работ! Рождение из морской пены прекраснейшей из античных богинь изобразили по-разному сразу восемь девочек. Впрочем, это неудивительно - ведь и в мировом искусстве образ богини любви Венеры или, по-гречески, Афродиты - самый, пожалуй, популярный у художников. Здесь для создания волос Афродиты использована чеснокодавилка. Дети с удовольствием пользуются ею - из длинных "макаронин" теста получаются не только волосы, но и трава, листва деревьев, морская пена и т.п.

Eще одно "Рождение Афродиты".

Кухарук Катя, 7 лет

Здесь тоже использована чеснокодавилка, для волос, а вот чтобы сделать такую красивую морскую пену на воде, взяли мелкую терку и на ней натерли кусочки теста. Здесь есть еще один интересный прием - сочетание вылепленных и нарисованных деталей (чайки).

"Персефона"

Кузьмина Алина, 7 лет
А здесь чеснокодавилка использована для травы, а мелкая терка - для деревьев.

"Полет Икара к солнцу"

Качаева Наташа, 8 лет
Яркий образ - минимальными средствами. Чудесные золотые крылья, на которых Икар хотел подняться к солнцу, сделаны маленькими ножницами. Тесто просто надрезается во многих местах.

"Химера"

Григорьева Диана, 7 лет
Тем же способом - с помощью ножниц - сделана грива львиной головы мифического чудовища. "Сказочные" камни под ногами Химеры расписаны перламутровыми красками.

"Афина"

Кудрявцева Юля, 5 лет, (3 место в младшей группе)
Для копья богини мудрости и справедливой войны использованы две соединенные зубочистки. Покрашенные золотой краской. Волосы Афины сделаны с помощью чеснокодавилки, оперение совы - ножницами.

"Геракл и Цербер"

Куровец Федя, 6 лет, (2 место в младшей группе)
Для ошейника страшного трехголового пса Аида взяты тонкие металлические цепочки. Их же, кстати, ребята использовали и при изображении персонажей, прикованных к скалам - Прометея, Андромеды.

"Сирена"

Ломакин Ваня, 8 лет
Наконец, возможно сочетание различных приемов - как в этом образе очень архаичной Сирены, лик которой явно сошел с древнегреческой чернофигурной вазы.

Расписывают панно из соленого теста самыми разными красками - и акварелью, и гуашью, и акрилом. Чтобы сохранить цвета в первозданном виде, готовая работа покрывается бесцветным мебельным лаком - так она будет выглядеть еще красивее.

А вообще-то, соленое тесто дает еще массу не использованных здесь нами возможностей: окраска теста, вырезание форм, инкрустации и т.д. И еще: в соленом тесте легко воплощаются самые разнообразные сюжеты и жанры - и натюрморты, и портреты, и сказки, и даже сложные архитектурные пейзажи. Кроме того, такие панно становятся замечательным украшением интерьера.

Попробуйте сами!

Валерия Белоцерковская, LeraBel@yandex.ru
преподаватель изостудии, искусствовед
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье ""Сотворение мифа""

Вы не авторизованы.

Отнеслись адекватно:))) С интересом:) Это было к тому же дополнительным стимулом постараться - поскольку работа, особенно для 5-6-леток довольно трудоемкая. Обид не было, поскольку голосование было анонимным, на работах стояли номера, и каждый взрослый, входящий в мастерскую (не только родители этих детей), должен был написать на листочке номер работы и опустить в запечатанный ящик, стоящий рядом. Результаты подсчитывались и объявлялись на новогоднем празднике, где были и другие игры, соревнования и награды. Конкурс был просто однойиз частей праздника, и так и воспринимался.
Я вообще считаю, что элемент игры, соревновательности украшает и разнообразит процесс обучения, и использую это всячески в занятиях:)
2005-02-26, Валерия*
Большинство детей в изостудии с 2-3-х лет посещали изодеятельность в "Школе раннего развития". Игры-соревнования бывали там чуть ли не каждый месяц. Победители каждый раз разные:) Дети настолько привыкли, что хотя бы иногда побеждают, но и проигрывают тоже, что привыкли и к тому, и к другому. А праздники бывают часто, игры чаще командные, призы получают обе команды, и обиженных не бывает. Дети это знают, и никого не клинит:)

За все время вспоминается лишь один случай, когда пришла новенькая девочка, решила поучаствовать в угадайке картин, ни одной из которых еще не видела, проиграла, естественно, и плакала потом. Но после нескольких месяцев занятий уже выигрывала вовсю:)
2005-02-26, Валерия*
Про свою концепцию: творчество с целью погружения в эпоху, я писала много раз. Это к вопросу, который Света выше поставила: о ценности старинных вещей на фоне современных. В процессе творчества и погружения в эпоху одновременно ценность сия осознается глубже:)

А вот что уже действительно интересно - это связь искусства с математикой. Последний пример: я тут у Маши Красно Солнышко про фракталы спросила. Она мне дала ссылку на картинки - красота неописуемая. Я попросила комментарий - почитала обсуждение, и увы, почти ничего не поняла (хотя вроде в начальной школе они занимаются этим)....
2005-02-26, Валерия*
Какая красота! И коллекция приёмов для текстур очень полезна: ножницы, тёрка, чеснокодавилка. В копилку!

Дочка придумала текстуру, для травы и для волос и подводных тварей хорошо идёт - металлической петлёй проводишь по самому верху материала, чтоб тонкий слой на петлю сморщился; так несколько раз, потом снимаешь. Сфотографирую, покажу.

Вопрос: как дети относятся к соревнованиям? Особенно в пять-шесть лет. Этот момент меня смущает...
2005-02-25, Мария Д.
Красиво.

Мы делали подобное, но гораздо больше размером из пластилина.У нас много было в школе, смешанного всякого- от папье-маше оставался еще откуда-то.Тоже выкладывали рельеф, потом присыпали крахмалом для обезжиривания,потом водоэмульсионкой, а потом уже гуашью и лаком.
Плюс в том, что никакого высыхания нет, и работу до конца доводишь сразу.

Письмо получила, думаю. :-)
2005-02-25, =СветА™=
Наконец-то мне все ясно стало: и почему с помощью этого можно и дроби изучать, и принципы возведения в степень. И понятно, почему первоклашки справляются. Спасибо! А то в 7-12 ну о-очень мудреное обсуждение было:)
Маша, я Вам на e-mail та-а-акой опус накатала, Вы извините, если большой очень:) Это, наверное, десятая доля того, что у меня сейчас в голове крутится:)
2005-02-27, Валерия*
Вот про "младенческие фракталы":
http://naturalmath.com/baby/world/world4.html
http://naturalmath.com/fractals_all3.swf

Из более доступных "художественно-математических" тем:
- пропорции (ах, мой диссер!)
- кодирование цветов (это скорей в компьютерах видно)
- идея символов
- топология, внутри-наружи, задачки про границы и лабиринты
2005-02-27, Мария Д.
Поделитесь:

25.02.2005
Обновлено 25.02.2005
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Как мы лепили из соленого теста
Как мы лепили из соленого теста
Секрет удачного отдыха... Самое интересное, что у каждого он свой. В выходные большинство людей хотят отоспаться...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!