Сохраним деткам их клетки! Нервные.

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 4,2 из 5 (33 оценки)

Я пишу тексты лет эдак двадцать. Последние десять - на компьютере. Но строчки, которые вы читаете, написаны простой ручкой в простой тетрадке. И не потому, что это быстрее (скорее наоборот). А потому, что для меня выведение букв на бумаге - личный, многократно проверенный способ избавления от лишней нервозности, рассредоточенности и разболтанности.

Одна моя знакомая, чувствуя, что "перегревается", все бросает и печет пироги. Говорит, что через пару часов от волнений не остается даже воспоминаний. А многие мужчины спасаются от невероятных нагрузок в бизнесе старыми проверенными способами - футбол, баня, пиво с друзьями.

Известно, что те, кто сумел оптимально подобрать для себя способ избавления от психических и физических нагрузок, живут гораздо более счастливо и чувствуют жизнь во всей ее полноте и радости.

А теперь подумаем: даже мы, взрослые, худо-бедно уже умеющие себя контролировать, порой ничего не можем сделать со своими нервами, как бы ни старались. Но что же происходит с детьми в подобных ситуациях?

Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда мы окунаем детей во взрослый мир, живущий по жестким правилам. Например, в спорт.



"Ты занимаешься серьезным делом, - говорит тренер своему воспитаннику, - забудь о том, что тебе одиннадцать лет, в спорте не бывает детей и взрослых, а бывают плохие спортсмены и хорошие". Может быть, подобные установки успешны с точки зрения результатов, но именно с чего-то подобного, скорее всего, начинаются истории, которые психологи иногда именуют как "раннее сгорание".

Стресс, безусловно, полезен для организма. Но в умеренных дозах и только при условии его преодоления. Если же ребенок испытывает постоянное давление и не имеет возможности "выходить" из-под него, его психика расшатывается. Кроме того, установлено, что подверженные стрессу дети чаще болеют так называемыми психосоматическими болезнями. Это аллергии, кожные заболевания, астма, энурезы, нарушения сна. Позднее стрессы переносятся во взрослую жизнь. Специальные исследования подтвердили, что большинство сердечных недомоганий берет начало именно в детском возрасте, начиная с шести-девяти лет.

Каковы основные источники излишнего стресса? Во-первых, конечно, школа. Сегодня детям неизбежно приходится осваивать огромный объем информации, заниматься по много часов подряд, а кроме того, выстраивать непростые отношения с окружающими взрослыми и детьми. Родители же часто, увлекаясь разносторонним развитием, стараются заполнить все оставшееся от учебы время различными занятиями. И здесь каждый ребенок ведет себя по-своему. Один, чувствуя, что устает, просто перестает делать что-либо, а другой будет отдавать все силы, пытаясь добиться ожидаемых результатов.

Поэтому перед тем, как погружать ребенка в область занятий, которая неизбежно потребует от него серьезных усилий, а возможно, станет профессией, хорошо бы понять, зачем это делается.

Нужно поговорить с ребенком - выяснить, что ЕМУ нравится и почему. Понаблюдать - для того, чтобы понять ЕГО склонности и особенности темперамента. Если родителям кажется, что у малыша есть талант и его нужно реализовывать, это тоже обязательно надо обсуждать с самим ребенком.

И только в том случае, когда, как говорится, все сходится - и желание ребенка, и его возможности, и родительские возможности, тогда действительно есть вероятность прийти к настоящему успеху.

Но и в этом случае психологи настоятельно рекомендуют соблюдать несколько важных правил:

  • оставлять ребенку свободное время, в которое он может заниматься тем, чем хочет;
  • помогать осознавать границы своих возможностей, трезво оценивать свою силу и выносливость;
  • в тех случаях, когда ребенок вдруг отказывается заниматься, подробно выяснять почему. Это может быть все что угодно - от внешности тренера до цвета купальника. Зная причину, всегда легче помочь;
  • исключить так называемую "гипермотивацию". Проще говоря, не допускать ни у себя, ни у ребенка установок типа "если я этого не сделаю, я ничего не стою и никто не будет меня любить; если я не выиграю это соревнование, значит, ничего никогда не получится" и т.д. Подобные мысли порой приводят к попыткам самоубийства у детей, поэтому надо быть крайне осторожными;
  • внимательно относиться к жалобам на самочувствие. Частые головные боли, желудочные недомогания, плохой сон или усталость без причин могут быть первыми признаками перенапряжения.

Кроме этого, обязательно нужно сознательно обучать ребенка приемам релаксации. Научившись с детства чередовать напряжение и расслабление, человек приобретает чрезвычайно больший "запас прочности". Согласитесь, очень мало кто из педагогов и тренеров предлагает детям освоить техники сброса напряжения. В итоге многие маленькие спортсмены, музыканты, артисты очень хорошо умеют напрягаться и концентрировать волю, но совершенно не умеют расслабляться.

Американские психологи Шелдон и Шейла Левис рекомендуют в качестве расслабления использовать медитации дыхания, которые вполне доступны детям 6-11 лет. Предложите ребенку сначала три минуты посидеть спокойно, с выпрямленной, но не напряженной спиной, закрытыми глазами. Ребенок спокойно дышит, прислушиваясь при этом к своему дыханию, чувствуя его целиком. Вначале будет трудно не отвлекаться на посторонние мысли, но постепенно упражнение станет легким и доступным, и тогда время можно увеличить до 10-15 минут.

В дальнейшем короткие медитации дыхания помогут и на переменках между сложными уроками, и в конфликтных ситуациях, и особенно во время сложных экзаменов.

Еще одна серьезная проблема, которая встречает юных талантов - страх сцены. Часто излишние стрессы возникают именно перед публичными выступлениями. Здесь тоже есть некоторые правила, которые помогут преодолеть эти страхи.

Супруги Левис советуют детям перед выступлениями следующее:

  • не думать о том, что мог подготовиться лучше;
  • не сравнивать себя с другими;
  • сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с одновременным расслаблением тела;
  • представить, что нервная система разогревается, чтобы выработать дополнительную энергию для выступления. Если появляется ощущение, что энергии слишком много, нужно попрыгать или встряхнуть руки, как это делают спортсмены перед стартом;
  • сконцентрироваться на своих движениях. Сосредоточившись на своем состоянии, человек расслабляется и перестает нервничать;
  • после выступления остановиться ненадолго, мягко растянуться или сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • признать свои успехи и сделать выводы из ошибок (но именно в таком порядке, а не наоборот).

Конечно, уберечь ребенка от стрессов и срывов невозможно. Но сгладить их помогут воспитание уверенности в себе, самодостаточности, ощущения широты и полноты жизни. Очень важно, чтобы ребенок проводил какое-то время в играх и общении с родителями, причем желательно, чтобы при этом не затрагивалась тема достижений и побед. Самое страшное - увязывать родительскую любовь и успехи в учебе или спорте. Ребенок при этом может потерять чувство защищенности и осознать себя одиноким и слабым. Ведь о том, каким чудесным свойством против невзгод обладает БЕЗОГОВОРОЧНАЯ И БЕЗУСЛОВНАЯ родительская любовь, я думаю, и говорить не стоит.

Ольга Черномыс


Статья из апрельского номера журнала.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Сохраним деткам их клетки! Нервные."

Вы не авторизованы.

Да, в идеале так. Но большинство сомнений, например у меня, когда ребенок начинает лениться - не пойду на занятия, хотя я знаю, что ей это вобщем-то нравится. Ей в 6 лет очеь нравится валяться на диване и смотреть мультики(спасибо бабушке). А рутинные занятия, типа зарядки, которую не всегда превратишь в спектакль, которая просто нужна ежедневно? Как найти грань между тем, что ребенку это не нужно, и надо предоставить ему свободу или настоять, чтобы он через год-2-3 осознал что нельзя было бросать занятия.
Так же и с закаливанием. Я дочу обливаю с рождения. И пока не возникало мысли "надо" или "не надо" ей это нравилось. Бывали моменты, когда у нее не было настроения, но мы обсуждали и я ее убеждала, что прерывать занятия нельзя. А потом задумались - можно ли заставлять ребенка? Нет, надо дать ей свободу. И тут же последовало - не хочу обливаться. Как быть? Ведь если прекратить, то возобновлять очень трудно. Бардак!
2001-04-19, Таха
Да, в идеале так. Но большинство сомнений, например у меня, когда ребенок начинает лениться - не пойду на занятия, хотя я знаю, что ей это вобщем-то нравится. Ей в 6 лет очеь нравится валяться на диване и смотреть мультики(спасибо бабушке). А рутинные занятия, типа зарядки, которую не всегда превратишь в спектакль, которая просто нужна ежедневно? Как найти грань между тем, что ребенку это не нужно, и надо предоставить ему свободу или настоять, чтобы он через год-2-3 осознал что нельзя было бросать занятия.
Так же и с закаливанием. Я дочу обливаю с рождения. И пока не возникало мысли "надо" или "не надо" ей это нравилось. Бывали моменты, когда у нее не было настроения, но мы обсуждали и я ее убеждала, что прерывать занятия нельзя. А потом задумались - можно ли заставлять ребенка? Нет, надо дать ей свободу. И тут же последовало - не хочу обливаться. Как быть? Ведь если прекратить, то возобновлять очень трудно. Бардак!
2001-04-19, Таха
Толковая статья - очень важно, чтобы ребенок имел внутреннюю потребность обучаться тому, чему мы его стараемся научить. Давление и стресс могут привести к тому, что откажется учиться чему бы то ни было.
Личность педагога также имеет огромное значение. Не нужно забывать, что детство - это счастливая пора, и к сожалению, очень короткая.
2003-04-22, inna
Очень понравилась статья. Согласна практически со всем. Одно время, по глупости, пыталась давить на ребенка и с тем же обливанием, и со спортом, и "Ты должен хорошо учиться, потому что это нужно". Теперь уверена, что только дружба и внимательное отношение к тому, что ребенок сам хочет приносят реальную пользу.
2001-04-20, Лариса
Поделитесь:

18.04.2001
Обновлено 18.04.2001
Статья дня
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Близкие по теме статьи
Привычки меняют гены
Привычки меняют гены
Как привычки родителей влияют на будущих детей? Что такое эпигенетика?
Недоношенный ребенок – вовсе не приговор для семьи! Часть 2
Недоношенный ребенок – вовсе не приговор для семьи! Часть 2
Состояние нервной системы недоношенного ребенка заслуживает особого внимания, так как именно правильное функционирование нервной системы определяет...
Глазами младенца...
Глазами младенца...
Зрение новорожденного: как устроен глаз, развитие зрения по месяцам
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!