Кого-то волнует, что ребенок перед школой не желает читать и считать. А у некоторых родителей противоположная ситуация: малыш знает все, чему его будут учить в первом классе. Это счастье или проблема?
Подготовка к школе — это целая индустрия. В наше время ни у кого не вызывает изумления реклама курсов «Подготовка к школе, записываются дети с 3 лет». Иногда и раньше заботливые родители начинают волноваться, что малыш отстанет от сверстников, ищут программы раннего интеллектуального развития и... Разумеется, находят. Спрос рождает предложение. И вот детка в шесть лет бегло читает, пишет, считает, решает логические задачки, составляет рассказы по картинке, цитирует Пушкина. Какие в этом плюсы?
Горе от ума?
Двоечником ребенку быть явно не грозит, комплекс «дурачка-с-последней-парты» — тоже. Тратить полночи на вычисления «2+2» он не будет. То есть учиться ребенку будет несложно. Но есть в такой ситуации и минусы, к которым нужно быть готовым, отдавая в школу «знающего» человека.
- Скука. Мотивация к учебе — это желание узнать новое. Если на уроке ребенок слышит лишь хорошо забытое старое, ему становится скучно. А от скуки известно, что происходит: кручение, верчение, зевание и плохое поведение. Тихий ребенок будет засыпать, активный — беситься. В любом случае, он будет выбиваться из общей массы детей и вызывать недовольство учителя.
- Зазнайство. Избежать этого соблазна могут редкие взрослые, если сталкиваются с менее знающими людьми. Чего уж ожидать от ребенка! Он будет с удовольствием отмечать свое превосходство — это положено по возрасту. Вот только появятся ли у него друзья? И будет ли ему приятно ходить в школу?
- Скорость. Занять ребенка, который быстро выполняет все задания — довольно нелегкая задача, когда в классе около 30 человек и каждый работает в своем режиме. У учителя может не хватить навыков и желания уделять внимание вашему «супер-развитому» чаду. Помимо скуки это чревато и тем, что ребенок так расслабится, что ему будет трудно собраться, когда школа его «догонит». Такое нередко случалось с детьми, которые шли в первый класс после «нулевки» наравне с теми, кто там не был.
Нужно помнить еще и о том, что школа — это не только знания, но и специфические навыки, которые обычно не столь востребованы в обычной жизни.
- Аккуратное письмо. Обычно «сильно развитые» дети развиты интеллектуально, но совсем не натренированы красиво писать, отступать пресловутые пять клеточек, вести «правильную запись». А в школе их начинают грузить прописями и следить, чтобы в примитивном примере цифры были аккуратно вписаны в клеточку. Во-первых, юные интеллектуалы обычно по этому поводу начинают недоумевать: зачем нужны все эти мучения? И ведь доказать логически это довольно сложно; аргументы из серии «ты приучаешься к порядку», «писать нужно красиво» — юный интеллектуал отбивает как пинг-понговый шарик: «А сейчас все на компьютерах, а у вас с папой ужасный почерк, а у старшего брата в 5 классе уже никто на почерк не смотрит, а на экзаменационных листах вообще нет клеточек для отступа...»
- Дисциплина. В школьной системе крайне редко приветствуется «самодеятельность», все больше поточной организации процесса с довольно жесткими правилами. Многие интеллектуальные дети плохо приспосабливаются к этим условиям. Особенно с учетом того, что крайне мало учителей способны поддержать инициативу ребенка, который пытается искать нестандартные решения да еще и привык требовать к себе и своим идеям повышенного внимания.
- Авторитет. Как правило, интеллектуально развитые дети довольно критично воспринимают действительность, не особенно верят на слово даже родителям, любят задавать неудобные вопросы и спорить. На школьных уроках это редко поощряется.
- Коллективность. Довольно часто интеллектуальные дети — индивидуалисты. Обычно они не посещают детский сад, а занимаются в мини-кружках и секциях с атмосферой, отличной от школьной. Ходить строем — это не для них.
Одним словом, получается, что в школе маленького интеллектуала ожидает много сложных для него задач, мало интересного (ради чего это все стоит терпеть), да еще и переоценка ценностей: инициатива, нестандартность, за которые его раньше хвалили, тут вдруг оказываются не так-то и нужны.
Куда бежать?
Так что же делать, если ребенок так хорошо готов к школе, что ему там может быть легко и скучно? Есть несколько вариантов, которыми с нами делятся родители.
- Отдать сразу во второй класс.
«Мой сын по совету завуча начальных классов пошел сразу во второй класс. Правда, за лето мы так и не научились аккуратно писать (до этого я не учила его письменным буквам). Во втором классе начался английский — это ему было сложно и интересно. Но вообще он занимается спортом, ходит во дворец пионеров, а в школе тусуется и не особо напрягается. И так три года». - Оставить школу на втором месте.
«Я поступила ребенка в обычную и в музыкальную школы одновременно. Дочке в обычной школе все было легко — домашка за пять минут. Поэтому остаются время и силы для занятий музыкой. Я рада, что дочь успевает и то, и другое».
«Нашу девочку отобрали в группу синхронного плавания. Мы пока не решили, будем ли биться за спортивную карьеру, но то, что она не упустила ничего по школе, т.к. ничего нового в 1 классе не было — это плюс. На следующий год будем определяться».
«Мой сын прописался во дворце пионеров — бежит туда сам, благо, что через дорогу. И рисует, и клеит, и в шахматы играет, и еще что-то. И так до вечера! Думаю, это хорошо, что у него есть жизнь помимо школы. На продленке он бы скучал, а я раньше шести забирать его не могу». - Уйти в частную школу.
«Мы ходим в платную школу за огромные деньги потому, что там нашего ребенка учат, а не строят. В нашем классе из семи человек 5 детей сложные, а двое — очень умненькие и способные. Учитель успевает поработать со всеми. А еще в частной школе проще выбирать учебники и выстраивать программу под детей, а не под стандарт. Мы довольны, а потом будем переводиться в профильную школу. Пока не выбрали, какую именно». - Домашнее обучение.
«Мы пошли в самую-пресамую гимназию, но ребенку там стало скучно, ничего нового он не узнавал, а бесконечные правила записи того или иного даже мой мозг отупили бы, не то что детский. Я уже не говорю о том, что сидеть за партой по струнке — это нефизиологично. Мы перевелись на домашнее обучение. Сын занимается с гувернанткой всего два часа в день и делает объем классной и домашней работы без проблем. А в свободное время водим его на спортивные занятия и осваиваем второй иностранный язык». - Сменить школу.
«Психолог после первой четверти вызвал нас к себе и сказал, что наш ребенок не готов к школе. Он не сосредотачивается, у него плохо с усидчивостью и дисциплиной, плохо развит навык работы в коллективе и т.п. Мы довольно зрелые родители и считаем, что вся та готовность к школе о которой говорил психолог, — это для будущих клерков и чиновников. А еще мы понимаем, что когда у ребенка мама — художник, а папа — фотограф, причем, оба — фрилансеры, ребенку сложно быть подходящим для школы. Мы ушли в Вальдорфскую школу, где дети интересно живут. В конце концов, государственный стандарт знаний — не главное. Главное, чтобы было интересно и не ослабевал интерес к новому. Думаю, такие школы найти не сложно, если постараться».
Какой бы вариант вы ни выбрали, главное — уйти от ситуации, когда обучение превращается для ребенка в насилие, а школа вызывает лишь дурные ассоциации. И еще очень важно, чтобы потенциал ребенка был востребован, а знания и интерес поощрялись, чтобы он чувствовал себя успешным.