А здесь можно прочитать Часть 1 и Часть 2.
Пособия Зайцева. Обучение чтению
В истории любого процесса наряду со взлетами, падениями и ровным поступательным развитием существуют редкие моменты действительно революционных озарений. Не побоюсь сказать, что именно так случилось и методическими разработками Зайцева. Изобретение Зайцева было просто, как все гениальное: на гранях обычных кубиков вместо привычных букв с картинками разместились склады, и малышам теперь не приходится мучиться над очередной головоломкой взрослых: как это так: "бэ" и "ю", а вместе почему-то читается "бю"...
Благодаря кубикам Зайцева обучение чтению из нудного рутинного процесса: обучение буквам - понимание взаимосвязи между буквами и звуками - слоговое чтение коротеньких слов - отработка техники чтения, - превратилось в веселую и увлекательную игру, в процессе которой дошкольники успевают научиться читать раньше, чем забава прискучит. "Стосчет" Зайцева - простая и наглядная система обучения математике. Даже самых маленькие и неспособные к математике дети научатся устному счету с переходом через разряд. Занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно пресловутые жи-ши).
Пособия Зайцева хороши сочетанием наглядности и системного подхода, они абсолютно конкретны и исчерпывающи одновременно. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - любит повторять Зайцев.
По Зайцеву можно заниматься дома, в школе и детском саду, с годовалыми малышами и первоклассниками; комплекты его пособий рассчитаны на детей всех возрастов, вплоть до средней школы. Я бы только хотела предостеречь от излишнего увлечения обучением по таблицам: стоит, все-таки, научиться считать в уме, знать наизусть таблицу умножения, да и диктанты писать не только кубиками, но и в обычных тетрадках. Причем с этим не стоит слишком затягивать, иначе у ребенка может выработаться определенный стереотип обучения, преодолеть который будет крайне сложно. Впрочем, не буду отнимать хлеб у Лены Даниловой, непревзойденного специалиста по методике Зайцева.
Изучение иностранных языков
Если вы не склонны к смелым экспериментам, вам подойдет классическая русская педагогическая школа. Она базируется на трех китах: чтение, музыка, языки. Там, где чтение - образ жизни, где читают для удовольствия и работы, стихи и прозу, вслух и про себя, - в таких семьях дети, как правило, подражая взрослым, начинают читать сами в четыре-пять лет без особых занятий. Читайте детям как можно больше и как можно раньше, сами читайте побольше в присутствии детей, и результаты не замедлят появиться - считают сторонники этой системы.
В прошлом веке детей очень рано начинали учить иностранным языкам. В мало-мальски обеспеченных семьях (отнюдь не только дворянских!) считалось необходимым нанять малышу гувернатку-француженку, через пару лет - немку, потом латынь и греческий в гимназии … Конечно, тех времен не вернуть. Канули в Лету и прогулочные группы, где старушки с дореволюционным образованием учили детей языкам.
Если вы говорите на иностранных языках без ошибок и с хорошим произношением, можно попробовать заниматься самим: стишки и песенки, мультики и компьютерные игры на иностранных языках, базовые лексические темы и элементарные основы грамматики будут полезны малышам. Только не рассчитывайте, что после таких занятий дома или на курсах ребенок действительно выучит иностранный язык. Это лишь хороший фундамент для серьезного обучения уже в школьном возрасте.
По-настоящему говорят на иностранных языках только дети, живущие в двуязычной среде, да и то нет единого мнения, так ли уж это полезно для детской психики. Во всяком случае, сейчас практически все специалисты сходятся во мнении, что без особой необходимости не стоит заниматься с ребенком иностранным языком раньше, чем он полностью овладеет родным (то есть, примерно до трех лет).
Занятия музыкой
В те времена, когда не было телевизоров, магнитофонов и даже радио, домашнее музицирование было одним из главных развлечений. Поэтому элементарные основы музыкальных знаний имели практически все дети из образованных семей. В дневнике личного врача Людовика XIV есть сведения о том, что будущий король начал играть на скрипке (тогда это был простонародный инструмент), когда ему было … полтора года, а на лютне (инструмент аристократов) - в четыре.
Безусловно, музыка очень полезна для развития ребенка, и чем раньше начать его учить, тем больше шансов, что у малыша разовьется слух, что он действительно будет хорошо играть. Проблема заключается лишь в том, что в России практически не учат любительскому музицированию. Отдав малыша в четыре-пять лет в музыкальную школу (а сюда и поступить-то непросто: конкурс! прослушивание!), мы обрекаем его на многие годы систематического тяжелого труда, а если у ребенка нет яркого таланта, этот труд почти непосилен. Но даже если ваш малыш действительно очень музыкален, не слишком спешите со школой. Начав заниматься слишком рано и делая заметные успехи, в семь-восемь лет ребенок будет играть уже очень серьезные произведения, к исполнению которых не будет готов ни морально, ни физически.
Тем не менее, заниматься музыкой с малышами не только можно, но и обязательно нужно. Почаще слушайте классическую музыку во время беременности. Я, например, надевала наушники прямо на живот, и по реакции малыша ясно было, что он в восторге. Новорожденному как можно раньше, лучше прямо с рождения, начните ставить кассеты Железнова "Музыка с мамой", на них есть специальные упражнения для развития слуха и чувства ритма. Сейчас продаются прекрасные серии кассет с классической музыкой в специальной аранжировке для детей. Если вы хоть чуть-чуть умеете петь, пойте малышу сами, играйте ему на любых доступных вам инструментах. Все это прекрасно развивает слух, приучает детей к постоянному присутствию музыки в их жизни.
Система Судзуки
Можно отдать малыша в школу или группу, где занимаются по системе японского педагога и музыканта Судзуки. Эта система рассчитанна на совсем маленьких детей, от полутора до трех лет. Здесь никто не станет торопить вашего малыша, он может сначала посмотреть, как играют другие дети и включиться в занятия, когда будет готов. Кроху не станут пугать экзаменами и ругать за не выученные гаммы: здесь царит атмосфера творчества и уважения к маленьким музыкантам. Обычно в таких группах детей учат играть на скрипке, но есть разработки для виолончели, фортепьяно, флейты. Если вам на ухо наступил медведь и вы не знаете ни одной ноты, не огорчайтесь: слух прекрасно развивается, а учиться вы будете вместе с малышом. Система Судзуки как раз и построена на том, что родители сначала учатся сами, а потом учат детей.
Педагоги-классики считают, что недостатком этой системы является то, что детям не ставят руки и они привыкают играть неправильно. Но если вы не планируете, что ребенок будет заниматься музыкой профессионально, это не так важно, а если он захочет продолжать занятия, руки можно и будет и переставить или перейти с возрастом на другой инструмент.
Если вам не по душе методика Судзуки или такой школы просто нет рядом с вами, можно просто отдать ребенка в хорошую хоровую студию: попасть туда проще, чем в школу, да и требования не так суровы, а пользы ничуть не меньше, тем более, что в хороших студиях в программу входят, как правило, индивидуальные занятия фортепиано.
Надеюсь, что мой небольшой обзор поможет вам выбрать подходящие для вас и вашего малыша системы раннего развития. Скорее всего, как и большинство родителей, вы методом проб и ошибок выработаете собственную систему, используя те элементы различных методик, которые подходят вашим детям. Важно только, чтобы проб было не слишком много, от ошибок не пострадали дети, а ваш дом не превратился в лабораторию по изучению педагогических инноваций.