Скоро в школу. А вы будите подростка по утрам и напоминаете про уроки?

Тайм-менеджмент для детей: чему пора научиться в средней школе

Вы — родители подростка и ждете начала учебного года с плохо скрываемым беспокойством? А теперь представьте: вам не придется будить своего школьника по утрам, напоминать, чтобы сделал уроки, в последний момент распечатывать присланные учителем материалы — всю свою жизнь и учебу подросток будет контролировать сам. Хотите? Тогда осталось лишь кое-чему его научить — и можно пожинать плоды.

Как научить ребенка переключаться

Если я войду в комнату к сыну, когда он с головой погрузился в строительство своего воображаемого королевства, и сообщу, что через пять минут мы отправляемся в парк с аттракционами, он возопит: как же так, я помешала ему играть! Нет, ребенок вовсе не против аттракционов — он просто не услышит, что я ему предлагаю, он поймет одно: происходят какие-то перемены, и ему это не нравится. Понадобится минута-другая, прежде чем он переключится с кубиков на карусель.

В пять лет отсутствие гибкости — норма, однако к тому времени, как ребенок пойдет в среднюю школу, ему уже надо уметь по много раз в день переключать ментальные передачи.

Как научить ребенка переключаться

Один из самых трудных процессов для школьника — сборы и путь в школу. Подросткам, в особенности младшим, нужно много времени с утра, чтобы проснуться и подготовиться к наступающему дню. Если ребенок вбегает в школу со звонком, первый урок оборачивается кошмаром. Мозг, тело, все учебные принадлежности в беспорядке. Некоторые дети не приходят в себя вплоть до большой перемены, когда у них наконец появляется свободная минутка перевести дух, разобрать рюкзак и вникнуть в задачи конкретного учебного дня.

Школьники переходят от урока к уроку, переключаясь с математики на иностранный язык, убирая одни учебники и доставая другие, приспосабливаясь к очередному учителю: ведь у каждого преподавателя свои правила, свои требования и личные особенности.



Приведу небольшой пример дефицита ментальной гибкости, с которым я столкнулась несколько лет назад, когда моим ученикам латынь поставили сразу после французского. В обоих языках слово "и" (et) пишется одинаково, но во французском конечное t не произносится. Ученики, никогда в жизни не делавшие подобной ошибки, вдруг начали все поголовно терять t, потому что приходили ко мне с французского. Это стало у нас постоянным поводом для шуток, но в следующем году, в восьмом классе, когда расписание изменилось, подобные ошибки исчезли бесследно.

Как научить ребенка быть организованным

Чудом выжив после многократных переключений школьного дня, ребенок сталкивается с новыми задачами, требующими не меньшей гибкости, — переходами от одной внеклассной деятельности к другой. Приходится переключать ментальные передачи с футбольной тренировки на выполнение домашних заданий, потом на ужин, потом на телепередачу, потом на чтение, потом на укладывание спать.

Если ребенок не утомится за школьный день, уж конечно, он умотается до смерти к тому времени, как рухнет в постель. Именно такая ментальная усталость, к которой приводят постоянные переключения внимания в сочетании с огромным массивом данных, физических движений, впечатлений, событий и отношений, которые подросток воспринимает и перерабатывает ежедневно, требует добавить ему часов сна.

Вот что помогает ребенку переключаться:

  • Разработайте предсказуемое расписание на неделю. Когда ребенок знает свое расписание и сам его организует, это и есть те начатки независимости, с которых начинается путь к взрослой жизни.
  • Ведите семейный календарь, напоминайте детям об их расписании и намеченных событиях, особенно если это что-то нерядовое.
  • Соблюдайте постоянный режим сна, даже в выходные и на каникулах. Исследования показали, что даже после незначительных изменений на восстановление прежнего режима сна требуется какое-то время, а практически для каждого аспекта в развитии исполнительных функций сон — необходимый "витамин".
  • Послужите для ребенка образцом спокойного принятия неожиданных перемен в семейном плане. Дети следуют примеру, который им подают взрослые, они учатся справляться с трудностями и стрессом, подражая родителям. Если вы умеете изящно справляться с переходом, скорее всего, это изящество унаследуют ваши дети.

Когда же он сядет за уроки?

Все дети от мала до велика испытывают трудности со стартом, им нелегко приниматься за новое дело. И хотя их склонность болтаться по дому или заниматься какой-то ерундой, оттягивая момент, когда придет пора браться за домашнее задание, кажется ленью и прокрастинацией, психологи называют это явление инициацией и считают важным элементом исполнительных функций. Инициация — это готовность приступить к заданию, преодолеть энтропию, запустить осуществление плана, взяться за дело.

Постоянные напоминания только ухудшают дело, а неспособность инициировать становится причиной не сданных вовремя работ. Иногда проблема в том, что ребенок не умеет оценить, как долго нужно будет выполнять задание, и прикинуть, сколько времени у него еще осталось в запасе, но чаще основная проблема — инерция.

Большинство малышей не способны приступить к делу, пока не получат команду от взрослого, но по мере того как дети растут, очень важно помочь им осуществить переход и добраться до "точки независимости", откуда они смогут инициировать и осуществлять задания самостоятельно.

Как перестать напоминать "Делай уроки":

  • Ключевую роль играет четко прописанное и тщательно соблюдаемое расписание на каждый день, на неделю и на месяц. Тайм-менеджмент в значительной степени опирается на ясное понимание простых фактов: сколько у нас часов в сутках и как в этот график вместится то или иное конкретное задание.
  • Поговорите с ребенком о тайм-менеджменте. Если до ночи нужно выполнить три задания, сразу обсудите, сколько времени уйдет на каждое и сколько останется в распоряжении ребенка.
  • Таймеры и будильники творят чудеса. Выставьте таймер на то время, когда следует закончить одно задание и перейти к следующему. В таком случае "доставать" ребенка будет таймер, а не кто-то из родителей, — это уже хорошо. Если ребенок научится следить, как истекает отведенный срок, это поможет ему осмыслить время как реальное, а не абстрактное понятие.
  • И опять-таки учить надо на собственном примере. Покажите ребенку, как вы сами планируете свое время. "Отодвиньте занавес", и пусть ребенок увидит фокусника, поймет, как на самом деле осуществляется ведение домашнего хозяйства, осознает, что готовые блюда не материализуются из воздуха прямо перед едой. Объясняйте процесс, подсчитывайте вместе, сколько времени уходит на планирование обеда или ужина, на покупки, размораживание, подготовку и приготовление пищи, а затем попросите принять участие в этом процессе.

Как научить ребенка быть организованным

И вот мы подобрались к главной проблеме. Большинство ребят переходят в среднюю школу, так и не научившись организованности, и ведут себя примерно так, как рассказала одна из мам: "Мой семиклассник считает, что собрать школьные принадлежности — значит запихнуть их кое-как в рюкзак или шкафчик в гардеробе. То и дело он теряет что-то очень нужное и производит археологические раскопки среди смятых, порванных, изодранных в клочья бумажек, в том числе от контрольных — они выглядят так, словно их давно пора отправить в макулатуру."

Для начала ребенку важно приобрести базовые навыки, благодаря которым тетрадки будут сложены в относительном порядке, ребенок сумеет сообразить, куда подевался листочек с тестом, и подсчитать, сколько времени понадобится на подготовку к контрольной.

Если в школе вашего ребенка не учат учиться, придется осваивать этот важнейший предмет дома. Когда ребенок переходит из младшей школы в среднюю, наступает пора поработать с ним над методами организации и планирования. Например, моих учеников я заставляю каждую среду очищать шкафчики, разбирать бумаги и проверять, что там накопилось. Зачастую при этом школьники обнаруживают до трех экземпляров одного и того же задания — то, которое всем выдавали в классе, и две копии, которые они выпросили, будучи в полной уверенности, что задание утрачено безнадежно.

Такую же традицию можно завести и дома. Домашняя проверка может спровоцировать конфликт, поэтому постарайтесь использовать ее не для ссоры, а для того, чтобы вместе с ребенком понять, чем он занимался на этой неделе. Если ничего больше не помогает, договоритесь, что вы будете осуществлять эту дурацкую проверку вместе лишь до тех пор, пока ребенок не овладеет самостоятельными организационными навыками. Уж если подросток не постарается ради того, чтобы мамочка перестала совать нос в его дела, то я не знаю, как еще его мотивировать.

Избавлять ребенка от полной ответственности за тайм-менеджмент до старшей школы или даже до университета — лишь ему во вред. Эта способность не возникнет по волшебству в тот момент, когда настанет пора самому распоряжаться своей жизнью.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Скоро в школу. А вы будите подростка по утрам и напоминаете про уроки?"

Вы не авторизованы.

Агнесса, если делать так, как вы говорите, то в скором времени ребенок начнет считать школу каторгой, и тогда точно уж добра не жди. Нужно стараться входить в положение ребенка, но при этом оставаться адекватно строгой
2019-08-27, Маргарита Никитина
Ой да что тут думать? Нужно просто ребенка заставить делать то что ему положено, если каждому вот так вот поблажки делать, то вообще дети разленятся. Не хочет делать значит заставлять!!!
2019-08-26, Агнесса
Если каждый раз вот так вникать в суть проблемы ребенка, то он просто ножки свои свесит у будет постоянно говорить, а у меня тут проблема я не хочу ниче делать.
2019-08-27, Агнесса
Тут не обязательно прислушиваться к мнению чужому. Ведь как говорится "сколько людей столько и мнений". Я все равно останусь при своем мнении.
2019-08-28, Агнесса
Очень жаль, эту дискуссию продолжать бессмысленно, поэтому желаю всего хорошего вам и вашему ребенку
2019-08-29, Маргарита Никитина
Быстро вы сдались))))И у меня нет ребенка и заводить его не собираюсь как можно дольше)До свидания.
2019-08-29, Агнесса
И вообще, нужно быть построже, а не сюсюкаться
2019-08-26, Агнесса
Поделитесь:

21.08.2019
Обновлено 26.08.2024
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Как не учиться в первом классе вместе с ребенком?
Как не учиться в первом классе вместе с ребенком?
9 правил помощи первокласснику с уроками
Как перестать ругаться с подростком из-за уроков
Как перестать ругаться с подростком из-за уроков
Как передать ребенку ответственность за учебу в школе
Как делать уроки без скандала и истерики
Как делать уроки без скандала и истерики
Домашние задания: не сидите с ребенком и не реагируйте на нытье
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!