Методика обучения в начальной школе «по Жохову» окружена загадочностью и вызывает много вопросов. Журналист и мама первоклассника-хоумскулера Инна Баранова решила выяснить, что обещает новаторский метод и в чем заключены претензии его критиков.
Владимир Иванович Жохов — заслуженный учитель России, автор учебников для средней школы и методист — разработал технологию обучения детей начальных классов. В России пока лишь несколько десятков классов Жохова, но, вероятно, их число будет расти: интерес к альтернативным методам образования сейчас высок, а большинство отзывов в интернете — восторженные.
Методика Жохова. Обещания
Жоховская методика, судя по «предвыборным» обещаниям, имеет множество преимуществ перед обычными школьными уроками и сулит ученикам невероятное:
- снижение заболеваемости в два-три раза;
- дети осмысленно и с удовольствием много читают, пишут и с радостью ходят в школу;
- нормализуется познавательная активность детей — как в школе, так и дома или в кружках и секциях;
- за 4 месяца работы дети легко изучают основной материал 2 лет обучения;
- улучшаются социально-психологические показатели: дети поют, танцуют, не стесняются публичных выступлений.
Достаточно одного из этих пунктов, чтобы заинтересоваться системой Жохова, а ведь среди прочих достижений есть и «улучшение опорно-двигательного аппарата», и «реализация потенциала, заложенного природой». Однако за счет чего достигаются фантастические результаты, остается тайной. В свободном доступе описания магических приемов не отыскать, сам В.И.Жохов делится ими только с учителями, у которых уже есть сформированный первый или второй класс и, видимо, берет с них слово, что все разработки останутся тайной.
Как это организовано
Проект основывается на самоорганизации родителей. Инициатива открытия классов всегда идет от людей, которые прочитали о методике в интернете, вдохновились и отправились искать единомышленников, ходить по школам, рекламировать систему директорам и учителям, используя заманчивую информацию официальных групп.
То есть чтобы ребенок попал в «жоховский» класс, нужно либо прикрепиться к только открывающемуся классу, либо собирать его самостоятельно. Очная группа из минимум 16 человек — обязательное условия для начала работы по системе. Как правило, «жоховские» классы открываются на базе государственных школ.
Перед началом учебного года родители оплачивают годовой курс методики — это диск с мультимедийными материалами, а также еженедельные онлайн семинары для учителя.
Что необычного в системе Жохова
- Активное использование проектора на занятиях.
- Уроки мультипредметные, информация выдается небольшими блоками, например, на математике поют, обсуждают темы «Окружающего мира» или лингвистики.
- Нелинейная структура подачи материала: темы повторяются и перекликаются. Если ребенок заболел и пропустил несколько дней, он еще не единожды получит информацию по теме.
- Не придается значения ведению тетради (пресловутое «отступим две клеточки»). Вместо упора на развитие мелкой моторики декларируется акцент на развитии мозга. В первом полугодии первого класса нет прописей, зато есть маркерные доски.
- Культивируется ценность работы в команде, в почете ответы хором.
- Возраст детей в классе может быть от 5,5 до 8 лет.
- Заявляется, что двигательная активность школьников не ограничивается, они могут передвигаться, подходить к учителю и помогать товарищам.
В чем сомнения
Самые серьезные упреки предъявляются к методике Жохова в связи с тем, что невозможно познакомиться заранее ни с самой методикой, ни хотя бы с одной ссылкой на научные исследования, на которые она опирается. Кроме отзывов родителей и рекламных обещаний, чем-то напоминающих риторику «магазина на диване», вдумчивому родителю нечего анализировать.
В ситуации информационного дефицита поклонники системы вынуждены размахивать руками и хвалить образовательную технологию голословно. В официальных группах кивают на видеовыступления самого В.И.Жохова, например, такое. Однако после просмотра возникает больше вопросов, чем ответов. Например, автор методики утверждает, что его работа основана на выдающихся достижениях нейрофизиологии и психолингвистики, но ничего конкретнее он говорить не будет, потому что слушатели не в состоянии этого понять.
В выступлениях много довольно странных заявлений о том, что «между 6 и 8 годами у детей происходит сброс нейронов, которые уже появились, но работать не начали» (ссылка та же), что «в школе 10-15 процентов приличных учителей», или что за первые две недели дети проходят почти весь первый класс, чтобы «запасенные нейроны загрузить работой». Мало-мальски образованный человек расстроится, услышав что-то подобное.
Другой серьезный аргумент против методики — слайды на занятии играют большую роль, чем педагог. Утверждается, что каждый слайд продуман с точки зрения цветов, их сочетаний и насыщенности, важны все линии, стрелки, шрифты и термины, имеет значение даже, под каким углом на экран выползает то или иное слово. Вроде бы слайды устроены таким образом, чтобы не только способствовать профилактике заболеваний глаз, устранять детскую усталость на уроке, но и налаживать правильную работу мозга. В этом процессе роль учителя сводится лишь к тому, чтобы вовремя нажимать на кнопочку, произносить заготовленные слова и, возможно, контролировать моменты, когда что-то идет не так — вот, собственно, и все.
В.И.Жохов: «Первый поток воздействия на ученика — через экран. Убедительная к учителям просьба: всякие лишние вещи из класса убрать, особенно на первое время, например, такие веселенькие картинки, на которые можно рот открыть и долго смотреть. Нам этого не надо. Мы получаем ребенка детсадовского с несформированным вниманием. У него в безобразном состоянии лобные доли, и пока мы внимание не организуем, на это месяц потребуется — разобраться с лобными долями, надо, чтобы отвлекающих факторов просто не было. Грубо говоря, надо сделать так, чтобы просто некуда было больше смотреть: картинка на экране и больше ничего...» Подробнее — здесь.
Классическое обучение строится на контакте преподавателя с классом, его харизме, его умении удерживать внимание, объяснять сложное простыми словами, видеть, кто из детей в каком темпе движется... Здесь занятие строится по другим принципам. Яркие слайды постоянно удерживают непроизвольное внимание, работа идет в довольно быстром темпе, дается множество практических заданий, происходит плотный тренинг.
Вот что в своем ЖЖ пишет педагог Владимир Погодин, юзер logpoint: «Одна из фишек методики, помимо преимущественного использования интерактивных фронтальных тренажеров — временнОе программирование. Жохов планирует время реакций детей на те или иные воздействия, выстраивая их в определенном порядке. В сложные моменты вмешивается учитель, чтобы действие не „зависало“. Воздействие является постоянным, ребенок является ведомым с начала до конца урока, его творческие усилия — в тех временнЫх и содержательных рамках, которые назначены курсом».
Начальная школа по Жохову. А что дальше?
По отзывам после первого года обучения дети бодро считают в столбик, знают таблицу умножения и не стесняются выступать перед классом. Но даже «опережающее» обучение и потрясающие умения выпускников жоховских классов становятся минусом, когда понимаешь, что методика рассчитана лишь на начальную школу. А что родителям и детям делать дальше? Идти в обычную школу и адаптироваться среди детей, которые не привыкли ходить по аудитории во время урока? Или, может, переходить на семейное обучение?
Ольга Васильева, психолог, руководитель семейного пространства «Гнездо»:
«Всерьез задумывалась о классе Жохова. Думаю, что это хорошая альтернатива обычной массовой школе, особенно теперь, когда сын пошел в первый класс гимназии. Что смутило — сложилось впечатление, что в классе активно формируется перепривязанность к ровесникам. Это культивируется: детям дают такие знания, чтобы они точно дома оказались осведомленнее родителей, родителям нельзя делать уроки с детьми. Т.е. отстраняют родителей, иерархию сбивают, ровесники на первом плане, там класс как одна семья. Еще минус — обучение по плану методиста, Жохова, роль учителя минимальна. Но зато динамичнее, чем в обычной школе. В общем, однозначного мнения у меня нет».
Фото с официальной страницы системы Жохова на Facebook
Почти два месяца проучились "по Жохову". Пока что я очень довольна тем, что наблюдаю (у меня 3й ребенок, есть с чем сравнить). У ребенка сохранено всё то, что дали на хорошей дошкольной подготовке, плюс он уже продвинулся сильно дальше в плане математики (что было бы в 1м классе с ним, страшно представить). С письмом у него были проблемы еще в дошколке, сейчас они пишут письменными буквами размером где-то 2см - стал следить за соблюдением высоты, правильностью написания элементов. Раньше он это делал только в моем присутствии. И сейчас часто путается в письменной "вязи", но, по крайней мере, не боится и не отчаивается (это, ИМХО, наиглавнейшие условия обучения любому навыку, который дается с трудом). Домашка в виде "секретных материалов" - пару десятков примеров (в т.ч. в столбик считают), логические задачи. Письмо - пишут слова и предложения по образцу, собственное имя, имена родственников (это проект "моя семья"). Садится за уроки без напоминаний, берет у учителя дополнительные задания. Минут 20 в день занимает домашка. Очень выросла познавательная активность, причем в сторону осознанной деятельности. Болел один день (без температуры), учительница прислала задание по электронке. Стал читать сам, хотя умел читать давно, но не стремился к этому. Немного устал - конец четверти, в следующем полугодии перейдем на 5+1, но в школу рвется и даже по выходным делает домашку (которую прислали во время болезни на графическом планшете). В коллективе есть "тёрки" с таким же "умным" мальчиком, но у которого "хромает" дисциплина. Никакой "перепривязанности к ровесникам" не заметила - это то ли творчество конкретного педагога, то ли комплексы мамы-автора. Насчет отсутствия информации автор противоречит себе, ибо она же где-то нашла всю ту информацию, что изложила в статье.Закрытость методики Жохов объясняет тем, что если он выведет всё в "общественное пространство", пойдет вал обсуждений, в которых у него нет никакого желания участвовать. Я его очень хорошо понимаю. Плюс когда Жохов попытался объяснить на уровне физиологии (нейроны, полушария головного мозга....), большинство не "врубилось" и сказало, что это всё фигня и голимая реклама. Где они прочитали о научных основах традиционных педагогических методик для начальных классов, для меня остается загадкой. Думаю, тут скорее вера в то, что "государство плохому (плохо) не научит". То, что Жохов попытался исключить "харизму учителя" как основной фактор успеха обучения мне скорее импонирует, т.к. сейчас родители играют в лотерею - повезет-не повезет с учителем. Но утверждать однозначное преимущество такого похода не буду, ибо нам о-о-очень повезло и с учителем, и с образовательным центром и где заканчивается "Жохов" и начинается "харизма" нашей Натальи Владимировны я не могу сказать.
2016-10-21, Медведка
Учитель со стажем 32 года, большинство детей в классе шли не на методику, а "на учителя",. Она изучала тему, ходила на уроки в другие школы, преждем чем принчть решение о работе по этой методике, сейчас очень довольна, ей пришлось перестраиваться и ломать себя во многом, но ей нравится результат. Другим учителям тоде нравится, но они не хотят трудиться и перестраиваться, поэтому больше никто пока не решился взять такой класс. Психолог 2 четверти работала с классом и была довольна, говорила дети другие.
Проектор не занимает весь урок, на него выводится задание, дети выполняют задание, много отвечают хором, даже те, кто не смог сам решить задачу в группе "доходят". Много повторов пройденного материала. Сейчас я не припомню нюансы, урока, хотела описать сразу после урока, сейчас через четыре месяца я не помню сами задания, поэтому не могу привести конкретный пример.
Чем проектор вреден для глаз? Дети смотрят на экран, с таким же успехом могли сиотреть на доску или на наглядные пособия. В общей сложности, потраченного на разглядываение экрана за 3 урока по 45 мин не больше, чем современные дети проводят перед телевизором или планшетом. Мои могут 1,5 часвой мульт смотреть, не отрываясь, погулять и в планшет поиграть по полчаса, не уследишь и больше. Если для кого- то опасается нагрузки, надо исключать в будни телевизор и т.п.
Методика не на всех срабатывает, как в рекламных роликах, у меня дочь не любит читать совершенно, не учит стихи, не хочет делать что-то дополнительно к тому что задали. Но то что задано делает сама без напоминаний. Сын, обучавшийся по обычной методике у той же учительницы и очень успешно, тоже терпеть не может читать.
Нет сил писать с телефона, если есть конретный вопрос, отвечу насколько в теме. Пространно писать это ни о чем. Для понимания насколько методика может быть хороша скажу, что я была готова к тому, что если дочь будет учиться по обычной методике, забрать ее на домашнее обучение, но не потому что я фанат и т.п., скорее наоборот, а потому что понимала, что ей не справиться с программой в том виде в каком сын ее проходил, школу она бы возненавидела. А сейчас у нее прекрасно все по математике, она справляется с письмом и риторикой не худе детей, у которых нет особенностей развития (у нас задержка речевого)
2017-04-06, Nadek
Добавлю из ответов на вопросы, поступающие в личку )
Вопрос с тем, что "после", ИМХО, стоял бы остро, если бы из детей обещали воспитать супер-пупер вундеркиндов или глубоких социопатов. Но, как я понимаю методику, "на выходе" все (и Жоховцы, и "традиционалы") оказываются более или в одной "точке" по объему знаний и овладению навыками, но разными путями ). Понятно, что переход в другую школу неизбежен и будет несколько более болезненен чем в рамках одной методики. Понятно, что предположение автора о том, что ребенку будет сложно адаптироваться среди тех "кто не привык ходить по аудитории" - это из разряда знаменитого погрязания Лондона в конском навозе к середине ХХ века - неверная экстраполяция. В 4м классе никакого сидения под партами и вольного хождения по классу в жоховских классах нет и в помине - для десятилеток это уже совсем не свойственно и нефизиологично. Главной проблемой, кмк, будет оказаться среди одноклассников с низкой мотивацией. Но точно такая же проблема у моей средней, в обычной традиционной школе. Пока дождались, пока одноклассникам "подвезли мозги", много было слез пролито после "а оно тебе надо", "не высовывайся", "самая умная что-ли" и т.д. Тут надежда опять же на методику - моменты социальной адаптации , team building`а, там гораздо сильнее, чем в обычной школе (там их фактически нет). И на то, что с тем подходом, который воспитывает методика, есть надежда уже к концу началки "засветиться" на каких-то проектах, в каких-то школах для мотивированных детей, где дети будут более "подобны" ему (ну, это уже мои фантазии))
2016-10-24, Медведка
Тоже доучиваемся первый класс по этой методике. Минусов не вижу вообще. Обещали, что ребенок будет уставать, но даже этого не замечаю. Есть определенные проблемы у ребенка в силу его особенностей, которые еще вылезут в дальнейшем обучении, но при обучении по обычной методике дочь уже бы отказалась ходить в школу, я уверена. А сейчас ходит без напрягов, просится в продленку! Самое главное в начальных классах не вызвать отторжения у ребенка процессом обучения. При посещении открытых уроков увидела наглядную разницу с процессом учебы в обычном классе (есть старший ребенок) и в жоховском. Методика работает! Из моего наблюдения и по отзывам других родителей других классов, обучающихся по методике Жохова у меня сложилось убеждение, что очень многое зависит от учителя. Поэтому абсолютно все классы будут разные, поведение детей во всех классах отличается. Когда создавался наш класс я надеялась, что хотя бы первый класс поучимся, а потом если методику не дадут на второй год, все равно уже будет легче ребенку с таким запасом, а сейчас мечтаю о продолжении учебы на всю началку. Тем, кто решится отдать ребенка в такой класс, можно только позавидовать.
И да - школа у нас обычная муницпальная, методику оплачивала школа, предоставила интерактивный экран, проектор. Родители обеспечивали только доски, маркеры, карандаши и прочие расходные материалы, все в разумных пределах.
2017-04-06, Nadek
Спасибо за отзыв. "Чем проектор вреден для глаз?" - тем, что глаза в напряжении. Если дома современный телевизор, то глаза меньше утомляются, чем от смотрения на экран проектора. Ну а с доской и вовсе не сравнить, к тому же при традиционной методике не так много они смотрят на доску, большАя часть урока - работа с учебником.
2017-04-07, uzon
Можно задать вам вопрос, что конкретно вы увидели на открытом уроке? Какую разницу с обычным классом? Является ли работа с проектором основополагающим элементом обучения и как это соотносится с заявлениями о здоровье сберегающих методах, ведь проектор вреден для глаз? Какое образование у вашего учителя?
2017-04-06, uzon
Уважаемая редакция, спасибо за статью!
2016-10-22, uzon
Всего 7 отзывов Прочитать все отзывы.