Если вы читаете трехлетнему малышу "Карлсона", а он регулярно перебивает вас "дурацкими" вопросами, не спешите злиться. Возможно, дело в том, что ребенок еще не дорос до сложных сюжетов и просто не в состоянии удержать в голове все происходящее. Сказки не одежда, их невозможно рассказывать на вырост, поэтому для каждой истории есть свой идеальный возраст.
Что сделает мама, сидящая на диете, если ей захочется съесть шоколадку? Правильно! Либо нарушит диету, либо в расстроенных чувствах отправится на кухню жевать опостылевший шпинат. А что предпримет маленькая девочка, если ее лишат сладкого? Немного поплачет, а потом положит на тарелку кусочки пластилина, назовет их "конфетками" и уже через несколько минут будет выглядеть вполне счастливой. Психологи называют детское сознание мифологическим, ведь из-за недостатка опыта и эгоцентризма ребенок не делает четких различий между реальным и воображаемым удовлетворением потребностей. "Если очень долго прыгать и махать руками, то можно полететь". "Цветное стеклышко, найденное на асфальте. — волшебное!" Стоит немного поговорить с ребенком, и вы обнаружите сотни подобных заблуждений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, беседуя с дошкольником на "взрослом" языке, вы не всегда добиваетесь взаимопонимания: чтение сказок и ролевые игры — вот посредники, которые помогут вам донести до малыша необходимую информацию.
Как и любой другой вид искусства, сказка воздействует на ребенка благодаря механизму идентификации: малыш отождествляет себя с главным героем и вместе с ним переживает все приключения. И хотя трагедия Колобка — выдумка, не имеющая под собой реальных событий, — эмоциональный опыт, полученный деткой от прочтения этой истории, вполне реален. Такая особенность восприятия позволяет использовать сказки и игры не только для развлечения малыша, но и для того чтобы научить его справляться со стрессом, общаться с окружающим миром и помочь освоить разные социальные роли (например, представить себя школьником). Так что же нужно читать и во что лучше играть с детьми того или иного возраста?
От 2 до 3,5 лет
Что читать. В этот период ребенок хорошо воспринимает большую часть классического детского репертуара: на смену "Теремку" и "Репке" приходят более длинные и содержательные истории, например "Три поросенка" и "Красная Шапочка". Однако, несмотря на литературную всеядность, чадо порой демонстрирует завидное постоянство, требуя снова и снова читать ему определенную сказку. Не отказывайте детке в таких странных на первый взгляд просьбах. Дело в том, что, пытаясь переключить внимание ребенка на другую сказку, взрослые мешают ему полностью усвоить содержание полюбившейся истории. Представьте, что вы прослушиваете учебный текст на иностранном языке. Первое, второе, пятое воспроизведение — и вот, наконец, становится понятно, что мистер Блэк не встречал мисс Уайт, а. на-оборот, провожал ее. С похожими языковыми трудностями сталкивается и ребенок, который всего-то три года как изучает русский.
Как читать
Медленно и выразительно. Наделяя каждого героя "особым" голосом, вы облегчаете малышу восприятие текста. Кроме того, "чтение по ролям" позволяет передать характеры действующих лиц: только услышав "ваш" громкий лай, ребенок поймет, почему лиса испугалась собак.
Обращайте внимание на иллюстрации. Забудьте о том, что "показывать пальцем нехорошо", и тычьте им в картинки. А как иначе вы сможете объяснить малышу, что такое "хижина" или "кочерга"?
Избегайте сложных речевых оборотов. Не оспаривая талантов детских писателей, стоит заметить, что они не всегда учитывают особенности восприятия своей целевой аудитории. Длинные предложения лучше сокращать, а вместо непонятных словосочетаний вставлять знакомые. Для неугомонного трехлетки сказки выполняют функцию одного из главных источников информации о расстановке сил в нашем мире. Оказывается, волки едят зайцев, а зайцы любят капусту, которую выращивает мужик, называемый крестьянином. У крестьян же, в свою очередь, бывают красивые и уродливые дочки, умные и глупые сыновья, матерями которых часто являются сварливые бабы.
Во что играть. От 2 до 3,5 лет ребенок успевает пройти две стадии развития игры. Первая заключается в воспроизведении отдельных действий взрослых или любимых персонажей: карапуз топает как медведь, кормит куклу как мама и стучит молотком как папа. Но пока еще ребенок не отождествляет себя с тем, кому подражает, он поглощен самим действием. На второй стадии возникают простые ролевые игры: трехлетний малыш моделирует и разыгрывает в лицах эпизоды знакомых сказок или повседневные ситуации, типа "похода в магазин" и "посещения поликлиники". Он не только полностью входит в образ, копируя мимику, интонации и действия врача или продавца, но и требует от другого человека подыгрывать ему. На этом этапе не обойтись без участия папы с мамой или старших братьев и сестер. Педагоги и психологи заметили, что чем больше родители играют с ребенком, тем легче он адаптируется к реальным жизненным ситуациям, в которых необходимо принять на себя роль пациента, покупателя или гостя.
От 3,5 до 5 лет
Что читать. Атрибуты, относящиеся к полу ребенка, приобретают для него все большее значение, и этот процесс гендерного самопознания обязательно нужно учитывать при выборе книг. Малыш начинает отождествлять себя с персонажами своего пола, и если он не находит достойной фигуры для идентификации, то интерес к сказке быстро пропадает. Поэтому девочкам нужно читать про хитрых лисичек и принцесс, а мальчикам — о смелых зайцах и "войнушках". Этот возрастной период — время появления страхов, первых обид и конфликтов с ровесниками, поэтому сказки должны выполнять в первую очередь исцеляющую, психотерапевтическую функцию. Допустим, если дочка перестала быть единственным ребенком в семье, стоит сделать ей прививку от ревности вакциной из сказки "Гуси-лебеди". Если же наследник боится темноты, то ему имеет смысл прописать по две страницы "Краденого солнца" ежевечерне. Особую роль играют волшебные истории, создающие у ребенка ощущение, что на свете не существует нерешаемых проблем и из любой ситуации можно найти выход. Если сказку читают родители, то малыш чувствует, что именно они помогают ему избавиться от обиды, зависти и других гнетущих эмоций, и его доверие к взрослым значительно укрепляется.
Как читать
Поскольку сказки стали длиннее, читайте их по частям. Не пугайтесь, если малыш интерпретирует содержание по-своему, — лучше попытайтесь разобраться, из-за чего это происходит. Почему дочка сокрушается из-за того, что Элли потеряла серебряные башмачки, и совсем не радуется возвращению героини домой? Не потому ли, что вчера в детском саду вредные мальчишки закопали в кадке с фикусом ее чешки? Каким бы очевидным ни было сходство с недавними происшествиями, воздержитесь от комментариев, проводящих параллели между ними и сказочным сюжетом. Мышление малыша конкретно, и он способен уловить лишь созвучность своих переживаний и эмоций главного героя. Терпеливо отвечайте на вопросы, даже самые абсурдные. Будучи сильно привязанным к маме и папе, ребенок может не понимать, почему во многих сказках ничего не говорится о родителях главных персонажей — щенков, котят или птенцов. Какие трагические события привели к тому, что они самостоятельно разгуливают по улицам? " Если вы заметили, что содержание книги вызывает у ребенка сильное волнение, предложите ему вместе нарисовать иллюстрации к этой истории. Таким образом вы поможете наследнику глубже погрузиться в сказку и поучаствовать в развитии ее сюжета, При этом малыш может снабдить русского богатыря автоматом Калашникова или навсегда оставить Царевну-лягушку в ее зелено-бородавчатом обличье. Пусть так и будет — настаивать на исправлении неточностей не нужно: значит, именно они необходимы для того, чтобы ребенок избавился от эмоционального напряжения.
Во что играть. Как и сказка, игра в этом возрасте выполняет функцию "мельницы", которая перерабатывает все значимые эмоциональные впечатления и превращает их в полезный опыт либо в приятные воспоминания. Повторяя то, что его обрадовало или напугало, ребенок овладевает новыми впечатлениями и встраивает случившееся в свою картину мира. Кроме того, игра позволяет малышу преобразовать ситуацию: представить себя злым персонажем, победить обидчика или продлить радостное событие. От 3,5 до 5 лет ребенок осваивает игры с простым сюжетом. Если раньше он просто бегал по квартире с крышкой от кастрюли и играл "в водителя автобуса", то теперь ваше жилище и впрямь напоминает маршрут "Бирюлево — Выхино" с пробкой из машинок на отрезке между письменным столом и книжным шкафом. Сюжет игры — это последовательность ситуаций, связанных между собой, поэтому не вздумайте выносить из ванной дедушкин чемодан, надеясь, что сын про него давно забыл, — вы просто не знаете, что саквояж символизирует конечную остановку, до которой ехать еще 1 час 17 минут! В сюжетно-ролевых играх обычно задействовано несколько персонажей, но детям младше 5 лет сложно ориентироваться в отношениях между всеми героями, поэтому они упрямо придерживаются своей линии поведения. Если понаблюдать за четырехлетками, занятыми общей сюжетной игрой, то можно увидеть, что они играют не вме сте, а рядом. При этом каждый "перерабатывает" свою проблему и время от времени пытается вовлечь в этот процесс другого. Но детям еще сложно договориться между собой, поэтому в таких играх очень важно принимать участие взрослым — ведь только они могут научить ребенка компромиссам и уступкам.
От 5 до 6 лет
Что читать. Настало время вводить в читательское меню книги, описывающие разные стороны человеческих отношений, — на смену царевнам и драконам должны прийти мальчики и девочки, попадающие в легко узнаваемые ситуации. Подойдут "Денискины рассказы" В. Драгунского, "Пеппи Длинныйчулок" А. Линдгрен, "Мэри Поппинс" П. Трэверс и т.д. Если в волшебных сказках сразу понятно, кто хороший, а кто плохой, то в книгах, где маленький главный герой то удирает от полицейских, то выливает на голову прохожим манную кашу, образы неоднозначны. После 5 лет дошкольники способны сознательно проводить параллели между своим поведением и "книжными" детьми. "А я никогда так не делаю!" или "Я бы на его месте..." — восклицают детки. Когда родители слышат подобные признания, у них возникает соблазн напомнить хвастуну, что прохожие, может, и не страдали от его каши, но собака была расстроена, обнаружив в миске манку вместо привычного корма. Делать это нужно аккуратно — чтение должно быть для ребенка приятным времяпрепровождением, а не превращаться в "разбор полетов".
Как читать
Не забывайте, что 5 лет — это возраст "почему?".
Ребенка волнуют мотивы других людей, и одновременно он пытается разобраться в вашем отношении к прочитанному. Отвечая на вопросы о причинах поступков героев, избегайте навешивания ярлыков, типа "лентяй", "дурачок" или "простофиля".
- Предложите малышу посмотреть комиксы, в которых трудно понять содержание, не прочитав подписи под картинками.
- Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще видел вас — родителей — читающими. Жадность и зависть такие же двигатели прогресса, как и любознательность.
- Доверьте чтение книжек профессионалам — чаще включайте малышу аудиосказки.
В книгах, рассчитанных на этот возраст, много юмора. Не отказывайте ребенку в удовольствии снова услышать полюбившийся отрывок. Пусть смеется сколько захочет.
Книжки становятся толще, и часто случается, что, дойдя до середины, ребенок теряет интерес к истории. Это нормально! Наследник выводит вас из себя более изощренным способом, время от времени прося почитать про Карлсона с самого начала? Не сердитесь, поведение малыша говорит о том, что ему пока еще трудно удерживать в памяти длинную цепочку событий.
Во что играть. На смену простым играм приходят сложные сюжетно-ролевые игры. Детям приходится вступать в длинные дискуссии о том, кто кем будет, какие события произойдут и кто кого победит. Как правило, пятилетки придают большое значение деталям: они стараются как можно точнее копировать любимые мультики и книги, подражают актерам и тщательно продумывают костюмы. Ребенок, как сорока, хватает все, что блестит или шуршит, и, прижав ручонками к груди, умоляет отдать ему немедленно. Ведь ваша шапка держит траекторию полета не хуже головного убора Шляпника из "Алисы в Стране чудес" — ну что вам, жалко? Не будьте жадиной, отдайте! А еще помогите немного ее перешить, перекрасить и слегка подкорректировать ножницами. Да, про шапку придется забыть, зато ваше чадо станет мастером на все руки.
Что читать. Ребенку скоро в школу? Это не повод, для того чтобы убирать в шкаф сказки и красиво расставлять на полках Большую советскую энциклопедию! Если вы "хотите, чтобы книги давали развивающий эффект, будьте внимательны к вопросам наследника, к его спорам с друзьями и играм. Не торопитесь называть сына, увлекающегося жизнеописаниями динозавров, палеонтологом, а дочку, не расстающуюся с книжкой о породах кошек, ветеринаром: уже через месяц ребенок объявит вам о новом деле всей его жизни. Пора познакомить дитя с книгами о школе: человек должен знать о том, что его ждет в самое ближайшее время.
Как читать
Значительная часть книг о школьниках была написана в советский период. Родителям, заставшим это время или просто хорошо знающим историю нашей страны, не кажется странным, что дети с красными тряпочками на шее лазают по помойкам в поисках металлолома или собирают у соседей по дому ненужные газеты и журналы. Но представьте, как это воспримет ваш ребенок, которому не разрешают поднимать с земли даже монетки! В общем, если вы посоветовали наследнику прочитать "Тимура и его команду", краткий исторический экскурс лишним не будет.
Впервые в литературном рационе дошкольника появляются книги с грустным концом и событиями, показывающими, что жизнь не так уж легка и радостна. Найдите время для обсуждения драматических эпизодов; если ребенок плачет, сочувствуя героям, не утешайте его тем, что книжка — всего лишь выдумка автора. Так действительно бывает, но человек способен преодолеть любые трудности!
Пользуясь случаем, просите дошкольника "помочь" вам прочитать то или иное слово или предложение.
Во что играть. Школьная тема начинает звучать и в играх ребенка. У черепашек-ниндзя вдруг появляется наставник, обучающий их прыжкам с парашютом. А легкомысленная Барби теперь вынуждена носить за плечами кубик, обмотанный ленточкой и именуемый ранцем. Воспользуйтесь моментом и привнесите в игру элемент реальности, рассказав, что носят в школьном рюкзаке, как раскладывают учебные принадлежности на парте, как сидят на уроках и т.д. Постарайтесь построить игру так, чтобы в ней присутствовала фигура учителя — с указкой, строгим голосом и командой "Петров, к доске!".
К 7 годам дошкольник уже способен стать достойным соперником в любой настольной игре. Не важно, "Монополия" это или "Scrabble", главное — соблюдение единых для всех участников процесса правил. Если будущий первоклассник научится следовать инструкции, можно считать, что половина аттестата у него уже в кармане.