Ребенок весь день изводит бабушку предложением "молись и кайся", а старушка никак не может взять в толк, что на самом деле внук всего лишь хочет почитать про "Малыша и Карлсона"? Виной всему — звук "Р", который справедливо считается одним из самых сложно выговариваемых в мире. Так как же научиться произносить его правильно? Все что вам нужно — нехитрый комплекс упражнений, хороший логопед и немного теР-Р-Рпения.
Раньше врачи считали, что картавость связана исключительно с врожденным укорочением уздечки — этот небольшой кусочек ткани мешает языку нормально двигаться и высоко подниматься при произнесении звука. Увы, короткая уздечка — далеко не единственная логопедическая проблема. На сегодняшний день специалистам известно более 25 видов нарушений этого "капризного Р-Р-Р".
- Полное отсутствие звука, в таком случае малыш просто не говорит "Р", и вместо слова корова у него получается — коова.
- Горловой звук. Подобное произношение является нормой для немецкого и французского языков, но в русском причисляется к нарушениям. Этот речевой дефект вызван тем, что при произнесении "Р" вместо кончика языка у человека вибрирует мягкое небо или маленький язычок на нем.
- Одноударный "Р" чем-то сродни английскому "R", а называется он так, потому что в процессе произнесения звука кончик языка не вибрирует, а ударяется о твердое небо только один раз.
- При боковом произношении вибрируют края языка: если присмотреться к ребенку, можно заметить, что в момент, когда он говорит "Р" выдыхаемый воздух уходит не вперед, а вбок.
- Кучерский звук. Здесь снова вибрирует не то, что нужно: губы. На слух это похоже на "тпр-р-ру" — отсюда и название. К счастью, такое нарушение встречается довольно редко.
- Носовой звук, при котором "Р" произносится "в нос", как при насморке. Мягкое небо не закрывает проход в носовую полость, в результате происходит утечка воздуха в неправильном направлении.
Упражнения для растяжки подъязычной уздечки
Выполняются по 5 раз ежедневно, (затем количество повторов увеличивается до 8 раз) перед зеркалом. На начальных этапах показывайте ребенку, что и как он должен делать, — так малыш быстрее усвоит, чего от него хотят.
- "Окошко"
Максимально широко открыть и удерживать его в таком положение насчет—сначала это будет 1-2-3, потом1-2-3-4-5-6-7-8. Словом, чем дольше, тем лучше. - "Кукушка"
Рот широко открыт, язык переменно кладется на верхнюю губу и убирается за верхние же зубки. - "Чистим зубки"
Провести кончиком языка по зубам с внутренней стороны. - "Гармошка"
Язык поднять вверх и "присосать" к небу. Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. - "Маляр"
Широко открыть рот, поднять язык вверх коснуться бугорков за верхними зубами и двигать языком по поверхности неба вперед-назад.
"Барабан"
Рот широко открыть, кончик языка поднять вверх и громко, отрывисто произносить "Д-д-д-д-д".
Упражнение для вызывания звука "Р"
Широко открыть рот, язык поднять вверх, приблизить к бугоркам у верхних зубов, с силой подуть на кончить языка, чтобы он завибрировал, и длинно произнести звук "Р". Для наглядности можно предложить ребенку приблизить ладонь ко рту — так он сможет почувствовать и зафиксировать правильное движение воздуха.
Резать?!
Чтобы проверить, короткая у малыша уздечка или нет. попросите его максимально широко открыть рот и "присосать" язык к небу. Если ребенок не может поднять язык высоко, делает это с трудом или через боль — значит, с важнейшим "разговорным органом действительно не все в порядке.
У проблемы два решения: можно сразу подрезать уздечку, а можно попытаться ее растянуть.
Логопеды советуют не торопиться с операцией и попробовать исправить дефект упражнениями на растяжку. Курс рассчитан на 2 месяца ежедневных занятий, но если никаких сдвигов не произойдет, можно смело отправляться к хирургу-стоматологу, Подрезание уздечки — операция несложная: после обезболивающего укола врач за
Противопоказания к операции:
- непереносимость анестетиков;
- гиперактивность;
- специфическое строение ротовой полости;
- кариес (его, как и любые другие инфекционные болезни ротовой полости, необходимо вылечить заранее).
В некоторых клиниках научились подрезать уздечку лазером — это позволяет избежать процедуры снятия швов.
Ты меня слышишь?
Рассчитывать, что сразу же после операции ребенок "зарычит", не стоит — избежать упражнений и долгой работы с логопедом вам не удастся. Дождитесь заживления ранки — и вперед, к покорению речевых вершин.
Для начала выясните, опознает ли ваш ребенок звук "Р" в словах — предложите ему хлопнуть, когда вы зарычите, как тигр. Затем покажите детке ракету и спросите: "Это пакета? Лакета? Или вакета? А может быть, ракета?" Если малыш выберет правильный вариант — значит, все в порядке, если нет — то нужно натренировать речевой слух, то есть научить ребенка слышать и различать нужный звук. На этом этапе постоянно заниматься с логопедом необязательно, но получить рекомендации у врача, безусловно, стоит, ведь он подберет комплекс занятий, исходя из особенностей именно вашего чада.
Бывает, ребенок непроизвольно заменяет один звук на другой — похожий на него: дети могут устойчиво произносить Л, Й и "Г" вместо нужного "Р". А иногда они просто смешивают все эти звуки в один. До
Логопед говорит подрезать уздечку, а хирург категорически возражает против операции. Кто прав?
Если хирург приводит вам четкие аргументы против подрезания (противопоказана анестезия, близко расположены кровеносные сосуды), то к нему стоит прислушаться. В этой ситуации необходимо донести его слова до логопеда и попросить назначить новый комплекс упражнений, исходя из того, что операция невозможна.
Как объяснить ребенку разницу между звуком и буквой?
Очень просто. Звук мы говорим и слышим, а букву — пишем и читаем.
Что будет, если не правит речевой дефект в детстве? Может, он пройдет сам собой?
Увы, дефект закрепится и с течением времени никуда не исчезнет. У малышей могут начаться трудности с чтением и письмом. У подростков нередко появляется стеснение перед речью, и тогда — как следствие — возникает замкнутость, в которой, понятно, нет ничего хорошего. Во взрослом возрасте научиться правильно произносить любой звук (в том числе и "Р") вполне возможно, только на это потребуется гораздо больше времени и сил, чем в детстве. Поэтому не затягивайте!
Что делать?
Чтобы научиться раскатисто рычать, нужно хорошее дыхание: поток воздуха должен быть достаточно сильным, чтобы заставить кончик языка вибрировать. Для правильного "Р" малышу понадобится умение дуть на кончик языка: для тренировки подойдут обычные мыльные пузыри — научите ребенка выдувать их аккуратно и медленно, это не так уж сложно. Еще один вариант упражнении — сдуть кусочек ваты сначала с ладони, а потом с собственного носа. Чтобы "фокус" удался, нужно обязательно высунуть язык с загнутым вверх кончиком и дуть четко на него. Дальше все зависит от вашей фантазии — можно, например, играть ватками в футбол (перемещая их с помощью выдоха) или гонять их наперегонки.
На очереди — логопедическая гимнастика. Для подготовки языка к правильной вибрации отлично подойдет упражнение "Барабан": с его помощью можно не только растянуть уздечку, но и как следует натренировать мышцы языка.
Теперь, после того как вы устранили проблемы с речевым слухом и как следует разработали органы артикуляции, можно попытаться научить ребенка произносить "Р" правильно. Вместе с малышом (желательно выспавшимся и веселым) расположитесь перед зеркалом и попросите его проделывать все, что вы говорите, — каждый этап отрабатывайте до тех пор, пока выполнение не станет правильным.
И еще один совет: перед тем как начинать работать над произношением, возьмите зеркало и, глядя в него, скажите "Р". Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, какое положение занимают в этом мгновение ваши язык, губы и зубы — так вам будет легче проконтролировать артикуляцию у наследника.
Ур-р-ра!
И вот наконец-то трудный звук произнесен! Малыш доволен, вы счастливы, но тем не менее останавливаться на достигнутом нельзя: на самом деле все только начинается! Необходимо закрепить успех и сделать так, чтобы ребенок свободно, не задумываясь, употреблял "Р" в повседневной речи. Для этого повторяйте с ним различные слоги (сначала прямые, как "ра", потом обратные, как "ар"), а затем переходите к следующему этапу — легким словам. Постепенно вводите цепочки слов (заодно потренируете слухоречевую память) и слова подлиннее. Все получается? Отлично, значит, можно заняться "чистоговорками", придумать которые вы вполне можете самостоятельно — например: "Утром едем на метро, ро-ро-ро". Ну и что, что чепуха, зато работает! Главное, проследите, чтобы в рабочем материале не было сложных звуков "Л", "Л мягкий". "И" и "Р мягкий", иначе может произойти "смешивание" и малыш просто-напросто запутается.
Не забывайте о том, что ребенку должно быть интересно, нельзя просто приказать ему: "Иди-ка сюда, будем учиться говорить!" Постарайтесь превратить упражнения в игру: найдите яркие картинки к словам или подключите к занятиям любимых кукол с плюшевыми мишками. Детям обычно нравится игра "Радио": взрослый что-то говорит малышу на ушко, а тот должен повторить это вслух.
Многие юные "картавщики" прекрасно выговаривают звук, когда стараются, но стоит двери логопедического кабинета закрыться или маме уйти, все возвращается на круги своя. Дело в том, что развитие речи происходит прежде всего в общении, поэтому, забирая ребенка из сада, разговаривайте с ним о том, что встречается вам на пути, спрашивайте, как он провел день, и обязательно обращайте внимание на произношение "Р".
- В поликлинике
- В детском саду или школе (в зависимости от того, где обучается ваше чадо)
- В КДЦ(консультативно-диагностическом центре)
Зачем нужен логопед?
После проведенного комплекса упражнений нужный звук может и не появиться. Это значит, что вызывать его придется механическим путем, и тут уже без логопеда не обойтись. С помощью устрашающего вида инструментов — зондов — логопед искусственно создаст колебания языка, а затем медленно "приучит" артикуляционный аппарат работать без посторонней помощи. Кроме того, врачи используют в работе и зондовый массаж (в случае плохой подвижности языка) и еще целый ряд трудно поддающихся описанию приемов. В общем, рано или поздно ваш картавец зарычит, как настоящий лев, не ведающий страха и сомнений. Но, для того чтобы это произошло, помните, что работа даже самого лучшего специалиста не даст результатов, если вы не будете заниматься с ребенком дома, дотошно выполняя все медицинские рекомендации.
Папа (мама, дедушка) в детстве не выговаривал / до сих пор не выговаривает "Р". Может быть так, что именно с этим связаны нарушения дикции у ребенка?
Да, может. Существует наследственная предрасположенность к картавости. Кроме того, малыш просто мог усвоить неправильное произношение в процессе общения с этим человеком — в таком случае нужно постараться ограничить их контакт до тех пор, пока звук не закрепится.
Могу ли я, мама, присутствовать на занятиях с логопедом?
Имеете полное право. Но, к сожалению, ваше присутствие может отвлечь ребенка от упражнений. Именно поэтому логопеды часто просят родителей уйти из кабинета на время урока.
Ребенок не хочет заниматься. Что делать?
Прежде всего, выяснить причину. Ему больно или он слишком устает? Может быть, стоит немного сократить нагрузку? Или малышу просто недостаточно мотивации? Вы знаете ребенка лучше, чем кто-либо другой, поэтому наверняка сумеете подобрать к нему "ключик". За успехи в занятиях можно поощрять чадо конфетами или наклейками с изображением его любимых персонажей. Словом, ищите способ, и вам воздастся.