Если вид слоняющегося по квартире ребенка вас раздражает, не спешите занять его полезными делами. Многие специалисты считают, что, позволяя ребенку иногда бездельничать, вы даете ему шанс развить творческие способности.
Строгие взрослые и жесткий режим - главные враги детской фантазии. Ребенку просто некогда мечтать.
"А еще мне петь охота"
Будучи адептами раннего развития, многие родители полагают: чем раньше раскрыть способности своего ребенка, тем ярче он сможет реализоваться в будущем. В итоге на двух-трехлетних малышей наваливаются всевозможные занятия. Девочки, едва научившись ходить, осваивают балетные движения, четырехлетние мальчишки по два часа бегают на тренировках по футболу. А родители, вкладывая в это уйму времени, сил и средств, ждут больших достижений. Но в последние годы все больше психологов во всем мире говорят о том, что, загружая ребенка по самую маковку, взрослые не дают ему возможностей включать воображение. Утром малыш идет в детский сад, где занимается рисованием и счетом, вечером отправляется в спортивную секцию или музыкальную школу. На каждом занятии педагоги объясняют ребенку, что и как надо делать. А это значит, что придумывать что-то самому ребенку некогда и незачем - все решено и придумано за него. Безделье - это вовсе не потерянное время, считают психологи. Когда взрослые не пытаются навязывать малышу свои суждения, он начинает фантазировать и творчески исследовать окружающий мир.
Во сне и наяву
Наверняка вам случалось видеть, как ребенок замирает, так и не успев донести ложку с супом до рта. Или застывает на уроке, глядя в пространство и не слыша учителя. В этой ситуации обычная реакция взрослых - поскорее вывести ребенка из состояния сна наяву. Но правильно ли это? Не исключено, что, вернувшись из "другого измерения", ваш семилетний сын скажет нечто потрясающее: "Вот я подумал: если люди летят на самолете со скоростью выше скорости звука, они смогут разговаривать?"
Биографы Эйнштейна и Томаса Эдисона упоминают, что эти гениальные ученые в детстве частенько спали наяву. И последние исследования в области одаренности подтверждают: склонность ребенка будто выпадать иногда из реальности свидетельствует о творческом складе ума. Мало того, есть и обратная связь - паузы в активной деятельности помогают осмыслять и перерабатывать новую информацию. Поэтому школам в некоторых европейских странах рекомендовано делать долгие перерывы между занятиями.
- Ребенку время от времени должно быть скучно, потому что это стимулирует его воображение, заставляет придумывать такие вещи, которые иначе никогда не пришли бы в голову.
- Если ребенок жалуется на скуку, не спешите с подсказками, дайте ему время что-нибудь придумать самому. Имейте в виду, что учиться ваш малыш будет методом проб и ошибок. Поэтому вам придется смириться с неудобствами, возможно, что для постройки космического корабля ребенку будет необходимо покрасить серебристой краской некоторые предметы в доме.
Что мешает творчеству?
Главные враги детской фантазии - жесткий режим и строгие взрослые. С этим утверждением сегодня согласны все ученые, которые исследуют возможности раннего развития детей. Психологи Стэнфордского университета сравнивали две группы дошкольников, одна из которых занималась по жесткой программе, а во второй занятия проводили в игровой форме, поощряя развитие свободного мышления. Выяснилось, что дети из первой группы раньше выучили буквы и цифры, а во второй лучше умели анализировать ситуацию, размышлять и искать нестандартные решения. В дальнейшем "свободные" малыши успешнее учились в начальной школе. Другой любопытный эксперимент провели британские психологи: они разделили 50 детей, любящих рисовать, на две группы. В первой ребятам предложили принять участие в конкурсе рисунков, причем победителю был обещан отличный приз. Во второй группе предложили просто нарисовать то, что им нравится. Результаты оказались удивительными: рисунки детей из первой группы были очень аккуратными, но не эмоциональными, без души. Кроме того, после эксперимента никто из этих ребят не захотел взять в руки карандаши или краски. А в группе, где рисовали просто так, картинки получились гораздо интереснее и охота к рисованию осталась неизменной. Дело в том, что, имея жесткий регламент занятий, ребенок начинает относиться к ним как к обязанности, где нет места игре и фантазии. Это похоже на то, что испытывает взрослый на нелюбимой работе. Впрочем, это вовсе не означает, что детям надо предоставлять полную свободу действий. Конечно, ребенку нужны занятия и раз и навсегда заведенный порядок. Но все же не стоит забывать о том, каким полезным может оказаться бездействие.
Говорят, что Стивен Спилберг в молодости мастерил на собственной кухне массу необычных приспособлений, которые впоследствии были использованы в его фильмах в качестве спецэффектов. Представляете, как это раздражало его маму?
Как создать в доме творческую обстановку?
У детского воображения нет пределов. Но психологи утверждают, что некоторые простые приемы помогают детям полнее раскрыть фантазию.
- Поддерживайте интересы ребенка. Не думайте, что ваша дочь будет часами играть в куклы, а мальчик увлеченно катать машинки. Следите за тем, во что с удовольствием играет ребенок, и поощряйте его занятия.
- Не экономьте на материалах для творчества. Пусть у ребенка под рукой всегда будут цветная бумага и картон, краски, фломастеры и карандаши, клей, ножницы, трафареты всех видов и размеров. Не прячьте все это в дальний ящик стола, ребенок сам должен решать, когда ему приступить к занятиям.
- Выбирайте те игрушки, которые развивают фантазию. Конструкторы, например, отлично стимулируют творческие способности. Если девочка любит играть в куклы, пусть у нее будет много одежды, чтобы часто менять кукольные наряды.
- Разрешайте ребенку использовать для игр обычные вещи. Большинство детей с удовольствием превращают кастрюли в шлемы танкиста и варят кашу из маминых бус. Ваш ребенок не может иметь всех игрушек, но, если ему разрешат экспериментировать с тем, что есть, он никогда не почувствует себя обделенным.
- Ограничьте просмотр телевизора. До двух лет, по мнению педиатров, ребенку лучше вообще не смотреть телевизор, до шести-семи лет нельзя находиться у экрана больше часа-полутора.
- Читайте вместе. Это лучший способ расширить кругозор и научить ребенка фантазировать. Установите книжные полки так, чтобы малыш всегда мог взять любую книгу. Если он еще не умеет читать, пусть рассматривает картинки. Это тоже развивает творческое мышление.