Сколько должен спать ребенок до года? Какое количество дневных снов должно быть у ребенка в 6 месяцев? На некоторые вопросы о детском сне мы уже ответили с помощью доктора Фербера, но еще многие беспокоят родителей. Если ребенок засыпает в машине, надо ли его будить? Если ребенок плохо спит ночью, может ли помочь изменение времени дневного сна?
Прерванный дневной сон
Дневному сну ребенка может мешать многое. Пришли из школы братья-сестры и подняли шум, ребенок заснул у няни и был разбужен, когда его забирали домой, или (самая частая причина) заснул в машине, а с окончанием поездки проснулся. Если это случилось под самый конец тихого часа, ничего страшного. Другое дело, когда ребенок проспал достаточно долго, чтобы ему трудно было вернуться ко сну после несвоевременного пробуждения, и в то же время слишком мало, чтобы выспаться.
Некоторых помех легко избежать. Старшие дети могут поиграть на улице или посмотреть видео, пока у младшего не закончится тихий час. Либо укладывайте его чуть раньше, чтобы случайное пробуждение несильно сокращало его сон, или, наоборот, позже, уже после события, грозящего разбудить его.
Другой подход — урезать на 30–60 минут ночной сон: тогда стимул ко сну днем будет сильнее, и помеха не разбудит малыша. (Например, сон будет настолько глубоким, что не прервется даже при переносе от няни домой.) Это неидеальное решение, но при сохранении или даже некотором увеличении суммарной продолжительности сна на первое время сгодится.
Труднее справиться с передремываниями в автомобиле. Никому не хочется колесить по округе целый час, чтобы заснувший в автокресле ребенок завершил свой дневной сон. Очень краткое засыпание в самом начале дня, пожалуй, не нарушит его дальнейший распорядок. Но многие дети, проспав даже 10 минут, уже не могут вернуться ко сну сразу же или позже, когда положено.
В идеале нужно вообще не давать малышу заснуть. Но, к сожалению, очень трудно заставлять ребенка бодрствовать около времени тихого часа без ущерба для безопасности вождения. Проблема отпадет, если кто-то может посидеть с ребенком днем, когда вы едете по делам. В противном случае попробуйте сделать его сон более ранним, чтобы он засыпал дома и либо просыпался до вашего отхода, либо хотя бы продолжал спать в машине. Для этого иногда приходится раньше будить ребенка утром, а порой и раньше укладывать вечером.
Дневной сон может прерываться голодом. Если класть ребенка до кормления, а не после, он просыпается раньше времени, поскольку хочет есть. Кормите его перед сном, и он проспит дольше.
Слишком поздний дневной сон
Предположим, ребенок спит во второй половине дня с 16.00 до 18.00 или в другое позднее время. Скорее всего, вечером он не уснет до одиннадцати часов. Попытки уложить его раньше почти наверняка превращаются в настоящую войну. Большинство родителей понимают, в чем дело, и делают дневной сон короче или переносят его на другое время.
При необходимости сместить его сильно — скажем, с привычных 16.00 на 13.00 или 14.00 — лучше действовать постепенно. Укладывайте малыша днем (и вечером, если обычно он ложится слишком поздно) на 10–15 минут раньше каждые сутки, пока он не начнет засыпать в нужное время.
Если утренний сон сохранен, возможно, и его придется сделать более ранним — при условии, что сейчас он приходится на окончание утра. У ребенка после года его можно убрать совсем, чтобы оставшийся сон второй половины дня сместился на более ранний час. В ситуации слишком позднего отбоя ночью и днем, а также утреннего подъема подтягивайте разом и то, и другое, и третье.
Мигрирующий и фрагментированный дневной сон
У ребенка, который все еще спит несколько раз в день, начало и продолжительность каждого дневного сна может значительно колебаться даже при относительно стабильном распорядке. Подвержены колебаниям и вечерний отбой с утренним подъемом. Если несколько недель вести дневник наблюдения за сном ребенка, можно понять схему изменения режима дня.
Например, сон в 10.00 распадается на два коротких, тесно следующих друг за другом и день за днем понемногу расходящихся. Фрагмент, отползающий назад, постепенно может слиться с окончанием ночного сна, и в какое-то утро ребенок проснется позже обычного. Фрагмент, смещающийся вперед, также может слиться с послеполуденным сном, который из-за этого начнется раньше и продлится дольше.
Бывает, что завершающий период ночного сна откалывается и предстает сначала как раннее пробуждение с последующим очень ранним дневным сном, а через несколько дней, начинаясь все позже, этот новый сон сливается с нормальным сном середины утра.
Третий пример: отколовшийся фрагмент послеполуденного сна со временем присоединяется к началу ночного, и какое-то время ребенок раньше обычного ложится вечером.
Схема миграции дневного сна
Рассматривать эти узоры на бумаге интересно, а вот мириться с ними в жизни радости мало. Смещения режима управляются сложными биоритмами, однако управиться с ними самими легко. Достаточно с разумной строгостью соблюдать режим дневного отдыха ребенка и не позволять ему засыпать каждый день в разное время. Помните: биоритмы человека лучше всего функционируют под управлением регулярных и предсказуемых ежедневных сигналов. Как только этот контроль слабеет, наши физиологические системы разлаживаются.
«Невидимый» дневной сон
Ребенок может разбить свой суточный сон на разное количество фрагментов и переставлять их со дня на ночь и наоборот. Из-за этого разграничение дневного и ночного сна размывается. От того, где провести границу, зависит понимание режима жизни ребенка и, соответственно, подход к решению проблемы.
К примеру, пятимесячный младенец засыпает в 18.00 после кормления, просыпается в 7.30 и дважды спит днем. Однако ребенок слишком мал, чтобы спать в дневные часы только два раза, а 13,5 часа ночного сна чересчур много для любого возраста. Более того, его сон по этому распорядку страдает. Проспав немного после вечернего укладывания, он просыпается с плачем в полвосьмого вечера, и родителям приходится целый час нянчить его, снова кормить и укладывать. За ночь он еще один или два раза немного подкармливается. В 5.30 снова просыпается на час, после чего спит до полвосьмого и наконец пробуждается окончательно. Утренний сон в 10.00 краток, и ему трудно заснуть. Второй дневной сон в 14.00 проходит благополучнее.
С одной стороны, можно усмотреть в режиме этого ребенка дробный ночной сон продолжительностью 13,5 часа и два дневных и сделать вывод, что проблема вызвана слишком долгим пребыванием в постели в ночные часы, вследствие чего в сумме за сутки он находится там дольше, чем способен проспать.
Но, с другой стороны, возможен альтернативный взгляд. А именно: он спит только девять часов ночью, с 20.30 до 5.30, а вдобавок к утреннему и послеполуденному снам имеет еще два дневных: полуторачасовой вечером (с 18.00 до 19.30) и часовой ранним утром (с 6.30 до 7.30). Тогда картина выглядит иначе: вместо недостаточного дневного и неоправданно долгого ночного сна мы имеем дело с избытком периодов дневного сна — четыре в день — и вытекающую отсюда проблему с ночным засыпанием и ранним утренним подъемом. Обе интерпретации справедливы, но, взглянув на ситуацию со второй точки зрения, проще найти решение.
Если ребенок регулярно ненадолго просыпается, проспав совсем немного ранним вечером или перед завершающей частью сна утром, полезно взглянуть на эти бодрствования как на промежутки между слишком поздним и слишком ранним дневными снами, с одной стороны, и единым ночным, с другой. Полноценно отделите их от ночного, назначив поздний дневной сон на более раннее время или ранний утренний на более позднее, — пусть ночь ребенка при этом окажется короче, чем вам хотелось бы, — и это наверняка улучшит как ночной сон, так и дневные.