Случилось это с моей прабабушкой, бабой Гапой, давно, еще при царе-батюшке. Была у бабы Гапы корова Катька. Вся такая видная из себя, рыжая, почти бурая, только звезда во лбу белая, да ноги в чулочках. И молок хорошо давала, да вот беда — норовистая уж больно, погулять любила.
Моя прабабушка сидит на лавочке с прадедом, а вокруг их дети. Среди них - моя бабушка, мама моей мамы. Она первая в ряду на полу. |
Не один раз баба Гапа ее по тайге искала. Вот и в этот раз не вернулась Катька домой с пастбища. Осерчала баба Гапа, взяла палку потолще да пошла искать свою блудню. Долго искала, уж и смеркаться начало, глядит, а Катька ее лежит в кустарнике, один зад торчит. Ну, думает баба Гапа, я ей задам! Подкрадывается тихонько, чтоб не разбудить, да как давай ее палкой по хребту колотить со всей силы, да еще бранит ее, на чем свет стоит, блудню этакую. "Катька" со страху как подскочит!.. Баба Гапа так и обмерла вся — глядит, а то не Катька вовсе, а Михайло Потапыч собственной персоной отдыхал в своих владениях.
Бросились они с перепугу в разные стороны. Баба Гапа с криками да воплями, себя не помня, до деревни добежала, обсказала все, как было.
По утру, лишь светать стало, собрались мужики, вооружились кто чем мог — кто с ружьем, кто с рогатиной, собак взяли, да и пошли на то место, где баба Гапа "Катьку" воспитывала. Нельзя же медведя близ жилья оставлять, того и гляди скотину задерет, а то и того хуже — человека заломает.
Дошли до того места, где медведь отдыхал, баба Гапа указала, куда он дальше побежал. Мужики собак по следу пустили. Собаки до ручья добежали — остановились, след потеряли, значит. Собаки-то потеряли, а мужики-то нашли. Медведь — он хоть и большой, а сердце-то у него слабое. Вот по слабости сердечной остался он, его и нашли на той стороне ручья (он след за собой везде тоненькой струйкой оставлял). Глядят — лежит в малиннике. Из ружей прицелились, рогатинами ощетинились, собак пустили вперед. Собаки налетели на него, лают, кусают, а он лежит не шелохнется. Подошли мужики ближе, глядят, а Михайло Потапыч-то уже и преставился, помер, значит, со страху-то.
Вот и вышло, что моя баба Гапа медведя палкой убила. А Катька по утру сама домой пришла. Подоила ее баба Гапа, да опять в стадо выпустила.
Долго еще потешалась деревня над бабой Гапой, а родственники из поколения в поколение эту историю передают. Мне ее мама рассказала, а я вот решила записать. Героическая все же у меня бабка была — на медведя с палкой ходила!