Изучение ребенком основ личной безопасности — насущная потребность нашего времени. Обученный ребенок чувствует возможную опасность и действует по проверенной формуле: «Предвидеть; при возможности — избегать; при необходимости — действовать».
Очень редко приходится ребенку по-настоящему действовать, поскольку профилактические меры сильно уменьшают вероятность попасть в какую-нибудь неприятную историю. Но предусмотреть все невозможно.
И тогда происходит следующее: «Следствием установлено, что в ночь на 19 марта 2008 года 22-летний разнорабочий одного из местных сельхозпредприятий силой проник в дом своих знакомых... Дома была одна несовершеннолетняя дочь хозяина. Угрожая ножом, ... попытался надругаться над девушкой, однако последняя оказала активное сопротивление. Не сумев завершить задуманное, ... ушёл, пригрозив потерпевшей убийством и нанёс ей несколько ударов ножом по рукам и телу. Утром несовершеннолетняя рассказала о случившемся родственникам, которые сообщили об этом в правоохранительные органы. Нападавшего задержали. В настоящее время расследование уголовного дела завершается, в ближайшее время оно будет передано в суд».
Это происшествие показывает, что нападение может произойти даже в том случае, если ребенок соблюдает все правила безопасности (отметим, что родителям нужно было своевременно укрепить дверь).
В рассматриваемом случае девушка сумела оказать достойное сопротивление. Как это она сделала? В тексте новости это не указывается, однако, судя по тому, что вооруженный ножом преступник не смог добиться своего, девушка действовала решительно.
Ребенок не в силах успешно противостоять взрослому человеку. Вести поединок могут только физически подготовленные и хорошо обученные подростки. Что же может сделать маленький ребенок 8-11 лет? Специалисты по детской безопасности предлагают следующие варианты решения этой проблемы.
Пола Статмен, известный американский семейный психотерапевт и консультант по вопросам личной безопасности детей и подростков, советует: «Кричать, бежать и рассказывать. Это правило дети легко запоминают и охотно следуют ему при попытках похищения. Научите ребенка специальным словам на случай, если кто-нибудь схватит его на людях: Нет! Нет! Ты не мой отец! Ты хочешь похитить меня! Это наверняка отпугнет похитителя и привлечет внимание окружающих. В определенно смысле эти слова эффективнее, чем Помогите! или Прекратите!, которые прохожие часто воспринимают как семейную ссору. Увидев ребенка, борющегося с ребенком, они могут решить, что это сын получает взбучку от отца. Ребенок должен выкрикивать такие слова, которые наверняка привлекут внимание прохожих и заставят их считать, что:
- этот человек чужой ребенку
- ребенка уводят против его воли
- ребенок нуждается в помощи»
(Статмен Пола. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей// Пер. с англ. С. А. Юрчука. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 272 с.(Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
Дубягин Ю. и Богачева О. рекомендуют следующее: «Если народу на улице нет, лучше всего громко кричать: Пожар!. В случае если ребенка попытаются увести или насильно усадить в машину, ребенок должен кричать примерно следующее: Меня зовут... Мой домашний телефон... Моих родителей зовут... Позвоните моим родителям, текст может быть изменен, но основные его компоненты должны остаться, т.е. имена, телефон и просьба позвонить. Помните, что текст должен быть максимально кратким и не содержать лишней информации, его ребенок должен помнить всегда, и, выходя на улицу, вы еще раз просите проговорить его».
(Дубягин Ю., Богачева О. «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления»).
Врач, мастер спорта по самбо и талантливый литератор Евгений Гаткин пишет: «...Если учить его только лишь тому, чтобы он предвидел и избегал опасности, можно воспитать боязливого человека. Это не поможет в искусстве выживания. Осторожность, а другими словами — трусость, в критических ситуациях сослужит плохую службу. Ненаученный противостоять агрессивной среде, застигнутый ею врасплох, ребенок всегда становится жертвой... Учить ребенка адекватно отвечать на агрессию нужно с самого раннего возраста... Нужно воспитывать в сыне или дочери способность противостоять агрессии на своем уровне, доступными для них средствами... Малышу следует знать, что если кто-то пытается схватить его, спастись можно громко крича. Орать нужно так, чтобы у самого уши закладывало... Просто у ребенка не должно формироваться психологии потенциальной жертвы»
(Гаткин Е. Я. Энциклопедия личной безопасности, или Искусство жить без риска / Евгений Гаткин. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 510, [2] с.: ил.).
Названные книги необходимо прочитать каждому родителю, который хочет получить квалифицированные советы по обучению его ребенка основам личной безопасности, потому что авторы книг — профессионалы своего дела. Мы же, в свою очередь, предлагаем схему краткосрочного боя ребенка с агрессивно настроенным взрослым в ситуации, когда бегство вследствие захвата за руку пока невозможно.
В качестве критической ситуации рассмотрим следующую: посторонний человек незаметно подходит к ребенку и хватает его за руку. Как быть в таком случае? В большинстве случаев ребенок оказывается не готов к противоборству с сильным и решительным противником. Но шанс все-таки есть. Он заключается в том, что незнакомец обычно не видит в ребенке достойного противника и считает, что сопротивление ему оказано не будет. Если же ребенок имеет определенную подготовку и навыки ведения краткосрочного боя, шансы на освобождение появляются, и весьма реальные.
Его девизом должно быть «Вырваться и убежать!»
Предлагается следующая схема ведения короткого боя.
1. Кричу! | 2. Срываю захват | 3. Бью по ноге | 4. Убегаю! |
«Ты чужой! Я тебя не знаю!» | http://mortalfite.narod.ru/sambo2.htm |
http://mortalfite.narod.ru/sambo2.htm |
(уже никого нет) |
Как уже отмечалось выше, специалисты по детской безопасности рекомендуют кричать о том, что этот человек, который борется с ребенком — не его родственник. Например: «Ты чужой, я тебя не знаю! Это не мой папа! Это не моя мама! Помогите!» Можно выкрикивать свои имя, фамилию и домашний номер телефона, чтобы прохожие связались с родителями. Но слова: «Ты чужой, я тебя не знаю!» должны быть выучены и многократно отрепетированы. Следует отметить, что в том случае, если людей вокруг не видно, разумнее сначала кричать: «Пожар!», как рекомендуют Юрий Дубягин и Ольга Богачева. Есть большие шансы на то, что кто-нибудь полюбопытствует и выглянет в окно.
Какие приемы самообороны может освоить ребенок? Во многих пособиях рекомендуется кричать, кусаться, пинаться, то есть оказывать яростное сопротивление. Конкретизируем общие рекомендации в конкретную схему сопротивления.
Познакомившись с пособиями по самообороне, выберем описание способов освобождения руки ребенка от захвата.
Итак, во-первых, жизненно важно громко кричать: «Ты чужой, я тебя не знаю!»
Во-вторых, нужно сжать в кулак захваченную руку, положить на этот кулак свою свободную руку, не сгибая запястья. Обратив внимание на положение большого пальца нападающего, необходимо свободной рукой резко дернуть захваченную руку в направлении большого пальца противника. Используя не только силу обеих рук, но и всего тела, как можно резче разворачиваемся в сторону большого пальца противника. При этом наша рука вырывается из захвата противника.
Описание выглядит длинным и громоздким. Сам прием длится доли секунды (если ребенок отработал его на папе или маме минимум несколько сот раз).
В-третьих, если противник так силен, что вырваться очень трудно, задача ребенка — ослабить захват. Этому может способствовать удар ногой по голени или колену. Следует учесть, что удары ногой по колену могут привести к тяжелой травме нападающего. Удары же в голень, как правило, не приводят к последующим травмам, при этом эффективно вводя нападающего в состояние болевого шока независимо от массы и размеров атакуемого взрослого противника. Такие удары требуют чувства равновесия, поскольку необходима определенная точность. Ребенку трудно соблюсти все правила удара, поэтому можно для начала ограничиться упрощенным вариантом. Наносится удар примерно так, как бьют по футбольному мячу. Родители могут приготовить какой-нибудь мягкий, но достаточно прочный и жесткий предмет (проще всего купить макивару) и попросить ребенка попрактиковаться в ударах ногой. Тренер по самообороне поможет «поставить» удар правильно, и задача ребенка будет заключаться в его дальнейшей отработке и совершенствовании.
Опять-таки заметим, что чудес не бывает. Ни разу не ударявшая ногой даже по мячу девочка просто не попадет по ноге взрослого субъекта. Если же она пройдет соответствующий курс по обучению удару и потом попрактикуется под руководством родителей или инструктора, эффект будет замечательным. Увлекшаяся процессом обучения второклассница может так ударить зазевавшегося на секунду партнера, что он неделю будет прихрамывать и ругать себя за сдвинутую в сторону макивару, открывшую его голень для удара. Отработка, отработка и еще раз отработка. Потом навыки необходимо «освежать в мышечной памяти», чтобы быть всегда в готовности.
В-четвертых, стремительный бег в безопасном направлении. Бежать нужно быстро, постоянно меняя направление движения, чтобы тяжелый взрослый противник вынужден был терять время, совершая маневры на поворотах. Чем больше ребенок тренируется в беге, тем больше у него шансов убежать даже от взрослого преследователя. Ловкий, подвижный и маневренный ребенок не даст ему ни одного шанса.
После выхода из опасной ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о столкновении с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы злоумышленника.
Не забываем, что во время всей операции освобождения ребенку нужно продолжать орать во весь голос: «Ты чужой! Я тебя не знаю! Отпусти!»
Родителям, желающим ознакомиться с различными схемами боя, обогатить свой арсенал самооборонщика и выбрать приемы для обучения и подготовки своих детей, рекомендую обраться к следующей книге: Степанов М. В., Майоров О. В. Защитный код: Как выжить в нашем городе. — М.: Грифон, 2007. — 496 с.
Но для того, чтобы эта система работала, необходимо все эти действия отрабатывать: многократно и в полную силу. Уйти с родителями в лес и кричать во всю мощь легких, бесконечно вырывать свою руку из папиных и маминых захватов, пинать по макиваре и бегать на короткие и длинные дистанции. Тогда ребенок при необходимости сможет действовать агрессивно, решительно и результативно.