Сочинение на заданную тему

Почему наши дети не любят классику? Потому что мы ее сами не любим, не холим и не лелеем. Трудно читать тексты, которые требуют от тебя духовного напряжения. А еще труднее, если ты еще и не понимаешь их. А за дверью-то ждут-не дождутся компьютер, телевизор с приставками, видик, детективчик, на худой конец...

Полезность: 3,6 из 5 Интересность: 3,4 из 5 (133 оценки)
Содержание

Родителям

Почему наши дети не любят классику? Потому что мы ее сами не любим, не холим и не лелеем.

Трудно читать тексты, которые требуют от тебя духовного напряжения. А еще труднее, если ты еще и не понимаешь их. А за дверью-то ждут-не дождутся компьютер, телевизор с приставками, видик, детективчик, на худой конец. Над ними не надо думать. Помните, героиня фильма "Ирония судьбы" говорит: "Я пытаюсь учить их думать..." Учить. Потому что сам научиться думать может не каждый.

Ведь классика потому и называется классикой, что актуальна вне времени. Как английский костюм - всегда стильно, красиво и элегантно. Как человеческие отношения - смешное и грустное в одном флаконе. Как природа - всегда одна и для каждого разная.

Мы же сами порой провоцируем у детей нежелание читать классику. Почему, скажите, мы не оживляемся при "Вальсе" и "Отголосках вальса" Свиридова, не хихикаем над Недорослем? Ну хотя бы не очень искренне.

Я сама читала лет с пяти. Мой сын начал читать с удовольствием только в 8. Промежуток в три года можно назвать борьбой за книгу. Он обожал слушать чтение вслух, но самому читать не хотелось. Это как старые черно-белые фильмы. Если поначалу шутки или сложные переживания не объяснять, ребенок ничегошеньки не поймет, а раз не поймет, то и смотреть не будет. А вы бы стали? И я нет.



Да, все дети разные, всему свое время, не надо торопить события. И все-таки нужны наглядные примеры. Если вы, например, профессионально ходите на лыжах, дети, с большой вероятностью, полюбят лыжный спорт. Если вы каждый выходной ходите в церковь, то и дети захотят пойти. Помните у Корнея Чуковского: дочке уборщицы рассказыввали сказку про спящую царевну? Ее реакция на столетний сон царства была очень последовательна: ну и пылищи там было.

Я думаю, если мы не читаем классику иногда, если мы о ней хотя бы не говорим, дети ее читать не будут. Только собственным примером можно доказать, что читать интересно.

Почему нашим девочкам не нравится "Барышня-крестьянка"? Это же уму не постижимо! Такая лав-стори с хэппи-эндом?!! А Чичиков? Это же фактически первый российский детектив! Один Плюшкин чего стоит. Да простит меня Гоголь за это вольное сравнение. Просто сыну моей близкой подруги такой мой "отзыв профессионала" помог одолеть "Мертвые души". А так не хотелось читать!

Ну что поделать - не модно сегодня хвастнуть, что вчера-таки одолела третий том "Войны и мира", стыдно признаться, что хочешь быть похож на Печорина (Да, хочу! А вам что?).

Нам уже загодя общественное мнение подсуропило. Мы знаем, что классика - это скучно.

От родителей требуется моральная поддержка. Я сама несколько раз сформировывала локальное общественное мнение. Это просто. Надо заразить своим энтузиазмом других. И не расстраиваться, если сразу не получается.

Например, в своей маленькой дружной компании у нас для детей есть ежемесячный час чтения. Взрослые читают детишкам вслух. Детишки, между прочим, взросленькие - от 10 лет и старше. Зачем? Чтобы вбить в их непутевые головы хотя бы зачатки культуры.

Поверьте, старые книги читать интересно. Но еще - старые книги читать трудно: и язык более богатый, и слов устаревших много, часто кодекс поведения не такой, как в современности, и от этого духовный смысл поведения литературных героев ускальзывает от понимания.

Если мы хотим, чтобы дети любили классику, красиво выражали свои мысли, нужно постараться. Вот поэтому мы до сих пор и читаем вслух.

Конечно, чтение вслух - это, прежде всего, время. Поэтому мы привлекаем наших бабушек и дедушек, покупаем аудиокассеты (они не дают готовых видеорешений, позволяя ребенку самому фантазировать).

Я уверена, что мало какой современный мальчишка будет читать "Детские годы Багрова-внука" Аксакова. Ну не будет, и все тут. Мне в детстве было с этой книжкой скучно, я так и не одолела мелкий шрифт и отсутствие картинок. Но когда по случаю прочла эту книгу в зрелом возрасте... это было, как вспышка; оказывается, повествование интересно, трогательно, познавательно, кое-где уморительно, смешно. С возрастом пришло понимание и возможность оценить широту охвата темы, искусное использование языка. Того языка, который надо было учить, чтобы красиво на нем изъясняться, а не современного, обновленно-базарного, языка с кучей двойных ударений, двойного правописания и удручающего примитива.

Чем больше мы читаем старых, даже нет, старинных, незаслуженно забытых книг, тем уникальнее становится наша духовная жизнь.

Но вернемся к школьной программе.

Я знаю не понаслышке жизнь за рубежом. По моему глубокому убеждению, лучше русской программы, ну может быть, только китайская, хотя о ней я, честно признаться, не много слышала. Русская программа по литературе всеохватна, глубока, хорошо подобрана. Да, есть огрехи. А где их нет?

Чем больше смогут дети прочесть в школе, тем лучше для них же. Я классику прочла минимум дважды - в школе и в институте. Но ведь я гуманитарий. А как быть с техническими ВУЗами?

У моего сына в третьем классе европейской школы был список литературы, обязательной для прочтения. Всего 15 книжечек за год. Ни одного всемирно признанного шедевра. Из того, что детям нужно было прочитать, знакомы мне были только Мумми-троль и граф Дракула. Дра-ку-ла. В третьем классе.

Но давайте вернемся к классическим произведениям для наших детишек.

Давайте вспомним себя и разберемся. В пятом классе десятилетки мы не очень понимали лермонтовскую "Песнь про... удалого купца Калашникова", потому что за красотой стиха мы не улавливали главного. В пятом классе мы еще не проходили Ивана Грозного, и все эти опричники казались нам престарелыми гусарами. Наверное, зная историю, мы бы прониклись другими чувствами к Калашникову (еще бы, такая фамилия!).

А "Муму"? Это же просто ужастик, после которого не хочется Тургенева читать вообще. (А вы знаете, что прообразом безымянной (!) барыни послужила... собственная мать писателя?). И кто после "Муму" поверит, что у него есть "Ася", "Вешние воды" и "Дворянское гнездо"? Кто растает от истории его любви к Полине Виардо?..

Я не против "Муму". Дети должны уметь пережить боль. Это необходимо. Но, конечно, хорошо бы найти учителю нужные слова. Немножко сгладить детское горе. И заставить поверить, что Тургенев написал не только "Муму".

Мой самый любимый курс по литературе - тот, что в восьмом классе десятилетки. "Евгений Онегин", "Горе от ума" (более 100 крылатых слов и выражений, которые до сих пор многие употребляют), "Герой нашего времени"... Напишите по памяти портреты Ольги и Татьяны, как вы их восприняли и помните. А теперь внимательно прочитайте их описание у Пушкина. Удивились? А кто сказал, что муж Татьяны - старик? Правильно, эту мысль подал Достоевский, а Чайковский использовал в своей опере.

Наполеон. Кутузов. Толстой. И Бондарчук. Целая эпоха страны.

А вы знаете, что Кутузов дважды был ранен в одно и тоже место - в глаз. Это были настолько серьезные ранения, что он не должен был выжить после первого. А он выжил дважды. И победил.

А вы знаете, что в конце 18 века Наполеон послал прошение о зачислении его на службу в Российскую армию, но получил отказ, запросив слишком большое жалование?

Между прочим, едва ли не самое подробное описание Бородинской битвы - у Толстого. Он сам обошел, облазил, обполз поле сражения. Кстати 5/8, золотое сечение художников, переложенное на "Войну и мир", приходится на очень важный абзац - о смысле Бородинской битвы. Как вы думаете, Толстой специально сидел на завалинке и подсчитывал написанные строчки? А как, по-вашему, из-за чего умерла Элен? Очень актуально для девочек в наше время.

Неужели после этого вам будет скучно читать "Войну и мир"? Ну пропустите, в конце концов, эти французские письма, если они так раздражают. (Ну ведь раздражают, правда же?!).

...Жила-была басня со словами "Осел был самых честных правил..." Вам эта строка ничего не говорит? Правда, блестящая оценка, по-пушкински! Дядя засиял, как медный грош!

И все-таки в восьмом классе мы захлебывались от нахлынувших расстройств. Что это за тема такая - романтизм в "Горе от ума"? Дел-то - рассказать об особенностях классицизма, его главном отличие от других направлений в литературе - о "единстве времени, места и действия" (время - одно, только приход Чацкого в дом Фамусова и его пребывание там, место - одно, только дом Фамусова, и действие - одно, только конфликт Чацкого с теми, кто в доме Фамусова) и описать последний эпизод пьесы, там, где "Карету мне, карету!". Это и есть нарушение классицистического принципа. Чацкий, разрывая это триединство, вылетает "в глушь, в Саратов", как пробка от шампанского.

Жаль, что нам почти не рассказывали о течениях в литературе.

Не успевали мы дух перевести, как на нас нападали "Идейные искания Пьера Безухова". Как их выискать, эти искания, в таком гипертексте, как "Война и мир"? Но на самом деле все опять-таки легко. Только-то и нужно - проследить путь Пьера от первых страниц романа до последних и описать его (путь). Вот они, искания, - то, что он делает, и что из этого у него получается.

Ничего заумного. Просто на знание текста.

Когда нам, студентам, преподавательница все это разжевала, оставалось только сожалеть о том, что нам этого не разжевали раньше. Оказывается, мы, дети, даже будучи старшеклассниками, часто не понимаем такие очевидные вещи, как вопросы сочинений. Например, мне часто приходится старшеклассникам объяснять, на что же хочет решиться Гамлет в своем "быть или не быть".

Дело в том, что мы часто забываем, что дети все поймут, если им объяснить главное, но силенок, жизненного опыта по сравнению с гонором еще маловато, и даже в 16 лет они еще не всегда понимают, где же это главное.

Детям

А еще мы не любили классику за то, что надо было писать эти самые сочинения. И дело даже не в том, что мы "не хотели писать то, что было положено писать". Come on! Сколько таких было? Единицы.

В основном, мы не любили писать сочинения, потому что не умели этого делать. Вот и все.

И если бы нам почаще напоминали о том, как их писать, нам было бы легче.

Вот один из планов сочинений на все века:

  1. Об авторе.
  2. История создания произведения.
  3. Историческая эпоха.
  4. Вопрос, содержащийся в теме.
  5. Ответ на вопрос, содержащийся в теме.
  6. Доказательства своей (или общепринятой, или известного человека) точки зрения (с цитатами из текста, с цитатами из высказываний известных людей).
  7. Заключение.

Испугались? Все очень просто. Пару вступительных фраз об авторе может написать каждый более-менее успевающий по предмету ученик.

Пункт 2 не всегда нужен; только, если это интересно. К примеру, "Шинель" Гоголя. Молодой Николай Васильевич услышал рассказ о чиновнике, потерявшем в первую же охоту, свой драгоценный подарок коллег - лепаржевское ружье. Все кончилось хорошо - друзья, дабы спасти бедного незадачливого охотника от нервной горячки, преподнесли ему другое ружье. Этот маленький анекдот (просто история), рассказанный за бокалом хорошего вина, запомнился и через несколько лет Гоголь использовал его. Но как использовал!!! Прочтите "Шинель". Вы чувствуйте постоянное чувство дискомфорта, какой-то холод?

Остановимся на пункте 3. Историческая эпоха - это время, о котором говорится в произведении. Иногда уместно упомянуть о времени, когда написано само произведение. Например, пьеса Гладкова "Давным-давно" (см. Фильм "Гусарская баллада") посвящена войне 1812 года. Однако написана она во время Великой Отечественной войны. Вы поймали ниточку-паутинку, которую мы называем "связь времен"?

Пойдем дальше. Процитирую... Ленина. Да-да, вы не ослышались.

По его словам, литература XIX века делилась на три периода. Дворянский (до 1825 г.), разночинский (до 1895, если не ошибаюсь) и пролетарский. Что это такое? Это про то, какие нормы поведения были между людьми, и как это отражалось на их поступках.

Возьмите "Евгения Онегина" А.С.Пушкина, прочтите. А теперь прочитайте пародию "Евгений Онегин нашего времени" Д.Д.Минаева, поэта-разночинца. Прочитали?

А теперь я расскажу вам, как в бельгийском городе Монс мне представилась возможность посмотреть местный спектакль по "Евгению Онегину". Это был модерн, отражающий духовные поиски режиссера. Вы себе можете представить Татьяну Ларину в платье с кринолином, шатающуюся по бальному залу пьяной в доску? Я не смогла.

Вот такое видение Татьяны - высоконравственной особы-дворянки по Пушкину, нечистой на руку обывательницы-мещанки по Минаеву, стереотипной русской пьяницы-современницы по какому-то-там-режиссеру, - это и есть историческая эпоха. Когда человек, выделяющийся из толпы, несет в себе те правила поведения толпы, которые в этот момент, по мнению автора, естественны, неважно, со знаком плюс или минус. Одним из мерил исторической эпохи в литературе является нравственная планка героев.

Четвертый пункт - это вводное предложение о том, зачем, собственно, вы пишите сочинение. Можно повторить в этом предложении фразы из темы сочинения. Здесь уместны предложения "давайте проанализируем", "разберем...", "объясним термин...", "что такое..."

И сразу переходите к пункту 5, который часто тесно переплетается с пунктом 6.

Рассмотрим пьесу "Гроза" Островского и тему "Личность Катерины". Напишите то, что вы сами думаете о героине, что вам о ней говорили. Давайте, в конце концов, почитаем литературных критиков того времени - В.Г. Белинского и Д. Писарева. Первый восхищается Екатериной, ее силой духа, ее смелостью (а вам, детушки, когда-нибудь объясняли, что покончить с собой - это тоже не фунт лиха?). А второй говорит, если пошла на обман, так и нечего, дура, переживать, а если такая честная, то и сиди в обнимку со своей Кабанихой.

Вот эти разные точки зрения и есть высшая похвала автору. Люди думают, не остаются равнодушными.

Если вы сможете осветить вопрос с разных точек зрения - честь вам и хвала. Используйте такие слова и обороты речи, как "с другой стороны", "противоположная точка зрения", "по мнению...". Очень помогают словечки "едва ли не...", "один из", "возможно", "неоднозначно".

Если вы считаете, что название произведения несет в себе дополнительный смысл, - напишите об этом в сочинении. Например, повесть Гончарова "Поединок". Почему так названо произведение? Может быть, главный герой не просто убит на поединке. Может, он, по неопытности ли, по глупости ли, по человеческой подлости ли, но проиграл поединок... с жизнью?..

А теперь заключение. Хорошо бы придумать емкое предложение, отражающее главную мысль сочинения.

Например, как вам эта фраза:

Статья, которую вы сейчас читаете, "едва ли не первая" статья в современной педагогической периодике о том, как научить детей писать сочинения. Хм.... Несколько, пожалуй, кокетливо ("конечно же, и не первая, я вовсе не настаиваю, и все-таки своевременная" :)), но отражает главную мысль ("автор пытался помочь научиться писать сочинения"). Ну а если серьезно - то:

Л.Н.Толстой утверждал, что четкость изложения бывает только тогда, когда есть ясность мысли. Так и пишутся сочинения - легко и непринужденно. Надо только понять, о чем писать.

Лавренова Татьяна

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Постные булочки птички-жаворонки
Жаворонки из постного теста - рецепт для детей
Оставить комментарий к статье "Сочинение на заданную тему"

Вы не авторизованы.

Всегда обожала читать, но только не школьную программу, хотя и прилежно заставляла себя прочесть почти все, что задавали. Колоссальная сила воли требовалась, чтобы оторвать себя от книг, которые были интересны. Зачастую, приходя в библиотеку за произведением, которое "задали", на час-два застревала у книжной полки, зачитавшись попавшейся в руки "посторонней" книгой, набирала их целую охапку. Читала взахлеб, так, что на заданное произведение просто не оставалось времени. В последнюю ночь перед уроком, когда деваться было уже некогда, приходилось брать себя в руки и штудировать шедевр классики... медленно и мучительно.
Читать по программе вдруг стало неожиданно интересно только в страших классах.
В любом случае, школьные уроки литературы не то что не развили любовь к чтению, а спасибо, что не задушили ее, как многим :( На долгое время закрепился выработанный в детстве рефлекс: если произведение входит в школьную программу, не стоит тратить на него время - скучно. А ведь, как оказалось в дальнейшем, и вовсе это не так! Может быть дело в том, что разработчики нашей школьной программы по литературе, такой "всеохватной и глубокой", вовсе не ставили своей целью развить любовь детей к чтению? Не потому ли чуть ли не абсолютным большинством школьников входящие в нее произведения воспринимаются как скучные, что они им совершенно непонятны, не подходят по возрасту? Видимо, для ее составителей соответствие текста возрастному развитию ребенка было не главным фактором. Вообще непонятно, по какому принципу подобраны произведения? Почему-то приходит в голову только то, что это тот багаж классики, который как бы культурному человеку знать положено, а на самостоятельное его прочтение господа-составители видимо не надеятся... А почему, интересно? Ведь люди, любящие чтение рано или поздно самостоятельно "дозревают" и приходят к классике, главное эту любовь не отбить! В этой связи совершенно не согласна с автором статьи по поводу ее возмущения вошедшими в европейскую программу "Мумми-троллем" и "Дракулой". Ведь существует же ДЕТСКАЯ литература, то есть подходящая детям, соответствующая их интересам, которую они читают с увлечением, и заставлять не надо! Не логичнее ли развить любовь к чтению, предлагая читать то, что им ИНТЕРЕСНО, увлекательно, к воприятию чего дети готовы. А уж потом, с развитой любовью к чтению и более взрослым пониманием мира и "обязательный багаж" будет восприниматься совершенно иначе, без навязывания пойдет.
Действительно странно, что в школе не учат писать сочинения... помню еще в то время часто это пытались понять, сформулировать для себя этот план написания, выуживая, чего же ждет учитель от сочинения во время его анализа пост-фактум. Как ни странно, ПОСЛЕ проверки сочинений, как НЕ НАДО было писать учительница объяняла значительно более четко, чем ДО - КАК НАДО.
Но дело в том, что очень сложно изложить сови мысли по поводу текста, который совершенно не понравился (этот вариант почему-то в школе даже не рассматривался, такое сочинение сдать было просто немыслимо), какой бы ни был план.
2005-02-19, Niola
Хм, странное у меня ощущение от статьи, честно скажу до конца не дочитала. Но тема актуальная всегда. Я вот читать тоже сама с 5 лет начала, а вот с классикой как раз проблемы стали. Сочинение по Войне и миру 2 раза переписывала, хотя для меня сочинение - это было самое любимое в школе, чего проще - пиши все, что в голове есть. Но вот это у меня не пошло, как я не пыталась писать, потому что я читала эту книгу все лето - что для меня вообще нонсенс! Я ее вымучила... Теперь о Пушкине, честно когда проходили в школе в 9 классе - я летом читала и засыпала! А когда в 11 готовилась к выпускному сочинению, то Онегина прочитала на одном дыхании! В детстве хотела стать преподавателем русского и литературы, но встретившись с некоторыми классическими произведениями поняла, что не смогу объянить детям, в чем их ценность! Зато я считаю, что очень много книг для детей, которые бы школьную программу не испортили своим присутствием!
PS: После окончания школы я практически перестала читать, хотя раньше это было мое самое большое увлечение и книги были моими друзьями! Спустя года 3 постепенно опять начинаю втягиваться, но предпочитаю легкую литературу... Пробовала прочитать Обрыв, который кстати в школе не проходили,но опять застряла не середине... Видно еще не пришло время
2003-08-30, Ирика
Уважаемый автор!
Спасибо за статью и интерес к русской классике.
Сама очень люблю классику читать и во многом на ней воспитана.
Основные открытия в этом планесовершила уже во взрослом возрасте, прочитав, наряду с хрестоматийными произведениями массу "малой литературы" и мемуaрной прозы.
Считаю, что наша литература может дать ответ практически на любой вопрос нравственно-философского плана, встающий перед читателем.
Сочинения писать обожала, считала это не заданием а неким призом...Получила кучу пятерок. Писалось очень гладко и зачастую интуитивно по предложенной вами схеме.
А сейчас стыдно за то, что там было написано - эа графоманию.
Ни оригинального взгляда, ни формы...
Конечно, чтобы привить детям полезный навык для поступления в вуз или успешного прохождения школьного курса - Ваш метод годится.
Но воспитать человека, влюбленного в классику - не уверена.
А ведь Ваша статья начиналась с мысли о необходимости нести культуру детям и воспитывать интерес к классике.
Мне кажется, налицо противоречие между целью, поставленной автором в первой части и средствами для ее достижения.
В любом случае спасибо за Ваш труд.
2003-08-21, Кити Щербацкая
Критические заметки учителя литературы:
1)Осел был самых честных правил" - цитата из басни Крылова "Мужик и осел", сознательно использованная Грибоедовым.
2)Классицистические единства там не нарушаются, поскольку поездка в Саратов и пребывание там не описаны. В отличие от классицизма там неоднозначность главного героя, отсутствие трагического конфликта - не трагедия и хэппи-энда - не комедия.
3)чаще всего в теме не содержится вопроса и одно из самых трудных дел - научить его формулировать. К 1 теме их может быть несколько.
Вторая реальная трудность - подобрать материал - решить, о чем говорить, а о чем не надо. Третья- выстроить логику рабты, четвертая - придумать "связки" между частями.Вступление не обязательно об авторе - можно, например, о значении в мировой культуре или для автора этой темы, о месте ее в творчестве писателя и т.д.
Писать сочинения - не простое занятие, грамотно учить этому можно и полезно, поскольку это обучение логичному, внятному, аргументированному высказыванию, но это план - лишь одна из множества возможностей и не более того :(
Статей и книг об этом много, толковых - очень мало, увы...
2008-05-21, ЮлияС
Спасибо большое за статью. К своему удивлению, прочла её на одном дыхании. Вспомнила школу, все эти "сочинения на заданную тему", для меня до сих пор это кошмар чистой воды :( Стыдно признаться, но за все 10 лет ни разу самостоятельно не написала ни одного сочинения. Даже тема "Как я провел лето", повергала меня в ужас, что уж говорить про классику, которую даже и не читали. Своё выпускное сочинение до сих пор боюсь вспоминать, была готова 10 раз сдать алгебру или геометрию, чем один раз написать сочинение. Уже после института захотелось прочитать Евгения Онегина, Войну и мир и прочую школьную программу. Оказалось интересно! :)) А я то всегда была уверенна, то что задают в школе, это такая скучища, и поэтому принципиально читала другие книги, благо выбор дома был очень большой. Эх-х, лет десять назад бы мне всё это узнать, может и не пришлось бы списывать на выпуском экзамене в школе :)
2003-08-20, не гуманитарий :)
Уважаемая Татьяна (Лавренова), здравствуйте! Большое спасибо Вам за статью. Очень прошу, подскажите, где можно найти полный текст произведения поэта-сатирика XIX века Дмитрия Минаева "Евгений Онегин нашего времени". Я ищу его уже больше 20 лет. Когда-то прочла в двухтомнике, где были собраны подобные произведения. Заранее большое спасибо. С уважением, Натали.
2007-09-10, Натали
Уважаемая Татьяна (Лавренова), здравствуйте! Большое спасибо Вам за статью. Очень прошу, подскажите, где можно найти полный текст произведения поэта-сатирика XIX века Дмитрия Минаева "Евгений Онегин нашего времени". Я ищу его уже больше 20 лет. Когда-то прочла в двухтомнике, где были собраны подобные произведения. Заранее большое спасибо. С уважением, Натали.
2007-09-10, Натали
Поделитесь:

19.08.2003
Обновлено 09.11.2012
Статья дня
Постные булочки птички-жаворонки
Постные булочки птички-жаворонки
Жаворонки из постного теста - рецепт для детей
Близкие по теме статьи
Как я провел лето в лагере: самая интересная встреча в моей жизни
Как я провел лето в лагере: самая интересная встреча в моей жизни
Лагерь актива: у сегодняшних детей тоже бывает такое
Наша Азочка
Наша Азочка
В прошлом году под новый год в нашей семье появился маленький щенок. Это пушистое чудо пищало и крутилось у всех под ногами. Мы назвали ее Аза.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!