Подавляющее большинство детей в России посещают государственные школы, и на это есть много причин. Государственные школы бесплатны для учащихся, а учебная программа регулируется и проверяется правительством. Несмотря на все преимущества, которые дает государственное образование, есть родители, которые отказываются от такой системы образования. Почему? На этот вопрос отвечает Екатерина Гаврилюк, глава Администрации школы ЕГЭ-центр.
Недостаток кадров в школах
В сфере школьного образования имеется серьезный недостаток квалифицированных преподавателей. Об этом говорит и статистика. Согласно опросу организации “Народный фронт. Аналитика”, в поиске учителей находятся около 40% образовательных учреждений. Особенно это заметно в государственных школах. На это влияет несколько факторов.
Во-первых, низкая оплата труда. Основное различие между государственными и частными школами заключается в стоимости обучения. Чем выше цена образовательной услуги, тем вероятнее, что качество обучения будет лучше. В государственных школах оплата преподавателей ниже, что приводит к их перегрузке. И если в столицы учителя государственных школ получают 90 тыс. рублей (финальная стоимость зависит от надбавок за стаж и специализацию), то в регионах сумма значительно ниже. Поэтому, чтобы получить приемлемую оплату, преподавателям приходится брать на себя дополнительную работу.
Говоря о дополнительных обязанностях, преподаватели в госшколах нередко выполняют не только образовательные функции, но и различные административные задачи. Например, заполнение отчетов, проведение дополнительных занятий, участие в управлении. Все эти пункты обычно не оплачиваются должным образом, что увеличивает стресс и нагрузку на преподавателей. Например, в России каждый десятый учитель заявляет о том, что у него высокий уровень стресса на работе, а почти 20% отметили, что подвержены стрессу в той или иной степени.
Как итог, нервный срыв преподавателя может отразиться на качестве обучения и воздействовать на учеников.
Недостаток квалифицированных преподавателей в школах — серьезная проблема, которая отрицательно сказывается на качестве образования и благополучии учащихся. Это требует неотложного внимания и поиска эффективных решений для привлечения и удержания квалифицированных специалистов в образовательной сфере.
Недостаточная поддержка и запугивание учеников
В школах часто наблюдается отсутствие должной поддержки и практикуется запугивание - особенно в отношении старшеклассников, готовящихся к экзаменам. Дело в том, что не в каждой государственной школе есть педагог дополнительного образования - психолог, который мог бы экологично помочь ученикам справиться со стрессом.
Для старшеклассников, которые готовятся к экзаменам, важна не только академическая, но и эмоциональная поддержка со стороны учителей и администрации школы.Вместо этого часто они сталкиваются с недостатком помощи и понимания. Так, в России на одного школьного психолога приходится от 148 до 882 детей. Однако в разных регионах этот показатель может различаться.
Кроме того, нередки случаи, когда учителя могут угрожать несданными экзаменами, тем, что оставят на второй год или отчислением. Это усиливает стресс и антимотивацию учеников, отчего им становится труднее сосредоточиться на учебе, а в итоге -- нежелание готовиться к экзаменам.
Отсутствие должной поддержки и тактика запугивания как способ “замотивировать” в обучении оказывают серьезное негативное влияние на успеваемость учеников. Школы должны стремиться создавать поддерживающую и мотивирующую обучающую среду, в которой каждый ученик чувствует себя важным и ощущает поддержку от системы образования.
Перегруженность классов
Одной из серьезных проблем в школьном образовании является перегруженность классов. В обычных школах классы часто состоят из 25-30 учеников, иногда и больше. Это создает некомфортные условия как для учеников, так и для преподавателей.
В условиях перегруженных классов преподавателям часто сложно обратить должное внимание на каждого ученика. Программа обучения, как правило, просто выполняется в рамках общей группы, без углубленного изучения индивидуальных потребностей учащихся. А у преподавателей нет достаточного времени и ресурсов, чтобы оказывать индивидуальную помощь каждому ученику. Они часто вынуждены следовать общей программе обучения, не имея возможности глубоко погружаться в индивидуальные проблемы каждого учащегося.
Буллинг внутри школы
В школьной среде существует серьезная проблема, связанная с влиянием детей из неблагополучных семей на образовательный процесс. По разным оценкам, травле в школах подвергается от 42,5% до 52% детей.
Безусловно, государственные школы в России предоставляют бесплатное образование, что является неоспоримым плюсом. Однако, среди учащихся также присутствуют дети из различных социальных слоев общества, а классы набираются из учеников с разным уровнем подготовки и взглядов на обучение. Это может привести к повышенному уровню агрессии, буллингу и нежеланию посещать школу.
Различные уровни мотивации, подготовки и отношения к учебе и жизни способствует разделению учеников на "касты", что стимулирует возникновение буллинга. Эта проблема только усугубляет негативную обстановку в школе и ухудшает мотивацию учащихся в целом.
К слову, учителя не всегда обращают достаточное внимание на проблемы, связанные с негативной атмосферой и буллингом. Исследователи НИУ ВШЭ в своем "Мониторинге экономики образования" в России за 2020–2021 годы выяснили, что 60% учителей не видят проблем травли. А недостаток профильных специалистов-психологов только упускает из виду важные аспекты социальной адаптации учеников, что приводит к созданию некомфортной и нездоровой образовательной среды.
Проблемы негативного воздействия на учеников и буллинг внутри школы требуют серьезного внимания и решения. Необходимо разработать программы поддержки для учащихся, а также обеспечить преподавателям необходимые ресурсы, чтобы они могли создать безопасную и поддерживающую образовательную среду для всех учеников.