Сильная школа - идеал не для всех

Школы бывают разными: они могут отличаться по учебным программам, специализации, особенностям детей, размеру классов, режиму обучения... "Сильная" школа - это школа с усложненной программой. В ней дети больше времени проводят за учебой, выполнением домашних заданий и пр.

Психолог - о критериях "силы" учебного заведения и качестве образования

Сила: умная и грубая

Школы бывают разными: они могут отличаться по учебным программам, специализации, особенностям детей, размеру классов, режиму обучения...

"Сильная" школа - это школа с усложненной программой. В ней дети больше времени проводят за учебой, выполнением домашних заданий и пр. Основной идеей таких программ, как правило, является стремление представить детям информацию как бы "на вырост". Ребенку предлагают задачи на материал, который "еще не проходили". В такой ситуации он не сможет решить задачу по уже усвоенному образцу. Ему придется поискать новые пути или хотя бы выяснить, чего же именно ему не хватает, чтобы прийти к ответу. Таким образом педагог стимулирует творческую активность, развивает познавательные процессы. В итоге ребенок, не только умеет решать задачи по шаблону, но и учится использовать непосредственно мышление - а не память. В его репертуаре появляются общие навыки работы с разного рода информацией и формируется способ мышления, близкий к научному, ориентированный на познание нового. Ребенок учится выделять главное и второстепенное, строить гипотезы, проверять их и делать выводы, обобщать полученный опыт. Это - главное достоинство таких учебных программ.

Однако идея опережающего развития в некоторых школах воплощается не совсем удачно. Выдаваемые "на вырост" многочисленные знания не структурируются соответствующим образом. В результате дети оказываются засыпаны массивом разнообразных конкретных сведений, которые приходится учить наизусть вместо того, чтобы обобщать их. Это своеобразная проверка на выносливость: для подобного обучения важно качество памяти, а не умение мыслить. В результате ученики, не научившись думать, имеют в голове множество отдельных кусочков информации (дат, латинских названий), которые никак не увязываются в общую картину.

Совпадение желаний

Как и любая другая особенность, усложнение обучения не может быть привлекательным для всех. В хорошей "сильной" школе главная ценность - интеллектуальное любопытство. Естественно, успешными оказываются способные дети, которые действительно готовы посвящать большую часть своего времени учебе, а не уходят с головой в другие занятия - например, спорт или общение со сверстниками.



Помимо внешней разницы в учебных успехах, конечно, будет различаться и самоощущение детей. Самооценка зависит не только от способностей: для успешной учебы важнее желание учиться, целеустремленность, чем способности. Если образование - или шире, знание вообще - уже является собственной ценностью для ребенка, а его интересы сконцентрированы на профильном для школы предмете - ребенок будет ощущать себя на своем месте.

Дети, которые не испытывают азарта от решения непонятных задач, у которых это вызывает лишь растущую тревогу и неприятные переживания, - едва ли будут хорошо чувствовать себя в таких условиях. Поскольку они с большим интересом относятся к чему-то другому, им будет сложно и безрадостно насильно приковывать свое внимание к абстрактным вопросам, которые их лично не задевают. Повышенные требования не будут вызывать желания учиться. Они будут рождать тревогу, ребенок может начать сильно уставать и чаще болеть. Если это ваш случай - не стоит отдавать сына или дочь в "сильный" класс или настаивать на дальнейшей учебе в нем: ребенку тяжело, и лучше попробовать найти ему подходящую нишу в другом месте.

С кем мне интересно?

Знание как ценность изначально задается родителями. Но для успеха в "сильной" школе эта ценность должна "вжиться" в характер ребенка, стать его собственной. Поскольку в "сильной" школе собираются дети, для которых важна возможность совершенствовать свое мышление, можно предполагать, что их эмоции оказываются слегка пригашены. Отношения складываются в среднем менее личностно-значимые, не столь теплые или агрессивные. Больший акцент делается на "содержательной" дружбе - например, совместном изучении инфузорий-туфелек, а не дружных прогулах уроков. Это также может служить аргументом при выборе подходящей школы для ребенка. Если для него очень важна сплоченность компании и он очень общительный, ему может быть неуютно в классе, где редко дерутся и мирятся. Если же ему больше нравится взаимодействовать с теми людьми, которых, как и его, привлекает наука - возможно, это подходящий вариант.

Для "сильной" школы ее "сила" - отличительный признак, т.е. остальные школы в сравнении с ней признаются как бы слабее. Это формирует у детей ощущение их избранности. И оказывается очень важным для подростка, который всегда ищет группу, с членом которой он отождествлял бы себя (референтную группу). Класс - особенно такой, необычный - часто может стать такой референтной группой. Ощущение того, что он не один, формирует у ребенка уверенность в себе и в том, что у него есть товарищи - такие же, как он.

Таким образом, в подростковый период ребенок может найти и эмоциональную опору в том, что учится в школе, которая отличает его от других. Разумеется, если он успешен в этом коллективе.

В семье, которая отдает ребенка в школу с повышенными нагрузками, очень большое значение придается образованию и умению его получать. Соответственно, взаимодействие ребенка с родителями во многом обусловлено этим. Т.е. с одной стороны, такое общение, скорее всего, интеллектуально насыщено. С другой стороны, оказываются важными статусные вещи, успешность, целеустремленность - и взаимные оценки выносятся по результатам успехов. Ребенка поощряют и наказывают в зависимости от того, насколько хорошо он учится. Соответственно, и у него формируется представление о том, что людей следует оценивать по тому, насколько они профессионально успешны, эрудированны, образованны. Это несет с собой некоторую эмоциональную охлажденность.

Так мы идем в сильную школу?

Современное общество называется информационным, поскольку именно информация является основной ценностью, предметом торговли и причиной преступлений. Раньше для успешной жизни было достаточно получить определенный набор знаний, и дальше оставалось стремиться к профессионализму в своей нише. Сейчас же для специалиста в любой области важно умение ориентироваться в пространстве новой информации, находить нужное и отбрасывать шелуху. Важно не знать что-то, а знать, где это можно найти.

Соответственно, при образовании, построенном с опережением, у ребенка формируются понятия о методах познания - т.е. он может не знать, сколько будет 1518 или что такое "странные аттракторы", но он придумает, как это посчитать или где об этом прочесть.

В то же время другой тенденцией современного общества является привлечение в него людей с особыми возможностями. Так, во многих школах создаются классы, в которых рядом учатся обычные дети и дети с нарушениями развития. Задача такого коллектива - воспитание терпимости друг к другу и обучение тому, как устанавливать теплые отношения. Здесь в центре внимания оказывается эмоциональная сфера, большее внимание уделяется способности общаться с людьми, выстраивать гармоничные и уважительные отношения. Детям показывают, что все люди имеют свои достоинства.

Эта тенденция если не прямо противоположна направлению, в котором развиваются "сильные" школы, то во многом ей противоречит. В первом случае в фокусе находится интеллектуальное развитие, во втором - эмоциональное. Коммуникативные способности и интеллект - не одно и то же. Ребенок (и взрослый) может быть одаренным интеллектуально и испытывать полное отвращение к человеческому обществу, может быть замечательным и чутким собеседником, ненавидя решать задачи. Успешным в обоих видах деятельности человек бывает далеко не всегда.

Школа, особенно хорошая школа, может развить имеющиеся у ребенка склонности и способности, сформировать интерес к какой-то новой для него области; может - если она плохая - эти способности подавить. Но изменение уже сформировавшихся особенностей личности - это не задача школы. Поэтому лучше выбирать для ребенка место учебы, исходя из его интересов и способностей. И, прежде чем сделать выбор, именно через призму склонностей ребенка изучить достоинства и недостатки разнообразных школ, колледжей и гимназий.

Александра Бочавер, психолог
Статья из журнала
Наш любимый малыш
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Сильная школа - идеал не для всех"

Вы не авторизованы.

Совершенно согласна, особенно с Ирунчиком.
У меня у самой год назад сдвинулось в голове все, как я считаю, в правильную сторону, не отдала я дочку в гимназию. Учимся в обычной школе, учимся ХОРОШО, занимаемся плаванием - очень успешно, не летим безумно делать уроки или учить латынь-англ.яз-информатику и прочее.
2006-01-11, Орешка
Статья правильная.
Чувствуется автор не по наслышке знакои с изнанкой обучения в "сильных школах".
Но, уверен, что НИКОГО из родителей эта статья не остановит.
Сооражения престижа, даже понимаемые по-разному, перевесят риски отдать своими руками ребеонка в "ШКОЛУ ВЫЖИВАНИЯ"
2006-01-06, Георгий
Хорошо, что иногда бывают такие статьи. Если их будет больше, то, возможно, что-то и сдвинется в головах родителей, которые считают нормальным 3 часа делать уроки в начальной школе, или учить английский язык по 3 часа в день в дошкольный период.
2006-01-06, _Ирунчик
Все озабочены, как не перегрузить ребенка, а нормально, если ребенок за 3 года в начальной школе ни разу не сидел за уроками более 15 мин? НАДО отдавать в сильную школу, что бы ребенок научился работать, иначе как дальше ему жить и выживать?
2006-01-18, Елена
Пусть учится РАБОТАТЬ после хотя-бы 18 лет. Сначала пусть полностью сформируется, вырастет и наберет силу - а уж тогда и грузить. Если грузить в процессе роста, то вырастет чахлым и уже не сможет нести такую нагрузку, какую мог бы.
2006-01-18, _Ирунчик
Поделитесь:

22.04.2004
Обновлено 13.03.2013
Статья дня
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Близкие по теме статьи
Естественные роды в роддоме: темно, тихо и знакомая акушерка
Естественные роды в роддоме: темно, тихо и знакомая акушерка
Врач акушер-гинеколог: что такое мягкие роды
Почему ребенок растет тревожным и чем это грозит
Почему ребенок растет тревожным и чем это грозит
Различия в воспитании мальчиков и девочек
Веселые детские книги об идеальной семье
Веселые детские книги об идеальной семье
День семьи: лучшие детские книги о веселых дружных семьях
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!