Не в том смысле, что "есть надежда выйти замуж за принца", а про то, что "...силы не жалея, целый день тружусь-тружусь, с печкой я вожусь-вожусь...". Про работу до смерти.
Пионер – всем ребятам пример
Как давно вы встречались со своими друзьями "в реале"? Сколько часов – на самом деле – длится ваш рабочий день? Хочется ли вам после работы пойти еще куда-то, а не доползти до койки и отключиться? В любом журнале, от психологических до самых что ни на есть глянцевых, можно обнаружить похожие вопросы теста, ответив на которые вы в очередной раз убедитесь: вы трудоголик в тяжелой форме. Но никто не задается вопросом – почему?
Некоторых своих подруг я не видела уже 6-7 лет, хотя перезваниваемся регулярно. Нет сил (и желания) тащиться на другой конец города, все замотаны работой, почему-то часто болеем, вертимся, как белки в колесе, – почему? Какая злая сила за нами гонится? Отчего мы с готовностью хватаемся за новые и новые обязанности, не спрашивая: "А что я с этого буду иметь?", стараемся угодить домашним, кидаемся помогать друзьям, забывая о себе. Какая злая мачеха посадила нас бесконечно пропалывать сорняки и отделять кофейные зерна от маковых?
Помнится, последнее задание мачехи звучало так: "Познай самое себя". Вот этим и займемся.
Мотивация: поем свою песню
В современном мире мотивация – один из краеугольных камней психологии. В самом общем виде: мотивация – это то, что толкает человека на осмысленные (по большей части) действия. Это ответ на вопрос "зачем ты это делаешь?". Сумма наших желаний, осознанных и не очень. Например, когда ваш сын три часа делает биологию, мотивацией может быть: желание получить хорошую отметку и обещанный подарок в конце четверти ("положительная мотивация"); страх получить плохую отметку и быть наказанным ("отрицательная мотивация"); интерес к предмету ("познавательная мотивация"); желание выпендриться на уроке и заслужить благосклонный взгляд Кати, которая сидит слева через ряд ("социальная мотивация"), и так далее. Говорят о "преобладании игровой мотивации над учебной" у младших школьников. Создают "потребительскую мотивацию" у потенциальных покупателей. Устраивают специальные мероприятия для "повышения рабочей мотивации" у сотрудников. Вот рабочую мотивацию и рассмотрим подробнее.
Для чего мы вообще работаем? Странный вопрос, скажете вы, для прокорма, конечно. Еще для самореализации, чтобы дома не сидеть, потому что так принято. Для того чтобы заслужить уважение окружающих. "Чтобы чувствовать себя достойным членом общества", – сказала работающая мама двоих детей на консультации. Так-так, а вот с этого места поподробнее.
"Что ты сидишь без толку, иди лучше сделай что-нибудь!", "Хорошая девочка? Маму слушаешь? А дома помогаешь?", "Что значит "не могу"? Есть слово "надо!". И на десерт: "Делу время – потехе час!" – над входом в клуб пионерского лагеря. То есть, в переводе с родительского на детский: ты хороший, только когда приносишь нам пользу. Мы будем тебя любить, если ты будешь делать все, что тебе скажут, невзирая на усталость, нежелание заниматься именно этим и именно сейчас, короче – если ты забудешь о себе и будешь делать то, что нужно другим.
Почему Золушка безропотно выполняла все прихоти самодуры-мачехи и сводных сестер? Потому что в глубине души была уверена в неизбежной награде, в появлении любящего Принца, в том, что если она будет доброй и "полезной", рано или поздно кто-то сильный и могущественный заметит ее старания и вознаградит по-царски. Этот мотив восходит, с одной стороны, к христианской морали (воздаяние на небесах по заслугам земной жизни), а с другой – к младенческому представлению о том, что родители – это такие боги, которые все видят, все знают, читают в сердцах, и в конце концов – что? – правильно, наградят или накажут по своему усмотрению.
"Своею добротою погубила я себя"
Лида – редактор в крупном европейском издательстве. У нее двое детей-подростков, муж, который, если так можно сказать, отсепарировался от домашних проблем ("меня это не касается"), мама-инвалид, которая живет отдельно и которой нужно помогать. Лида работает в этом издательстве уже семь лет, на одном и том же месте. Рабочий день у нее длится с 9 до 20, зарплата составляет 1 тысячу у. е. и повышается на ..5% в год. Премий или других форм поощрения не существует. Вопрос: почему Лида остается на этой работе и не уходит, не требует повышения зарплаты, не берет больничный, даже когда сильно больна? Ответ: она уверена, что больше никто ее на работу не возьмет, что она больше не стоит, и самое главное – что она большего не заслуживает. Понятно, что когда у человека подобная самооценка, только ленивый не станет ее использовать по полной программе, включая собственных детей и мужа.
Лида все время уставшая, она никуда не ходит, нигде не бывает, в субботу она ездит убираться-готовить-стирать к маме, в воскресенье – та же программа дома. Но почему-то вместо сочувствия она вызывает у окружающих приступ агрессии. Даже я, близкая подруга, начинаю на нее сердиться, когда в очередной раз слышу, что она собирается идти на работу с температурой, потому что "надо же кому-то работать". Ну сколько можно, говорю я, никуда он не денется, твой драгоценный журнал, пусть это будут проблемы твоего начальника, он получает в шесть раз большую зарплату, а ты хоть три дня вылежи, передохни. "Нет, – с горестным вздохом отвечает Лида, – я должна". Кому должна, что именно должна – не важно. Награда будет, не исключено, что на небесах.
Лида ведь не одна такая. У нас у всех бывают периоды, когда мы, словно заколдованные, вкалываем день и ночь, забывая о себе. Но организм – к счастью – не дает совсем уж впасть в беспамятство. Начинаются непонятные болезни, внезапные приступы непонятно чего. Тело внятно говорит своему владельцу: я устало, остановись, мне нужен отдых. Обычно про 40-летних инфарктников говорят, что, мол, только на больничной койке до него дошло, как много он упустил в своей жизни. Но 40-летние "рабочие лошадки" тоже платят своим здоровьем за обещанную когда-то в детстве морковку.
Хроническая усталость
Совсем коротко про синдром хронической усталости. С моей точки зрения, все рекомендации типа "пейте витамины, посещайте солярий, ешьте то – не ешьте это" – обман самого себя. Если вы чувствуете себя подавленным, безразличным, выжатым, то, подхлестывая изнуренный организм различными стимуляторами, вы добьетесь только усугубления ситуации. Надо честно себе признаться: всей работы никогда не сделать. Всегда будут новые сияющие высоты, которые кто-то – не вы! – считает необходимым покорить. Спросите себя: "А что я с этого буду иметь? Премию? Какую? Эта сумма адекватна моим вложениям? Или мне придется почти всю ее потратить на восстановление после рывка? Вот эта морковка на веревочке перед моим носом, не важно, как она называется, она в самом деле такая уж сладкая и вкусная? И получу ли я ее в этой жизни?".
Чувство постоянной усталости говорит нам о том, что мы давно не общались с собственной душой и с собственным телом. Мы варварски пренебрегаем ими, а ведь тело и душа – единственное наше имущество, которое никто не может забрать.
Отдыхайте.