Новый учебный год станет новым во многих смыслах. Родителям придется больше платить за формально бесплатное обучение в государственных школах, зато уровень образования, по заверениям чиновников, станет выше. Чего еще ждать московским школьникам и их родителям, разбирался корреспондент "ИП" Владислав Киселев
Юные москвичи, которые придут 1 сентября в школу, увидят там много нового. Их родители - тоже. И если первым нужно готовиться больше и лучше учиться, то вторым, вполне вероятно, придется утвердиться в мысли, что совершенно бесплатное образование существует только на бумаге.
Ожидаемый в некоторых школах недостаток финансирования связан с тем, что теперь школам будут выделять деньги по количеству учеников. Если же школа учеников не добрала - например, вместо расчетных 500 в нее записалось лишь 300,- недостаток госсредств, вероятно, придется возмещать родителям. В то же время радикальное изменение финансирования образования приведет к появлению реальной конкуренции между школами. Они теперь будут вынуждены "бороться" практически за каждого ученика, что, в свою очередь, по задумке чиновников от образования, должно привести к повышению его качества.
Дотянуть до норматива
С начала 2006 года в столице введено нормативное государственное финансирование школ. Постепенно эта норма вводится по всей стране. Средства школам выделяются теперь в расчете на одного ученика, и этот показатель умножается на количество детей в каждой конкретной школе. Нормативов финансирования существует два десятка - в зависимости от типов и видов образовательных учреждений. Начальная школа - это одни нормативы, средняя - другие, старшая - третьи. В лицее и гимназии коэффициенты выше, чем в обычной школе, потому что там больше учебных часов и учителя получают большую зарплату. Школы здоровья, где детям требуются медицинская помощь и индивидуальные занятия,- еще дороже. В кадетских корпусах, где дети находятся на полном обеспечении и получают обмундирование,- нормативы самые большие. Казалось бы, все хорошо. Да и московский норматив в 30-80 тыс. руб. на одного ученика в год в зависимости от типа школы значительно выше тех 10 тыс. руб., которые выделяются в среднем по стране. Однако все непросто.
"Даже если у школы полный комплект и она получает финансирование на всех учеников, общая сумма покрывает лишь две трети от реальных потребностей. Довести нормативы до необходимых величин не позволяет городской бюджет,- объясняет заслуженный учитель России, председатель комиссии Мосгордумы по науке и образованию, учитель математики школы-гимназии №710 Евгений Бунимович.- И надо понимать, что те школы, у которых будет недобор, окажутся в тяжелом положении. Конечно, они не могут не проводить уроки. Но вот на ремонт, скорее всего, денег не хватит. Нетрудно догадаться, от кого руководство таких школ будет ждать помощи,- от родителей".
Под удар первыми попадут школы в центре Москвы - большому количеству учеников там просто неоткуда взяться.
"Эти школы рассчитаны на 800-900 детей, а учится там не больше 300-400",- рассказал ИП директор Центра образования №548 "Царицыно" Ефим Рачевский. По его словам, те школы, которые столкнутся с сильно урезанным финансированием (а таких окажется 15-20%), будут испытывать проблемы с зарплатами учителям.
Есть еще одна новость, и она касается всех. Денег на оплату охраны школ не прибавится. Правда, за счет бюджета удалось оснастить все школы "тревожными кнопками". Но вот посадить охранников смогли только в 300 интернатах и других специализированных учебных заведениях. Оплачивать работу сотрудников ЧОП в остальных 4 тыс. столичных школ по-прежнему придется родителям.
"Родители сегодня вместе со школой обязаны заниматься обустройством школ. Только партнерство родителей и школы может привести к чему-то хорошему",- считает руководитель столичного департамента образования Любовь Кезина. Это заявление можно считать программным: город признает, что бесплатным государственное образование является лишь номинально.
Причем государству не удалось даже наладить систему, которая хотя бы упрощала процесс оплаты.
"В школе всегда было запрещено собирать с родителей наличные деньги. Но такая практика есть. Поскольку в большинстве школ деньги собираются неофициально, реально проконтролировать, куда они ушли, практически невозможно. Родители к этому давно привыкли. Не раз и не два бывали случаи, когда дети, чьи родители отказывались платить "взносы", оказывались изгоями и учителя издевались над ними как могли",- говорит Евгений Бунимович.
По закону деньги на школьные нужды могут идти только через банк - руководителей учебных заведений, где этот порядок нарушается, можно привлечь к уголовной ответственности.
"Родители возмущаются. Мало того, что их заставляют доплачивать за образование детей, так еще и вынуждают идти в банк, где с каждого перевода денег берут комиссию",- продолжает господин Бунимович.
При этом у школ хотят отнять возможность хотя бы частично осуществлять самофинансирование. "Сейчас готовятся поправки в Бюджетный кодекс, на основании которых школы могут лишиться права, которое они получили еще в 1992 году, самостоятельно зарабатывать деньги. Это еще больше ухудшит и так непростую ситуацию, сложившуюся после введения нормативного финансирования. Причем отразится это не только на состоянии школ, но и на возможностях обучения.
Например, если бюджетное финансирование рассчитано на изучение одного иностранного языка, то даже если у школы есть учителя и возможности, а родители готовы оплачивать второй язык, делать этого будет нельзя. Родителям придется искать такие услуги на стороне.
Государство лишает школы возможности самостоятельно зарабатывать деньги и в то же время не может найти достаточно средств на достойное их содержание",- жалуется школьный директор Ефим Рачевский.
Всем дадут по профилю
С другой стороны, школам дали, что называется, "карты в руки", чтобы они могли конкурировать между собой за учеников, ведь за каждым из них стоят реальные бюджетные деньги. С нового учебного года школы вольны сами открывать профильные классы, по упрощенной процедуре. Для открытия профильного класса в старшей школе (начиная с девятого класса) будет достаточно решения окружного управления образования, а не городского департамента, как это было раньше. Сейчас открываются классы математические, экономические, педагогические, юридические, гуманитарные и многие другие. На это есть запросы и от детей, и от их родителей. "Школы за счет этого не только привлекают новых учеников, но и получают дополнительное финансирование из городского бюджета",- поясняет Евгений Бунимович.
Заинтересованы в этом и учителя, которые получают дополнительные деньги за преподавание в профильных классах, потому что там больше учебных часов. Правда, если администрация школы не позаботилась о создании профильных классов нынешним летом, открыть их можно будет только в следующем году.
Перед открытием того или иного профильного класса проводится опрос детей и родителей с тем, чтобы выяснить, будет ли достаточное количество желающих в нем учиться. Практика показывает, что в случае, если желающих наберется больше пятнадцати, школе выгодно открыть такой класс. И если школа к этому готова, она подает заявку в окружное управление образования. После того как чиновники утвердят появление, например, экономического класса, в него начинают набор детей. Причем вне зависимости от того, кто стал инициатором его создания - родители или администрация школы, в профильный класс можно попасть только на основании конкурса. Он бывает в форме теста на готовность углубленно изучать определенную специальность. Но чаще всего учителя, зная детей на протяжении нескольких лет, дают им рекомендацию для поступления в тот или иной профильный класс. Здесь немаловажную роль могут сыграть и текущие оценки по профилирующему предмету. Главное, чтобы соблюдался принцип добровольности. Принуждать детей идти в профильный класс не должны ни родители ("потому что это престижно"), ни школы, которым это выгодно материально. "Школа не имеет права загонять учеников в профильные классы - это не обязанность, это возможность",- считает Ефим Рачевский.
Но тут есть и другая проблема. "Мы могли бы открыть больше классов, деньги на это есть. Но работа в таких классах с точки зрения профессиональной квалификации учителей труднее. Поэтому мы в состоянии открывать такие классы, только когда появляются учителя с действительно высокой подготовкой,- говорит Евгений Бунимович.- Естественно, мы прекрасно понимаем, что выбор сферы деятельности в жизни далеко не всем по силам в 15 лет. Поэтому мы обязательно оставляем в каждой школе и общеобразовательные классы. Тем, кто не смог определиться, надо дать возможность спокойно окончить общую школу".
Легко без оценок и учебников
Груз знаний давит на современного школьника. Причем буквально. Не каждый первоклассник без ущерба для здоровья способен таскать в школу комплект учебников. С нового учебного года ситуация должна измениться к лучшему. После двухлетней подготовки наконец будет реализована идея "легких учебников". Причем основная задача реформы была не в том, чтобы уменьшить учебник, оставив в нем меньше знаний.
Просто учебники разделены на части - либо на две, либо на четыре - если предмет объемный. Обложки у новых учебников будут пластиковые - более легкие и прочные. Для этих учебников по инициативе городских властей был разработан и ранец, который весит меньше 0,5 кг. Правда, в продажу он пока не поступил.
Новые учебники должны появиться в школах уже в этом учебном году. Они будут бесплатными. Правда, обеспечить ими полностью удастся только первоклассников (при том что программа рассчитана с первого по шестой классы).
Естественно, что все учебники - а по некоторым предметам существует до десяти авторских вариантов, одобренных Минобразования,- разделить на части было невозможно. Поэтому школам, если они хотят получить такие учебники от города, придется согласиться учить детей по книгам, которые посчитал достойными городской департамент образования.
Кроме того, в городе создана специальная комиссия, которая будет работать над содержанием новых учебников. Московские чиновники хотят изменить практику, когда рассмотрение учебников для одобрения к использованию в учебном процессе проводится изолированно, каждого в отдельности. Отсюда возникают несогласованности: например, учебник истории для 10-го класса может оперировать совершенно другими понятиями и терминами, предлагать иные идеологические оценки, чем для девятого. И уже в ближайшие год-два учебники будут приниматься так называемыми образовательными линиями с первого по 11-й класс, чтобы при переходе из класса в класс сохранялась преемственность изложения.
Со временем московским школьникам, возможно, вообще не придется носить с собой учебники. Дело в том, что, по мнению столичных чиновников от образования, компьютер должен стать доступным и удобным инструментом обучения на всех предметах. Для этого по заказу городского департамента образования сейчас разрабатываются электронные учебники и учебные пособия. Это будут не просто отсканированные бумажные учебники. Сам принцип построения учебного процесса будет другим, когда при помощи гиперссылок можно будет не только моментально получить информацию по изучаемому предмету, но и, например, посмотреть биографию исторического персонажа, упомянутого в литературном произведении, или экономическую карту страны, о которой идет речь в курсе истории. "Электронные учебники" установят в школьных компьютерных классах, а заниматься по ним будут не только на уроках информатики, но и по другим предметам. Эксперимент должен начаться в середине года, в каких именно школах - пока не решено.
Оценки теперь тоже будут другими. Как сообщила Любовь Кезина, их ведомство рекомендовало школам не выставлять оценки по предметам, где успеваемость может зависеть не от уровня и объема полученных знаний, а исключительно от природного таланта или здоровья ребенка. В частности, постепенно школы отказываются от текущих оценок по рисованию, пению и физкультуре. Они будут выставляться только по итогам четверти и года.
Причем теперь, по словам руководителя столичного департамента образования, школьники не будут получать двоек по этим предметам, вне зависимости от показанного результата.
Московский всеобуч
С начала учебного года посещаемость будут контролировать не только школьные власти, но и профильные отделы префектур. Нужно это, по мнению городского департамента образования, в первую очередь для того, чтобы выявить, кто из детей вообще не посещает школу. Такая проблема не характерна для Москвы, но в России существует: призывные комиссии жалуются, что некоторые юноши просто не умеют ни читать, ни писать, поскольку никогда не ходили в школу.
Контроль со стороны префектур будет усилен родительским надзором. Такая возможность появится у тех, чьи дети учатся в школах, где начался эксперимент по выдаче электронных "карт учащихся". В эксперименте участвует 20 школ СевероВосточного и Центрального округов. В ближайшее время к ним присоединится еще несколько в Северном. В дальнейшем "карту учащегося" планируется ввести во всех государственных школах города. С помощью таких карт можно контролировать проход учеников в здание (на входе установят специальные турникеты) и с точностью до минуты фиксировать опоздания. Эта информация будет доступна родителям, если они зайдут на интернет-сайт школы. Там же они могут посмотреть и на успеваемость детей. Электронная карта дает преимущества и ребенку.
С ее помощью он может расплачиваться за обеды в школьной столовой (в дополнение к бюджетным средствам на питание, полагающимся школьникам начальных классов, родители вправе добавлять на счет свои деньги). Одновременно карта является еще и проездным билетом в городском общественном транспорте, и электронным читательским билетом в школьной библиотеке. Как говорили в советское время, все условия вам созданы, только учитесь.
Если от вас в школе необоснованно, на ваш взгляд, требуют материальной поддержки, звоните в Городскую инспекцию при Департаменте образования Москвы. Она принимает жалобы на поборы в школах и детских садах.
366 6850
Если вы считаете, что в вашей школе уделяют недостаточно внимания новым методикам преподавания или просто не занимаются их развитием, нужно звонить на "Горячую линию" по реализации национального проекта "Образование" Федерального агентства по образованию.
237 8013
Учителей на всех не хватит
Как заявила недавно глава столичного Департамента образования Любовь Кезина, учителей в школах сейчас хватает только потому, что учеников мало. Сказывается демографический провал 1990-х годов
В последние десять лет в Москве существует четкая тенденция: ежегодно количество школьников сокращается на 40 тыс. В итоге сегодня на одного учителя приходится 10 детей, в то время как в странах Западной Европы - 15. Но так будет не всегда. По прогнозам демографов, в 2008 году вновь начнется рост количества школьников.
В свою очередь низкие заработки (в 2005 году в среднем 10,5 тыс. руб. в месяц) и непрестижность профессии учителя привели к тому, что преподавать в школу сегодня берут практически всех, кто имеет высшее образование и готов учить детей. Непрофессионализм учителей зачастую приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться. "Мой сын - сейчас он пойдет в пятый класс - вообще отказывался ходить в школу. Он носит длинные волосы. Учительница ему сказала, что ей неприятно на него смотреть и, если он не пострижется, его посадят в центре кабинета и будут стричь всем классом. Он пришел домой и попросил перевести его в другую школу. Разговор с классным руководителем ни к чему не привел. Исправить ситуацию и получить извинения мне удалось только после обращения в окружное управление образования",- рассказала ИП москвичка Ирина.
Сегодня в московских школах особенно не хватает учителей информатики, английского языка и физкультуры. Если бы учителя в школы набирались по конкурсу, а не по принципу "спасибо, что пришли", и качество образования, и отношение к детям было бы другим.
Но на данный момент единственное, что остается делать властям,- это просто привлекать в школы как можно больше учителей, любых. Иначе с 2008 года учить детей будет попросту некому.
До школы
Изменится в новом учебном году и подготовка детей к школе. Власти хотят, чтобы дети приходили в школу готовыми получать знания и умея уживаться в коллективе
Несмотря на то что очередь в детские сады сегодня насчитывает 16,5 тыс. человек, городские власти обещают каждого ребенка подготовить к школе. Департамент образования принял решение принимать в группы всех шестилетних детей. Для них специально будут зарезервированы места. Кроме того, пропустить больше детей через детские сады позволит программа строительства дошкольных учреждений. В планах властей - открывать ежегодно по 100 детских садов. Кроме того, в ближайшие два года еще 60 ведомственных садов должны быть переданы Москве.
Сегодня примерно 60% детей ходят в детские сады и 40% сидят дома. Теперь у родителей появилась возможность проверить, насколько их домашняя подготовка соответствует тому, что ребенка ждет в школе. С этого года московским детям будут предлагаться (естественно, добровольно) самые разные формы подготовки к школе. Причем посещать дошкольные учреждения можно будет так, как удобно и родителям, и детям. Можно приходить в сад на полдня, можно - раз или два в неделю.
"Нашей идеей является то, чтобы детские сады из камеры хранения стали частью единой образовательной линии. Ведь детский сад - это подготовка к школе, а школа - подготовка к вузу. Надо понимать, что детский сад - это период очень интенсивной подготовки ребенка, в это время дети очень активно познают мир, и мы хотим это использовать гораздо более серьезно, чем раньше",- говорит председатель комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. В государственных детских садах введут, помимо лепки и рисования, ряд общеобразовательных предметов: например, будут учить детей азам чтения, математики и ряда других предметов, чтобы им было проще адаптироваться к школе.