Психолог - о критериях "силы" учебного заведения и качестве образования
Сила: умная и грубая
Школы бывают разными: они могут отличаться по учебным программам, специализации, особенностям детей, размеру классов, режиму обучения...
"Сильная" школа - это школа с усложненной программой. В ней дети больше времени проводят за учебой, выполнением домашних заданий и пр. Основной идеей таких программ, как правило, является стремление представить детям информацию как бы "на вырост". Ребенку предлагают задачи на материал, который "еще не проходили". В такой ситуации он не сможет решить задачу по уже усвоенному образцу. Ему придется поискать новые пути или хотя бы выяснить, чего же именно ему не хватает, чтобы прийти к ответу. Таким образом педагог стимулирует творческую активность, развивает познавательные процессы. В итоге ребенок, не только умеет решать задачи по шаблону, но и учится использовать непосредственно мышление - а не память. В его репертуаре появляются общие навыки работы с разного рода информацией и формируется способ мышления, близкий к научному, ориентированный на познание нового. Ребенок учится выделять главное и второстепенное, строить гипотезы, проверять их и делать выводы, обобщать полученный опыт. Это - главное достоинство таких учебных программ.
Однако идея опережающего развития в некоторых школах воплощается не совсем удачно. Выдаваемые "на вырост" многочисленные знания не структурируются соответствующим образом. В результате дети оказываются засыпаны массивом разнообразных конкретных сведений, которые приходится учить наизусть вместо того, чтобы обобщать их. Это своеобразная проверка на выносливость: для подобного обучения важно качество памяти, а не умение мыслить. В результате ученики, не научившись думать, имеют в голове множество отдельных кусочков информации (дат, латинских названий), которые никак не увязываются в общую картину.
Совпадение желаний
Как и любая другая особенность, усложнение обучения не может быть привлекательным для всех. В хорошей "сильной" школе главная ценность - интеллектуальное любопытство. Естественно, успешными оказываются способные дети, которые действительно готовы посвящать большую часть своего времени учебе, а не уходят с головой в другие занятия - например, спорт или общение со сверстниками.
Помимо внешней разницы в учебных успехах, конечно, будет различаться и самоощущение детей. Самооценка зависит не только от способностей: для успешной учебы важнее желание учиться, целеустремленность, чем способности. Если образование - или шире, знание вообще - уже является собственной ценностью для ребенка, а его интересы сконцентрированы на профильном для школы предмете - ребенок будет ощущать себя на своем месте.
Дети, которые не испытывают азарта от решения непонятных задач, у которых это вызывает лишь растущую тревогу и неприятные переживания, - едва ли будут хорошо чувствовать себя в таких условиях. Поскольку они с большим интересом относятся к чему-то другому, им будет сложно и безрадостно насильно приковывать свое внимание к абстрактным вопросам, которые их лично не задевают. Повышенные требования не будут вызывать желания учиться. Они будут рождать тревогу, ребенок может начать сильно уставать и чаще болеть. Если это ваш случай - не стоит отдавать сына или дочь в "сильный" класс или настаивать на дальнейшей учебе в нем: ребенку тяжело, и лучше попробовать найти ему подходящую нишу в другом месте.
С кем мне интересно?
Знание как ценность изначально задается родителями. Но для успеха в "сильной" школе эта ценность должна "вжиться" в характер ребенка, стать его собственной. Поскольку в "сильной" школе собираются дети, для которых важна возможность совершенствовать свое мышление, можно предполагать, что их эмоции оказываются слегка пригашены. Отношения складываются в среднем менее личностно-значимые, не столь теплые или агрессивные. Больший акцент делается на "содержательной" дружбе - например, совместном изучении инфузорий-туфелек, а не дружных прогулах уроков. Это также может служить аргументом при выборе подходящей школы для ребенка. Если для него очень важна сплоченность компании и он очень общительный, ему может быть неуютно в классе, где редко дерутся и мирятся. Если же ему больше нравится взаимодействовать с теми людьми, которых, как и его, привлекает наука - возможно, это подходящий вариант.
Для "сильной" школы ее "сила" - отличительный признак, т.е. остальные школы в сравнении с ней признаются как бы слабее. Это формирует у детей ощущение их избранности. И оказывается очень важным для подростка, который всегда ищет группу, с членом которой он отождествлял бы себя (референтную группу). Класс - особенно такой, необычный - часто может стать такой референтной группой. Ощущение того, что он не один, формирует у ребенка уверенность в себе и в том, что у него есть товарищи - такие же, как он.
Таким образом, в подростковый период ребенок может найти и эмоциональную опору в том, что учится в школе, которая отличает его от других. Разумеется, если он успешен в этом коллективе.
В семье, которая отдает ребенка в школу с повышенными нагрузками, очень большое значение придается образованию и умению его получать. Соответственно, взаимодействие ребенка с родителями во многом обусловлено этим. Т.е. с одной стороны, такое общение, скорее всего, интеллектуально насыщено. С другой стороны, оказываются важными статусные вещи, успешность, целеустремленность - и взаимные оценки выносятся по результатам успехов. Ребенка поощряют и наказывают в зависимости от того, насколько хорошо он учится. Соответственно, и у него формируется представление о том, что людей следует оценивать по тому, насколько они профессионально успешны, эрудированны, образованны. Это несет с собой некоторую эмоциональную охлажденность.
Так мы идем в сильную школу?
Современное общество называется информационным, поскольку именно информация является основной ценностью, предметом торговли и причиной преступлений. Раньше для успешной жизни было достаточно получить определенный набор знаний, и дальше оставалось стремиться к профессионализму в своей нише. Сейчас же для специалиста в любой области важно умение ориентироваться в пространстве новой информации, находить нужное и отбрасывать шелуху. Важно не знать что-то, а знать, где это можно найти.
Соответственно, при образовании, построенном с опережением, у ребенка формируются понятия о методах познания - т.е. он может не знать, сколько будет 1518 или что такое "странные аттракторы", но он придумает, как это посчитать или где об этом прочесть.
В то же время другой тенденцией современного общества является привлечение в него людей с особыми возможностями. Так, во многих школах создаются классы, в которых рядом учатся обычные дети и дети с нарушениями развития. Задача такого коллектива - воспитание терпимости друг к другу и обучение тому, как устанавливать теплые отношения. Здесь в центре внимания оказывается эмоциональная сфера, большее внимание уделяется способности общаться с людьми, выстраивать гармоничные и уважительные отношения. Детям показывают, что все люди имеют свои достоинства.
Эта тенденция если не прямо противоположна направлению, в котором развиваются "сильные" школы, то во многом ей противоречит. В первом случае в фокусе находится интеллектуальное развитие, во втором - эмоциональное. Коммуникативные способности и интеллект - не одно и то же. Ребенок (и взрослый) может быть одаренным интеллектуально и испытывать полное отвращение к человеческому обществу, может быть замечательным и чутким собеседником, ненавидя решать задачи. Успешным в обоих видах деятельности человек бывает далеко не всегда.
Школа, особенно хорошая школа, может развить имеющиеся у ребенка склонности и способности, сформировать интерес к какой-то новой для него области; может - если она плохая - эти способности подавить. Но изменение уже сформировавшихся особенностей личности - это не задача школы. Поэтому лучше выбирать для ребенка место учебы, исходя из его интересов и способностей. И, прежде чем сделать выбор, именно через призму склонностей ребенка изучить достоинства и недостатки разнообразных школ, колледжей и гимназий.